ТРЕТИЙ КЛАСС
Глупец тот, кто воображает, что он имеет полное
право и возможность ездить когда ему угодно в этом классе!
Вот Цейлон, Коломбо, март 1911 года.
Утро, всего восьмой час.
Но зной уже адский, он густ и неподвижен,
как перед той страшной грозой, которой, должно быть, начался потоп.
Весь в белом и в белом шлеме, сижу в раскаленной
лакированной колясочке, в маленькой двуколке, в тонких оглоблях которой
ровно и крупно, слегка подавшись вперед, мчится высокий и черный, весь
блистающий своей могучей великолепной наготой тамил.
Еду на вокзал, чтобы отправиться - ну, скажем,
в Анарадхапуру.
И вот впереди уже площадь, пустая, белая,
ослепительная, а за нею еще более ослепительное белое здание вокзала, -
оно почти страшно своей белизной на белесом от зноя небе. Среди всей этой
белизны и белого солнечного пламени черное тело и длинные черные волосы
тамила режут глаз.
В здании вокзала легче, всюду веет теплый
сквозняк.
Сняв шлем, вытираю мокрый ледяной лоб, кость
которого так ощутительна при поте, и спешу к выходу на платформу.
Высокий и тяжелый, с белыми крышами и навесами
над окнами, поезд уже готов.
Спешу к будочке кассира, вынимаю на ходу ровно
столько монет, сколько требуется на проезд до Анарадхапуры в третьем классе,
и стучу ими перед выглядывающим из будки англичанином:
- Third class, Anaradhapura! Третий класс,
Анарадхапура!
- First class? Первый класс? - спрашивает
англичанин.
- No, third class! - кричу я.
- Yes, first class! - кричит англичанин, выкидывая
мне билет первого класса.
И тогда я прихожу в ярость и начинаю кричать
приблизительно так:
- Слушайте, мне это осточертело! Я хочу видеть
все особенности страны, всю ее жизнь, всех ее обитателей, вплоть до самых
«презренных», как вы любите выражаться о цветных людях, которые, конечно,
не могут да и не смеют ездить в первых классах. Но всякий раз, как я хочу
сесть в третий класс, начинается борьба с кассиром! Я твердо и ясно требую
третий класс. Однако, пользуясь созвучием слов, меня всякий раз перебивают,
дурачат: «Вы хотите сказать, первый класс?» Я кричу: да нет, третий! Но
мне все-таки выкидывают билет первого класса. Я швыряю его назад - и тогда
кассир, вне себя от негодования и удивления, что белый человек одержим
низким и безумным желанием сидеть рядом с цветным, начинает тоже кричать,
пугает меня насекомыми, которых я могу набраться от цветных, главное же,
наставляет меня в том, что никто, решительно никто из белых не ездит здесь
в третьем классе, что это не принято, неприлично, возмутительно!
И я твердо заключаю:
- Одним словом, извольте сию же минуту дать
мне то, что я требую!
В конце концов кассир сдается: пораженный
моей
яростью, он на мгновение каменеет и вдруг решительно швыряет мне билет
третьего класса.
Торжествуя, водворяюсь я в вагоне и жду спутников,
этих самых «презренных» цветных.
Но что за черт - их нет и нет!
По платформе, мимо моего купе, несется непрерывный
сухой шорох босых бегущих ног.
Но почему же несется он все мимо, все дальше
куда-то ?
А, понимаю: это их пугает мой шлем, белый
шлем белого человека!
И я снимаю шлем, прижимаюсь в угол, снова
жду - снова напрасно.
- Теперь-то почему же никого нет? - думаю
я. - Ведь теперь они меня не видят?
И я вскакиваю с места, высовываюсь в окно,
чтобы понять, в чем дело - и дело объясняется тотчас же и очень просто:
на моем купе крупно написано мелом, что оно - занято! Едва я успел войти
в него, как на нем написали: занято! Настоял, мол, на своем, вырвал билет
третьего класса, так вот же тебе - сиди, идиот.
И несется, несется поезд в бездне ослепительного
зноя, льющегося с неба на эту радостную, райскую землю, и четко отдается
татаканье колес от цветущих лесных дебрей, без конца летящих назад, мимо
окон.
- Курумба-а! - горестно и звонко кричат на
остановках продавцы кокосовых орехов под сухой шорох босых ног, бегущих
мимо моего купе.
И на одной из следующих остановок я, как вор,
перебегаю в четвертый класс, в вагон, набитый сидящими и стоящими, черными
и шоколадными телами, которые только по бедрам повязаны мокрыми от пота
тряпицами.
<....................................>
______________________________________________________________________________________
|