.

В. М. Рамишвили 
(Днепропетровск)
 

Борьба против времени

     Анализируются экзистенциальные проблемы, связанные с природой времени и 
его ролью в человеческом бытии. Основные моменты указанной проблемы
 
рассматриваются на примере творчества С.Кьеркегора и Ф.Ницше. Показано, что
 
созданная этими мыслителями идея смысла человеческой жизни как процесса
 
преодоления времени стала в
X X веке одной из основных тем европейской 
философии.

     Человек интересовался своим «я». Осью личностного начала человека оказывается 
судьба. Судьба есть то, что создает своеобразие человеческого бытия. Человек стремится постигнуть глубинные законы судьбы, пытаясь ответить на вопрос, - почему какое-то
 
явление имеет место в его жизни. Ему важно знать, в состоянии ли он изменить свое бытие, возможно ли избавление от бремени судьбы. Мы не будем касаться в контексте статьи
 
принципа судьбы, то есть причин, по которым человек заслуживает такой (а не иной )
 
жизни. Нас интересует порядок судьбы, определяющий то, что какое-то событие имеет
 
место в человеческой жизни в определенный, а не произвольный момент времени.
Время 
создает необратимость человеческого бытия, и поэтому человек желает постичь природу 
времени. Он хочет знать свое будущее, незнание которого является одним из проявлений конечности человеческого существования. Человек своей жизнью в единстве прошлого, настоящего и будущего, предстанет перед событием подведения итогов, символически выраженном в Божьем суде. В горизонте этого символа он обнаруживает целостность своей жизни, которую уже невозможно переделать и ему остается лишь смириться с судьбой. 
Трагизм неизбежности заложен в прошлом, потому что будущее человека целиком зависит 
от него. Человек всегда трепещет перед своим прошлым, он не может изменить его, 
поскольку время необратимо и совершенные поступки невозможно отвергнуть. Поэтому 
спасение человека - в преодолении прошлого. Спасение для Кьеркегора и Ницше не 
является абстрактным и трансцендентным феноменом. Человек стремится приобщиться к вечности и спасти свою душу не в потустороннем мире, а в результате земной жизни. Он 
здесь и сейчас желает спасения и поэтому не может ожидать окончания времени. Для него должно быть возможным преодоление необратимости времени здесь и сейчас. Человек 
каждую минуту должен ожидать суда, приговора и спасения, что создает неопределенность естественного порядка судьбы. Вмешательство Бога в земную жизнь может произойти в 
любую минуту, но и спасения можно ожидать в непредсказуемый момент времени.
     Способен ли на это человек? Время проходит, а земная жизнь конечна, что, по мнению Кьеркегора, создает трагизм человеческого бытия. Для Кьеркегора основными вопросами проблематики времени являются: 1) какова природа прошлого? 2) какова возможность его преодоления? Чем является мгновение как форма приобщения к вечности? Христианство 
всегда рассматривало человека в перспективе вечности, вина и приговор оценивались как 
вечные категории. Кьеркегора интересуют, вечны или преходящи вина и приговор. Если 
наше земное бытие является временным, то почему не должны быть такими же 
временными и преходящими вина и наказание за нее. Почему прошлое способно оказывать влияние на будущее? Существует ли прошлое в абсолютном смысле, то есть как время, 
навсегда запечатлевающее человеческое несчастье?
     Человек как временное существо подчиняется закону вечности, в котором нет прошлого, 
и ничто не исчезает бесследно. Вечными для него являются и категории вины и приговора. 
Но тогда чем является прошлое и возможно ли его преодоление? Христианство призывает человека дожидаться судного дня. Кьеркегор же не хочет мириться с пассивным 
ожиданием. Он желает самостоятельно достигнуть спасения, преодолеть собственное 
прошлое и тем самым спасти будущее. Человек начинает активную деятельность для 
обретения спасения. Достижение спасения возможно без освобождения от прошлого. В 
свою очередь, освобождение от прошлого должно допускаться лежащими в основе 
существования всей вселенной онтологическими принципами. Понятые как антагонисты вечность и время не могут являться возможностью от прошлого. Для Кьеркегора вечность, вбирающая в себя прошлое, настоящее и будущее и удерживающая их в неизменном 
состоянии отнимает у человека самостоятельную значимость его бытия. Для человека важна способность изменять свою жизнь, и поэтому Кьеркегор считает, что люди «в лице времени боятся вечности» [2, с. 239]. Кьеркегор бунтует против времени и вечности, воплощающих необходимость и необратимость, губительные для человеческого бытия, устремленного к 
свободе от их порабощающего влияния. Мыслитель видит альтернативу как времени, так и вечности в парадоксальном символе Воскресения Христа, как точке разрыва цепи 
разрушающих человеческое бытие законов вселенной. Кьеркегор полагает, что Бог, умирая, 
а затем воскресая во времени раскрывает перед человеком возможность приобщиться к 
вечному спасению как к особому срезу времени. Такая форма вечности позволяет человеку изменить свою жизнь, преодолеть прошлое, опираясь на актуальные моменты времени. То, 
что кажется обыденному сознанию абсурдным - борьба со временем при помощи 
времени, - для Кьеркегора выражает высший подвиг веры, подобный поступку 
ветхозаветного Авраама. «Авраам боролся с таким бдительным врагом, который никогда 
не дремлет. С тем стариком, который всех переживет. Он боролся с самим временем и 
сохранил веру» [2, с. 25]. Авраам знал, что все в этом мире определяется Богом. Вместе с 
тем он знал и возможности человеческого бытия. Он сознавал весь трагизм человеческого существования, которому Бог установил ограниченные время и место.
     Поистине Аврааму не на что было надеяться, но у него имелась вера. С вечностью и 
временем и даже с самим Богом он стал соразмерен благодаря вере. В чем была его вера? 
Он верил в то, что «время есть истинное повторение» [2, с. 238] как основа актуального приобщения человека к вечности в любой момент времени. Бог не торопится. Человек 
должен быть готов к тому, чтобы в любую минуту приблизиться к вечности и преодолеть прошлое. В каждое мгновение человек должен уметь сконцентрировать  все духовные силы, пожертвовать всей своей жизнью, уловить отблеск вечного и божественного в интервале повторения. На этом основании он преодолевает свое прошлое и обретает спасение. 
Мгновение есть форма актуальной встречи (здесь и сейчас) и даже совпадения временного 
и вечного. Мгновение есть единственная возможность для человека обрести спасение, приобщившись к вечности. Кьеркегор призывает человека «беречь себя, поскольку дни 
лукавы» [2, с.40]. Если человек не может выйти на мгновение из хаотического потока каждодневности, то он попусту тратит время. Человеку дано время для того, чтобы 
изменить свою жизнь, приобщиться к вечности, а не терять его в повседневной суете.
     Кьеркегор борется со временем на основе веры в Бога. понимания мгновения как 
вечности, осознания повторяемости как возможности начать жизнь сначала, то есть как 
пути к спасению.
     Борьбу против времени продолжает Ницше, который противостоит необходимости 
вечного возвращения времени. Время превратилось в круг, Бог умер. Время является 
формой божественного порядка человеческого бытия. Но со смертью Бога обычный ход 
вещей нарушается. Поэтому возникает вопрос? Кто отныне управляет временным 
порядком судьбы? Ницше указывает на гибель вместе с Богом образа неизменной вечности 
и перефразирует известное высказывание Гегеля: «Все разумное действительно и все действительное разумно»[1, с. 43] - следующим образом: «Все временное действительно 
и все действительное временно»[3, с. 43]. Согласно идеям Ницше основой бытия вещей 
является не абсолютный вечный принцип, а время. Время превратилось не просто в форму порядка явлений, а в основу его необходимости.
     Насколько возможно, чтобы время было не только формой человеческой судьбы, но и ее принципом? Не стала ли судьба человека еще более иррациональной, а само спасение принципиально невозможным? Проблема спасения у Ницше (по сравнению с Кьеркегором) максимально тесно связана с проблемой времени. Спасение означает возможность 
изменения человеческого бытия. Но существует ли метафизическая основа возможности 
спасения и изменения?
     Для Ницше этот вопрос решается однозначно: спасение существует только в этом мире. В таком случае спасение предполагает связь между прошлым и будущим. Поэтому человек 
должен отвечать за свое прошлое в будущем. Какая связь может существовать между 
прошлым и будущим? Определяется ли содержание этой связи порядком бытия человека 
или порядком бытия времени как единства прошлого, настоящего и будущего? Если 
существует Бог, то не существует исчезнувшего прошлого. Но если не существует вечности и бытие подчинено суду времени, чем является прошлое и как возможно его преодоление? Возможно ли преодолеть прошлое, оставаясь во времени? У Ницше человек должен спасти 
себя сам. Его воля должна определить бытие, однако воля не является единственной силой, которая определяет человеческое бытие, существует еще и время в облике прошлого. 
Поэтому спасение человека означает его освобождение от влияния прошлого. Воля может справиться со случаем (или даже их группой) на жизненном пути, но не в силах остановить 
бег времени, порождающий различные судьбоносные ситуации в круге человеческого 
бытия. Время принципиально невозможно повернуть вспять, и человек обязан учитывать фундаментальные ограничения, налагаемые на него временем.
     Необходимость времени, неизменность вечности, на перекрестке которых образуется 
поток событий, является тем, с чем не может справиться воля. Нищие полагает, что для 
человека неизменная вечность выступает в форме необратимого времени, поэтому время 
выходит из сферы влияния воли на нее. Если Кьеркегор борется с прямолинейным 
характером времени, с его необратимостью с помощью веры, то Ницше противопоставляет времени акты спонтанного волеизъявления, намереваясь наложить на жесткий каркас 
временной последовательности прихотливый рисунок волевых актов и, тем самым, с максимальной полнотой использовать время как составную часть пути спасения.
     Методом преодоления прошлого для Ницше стал пересмотр сложившегося в 
европейской философии представления о времени как о целостном феномене. Принцип 
«вечного возвращения» представляет собой отрицание существования в линейной последовательности времени особого целостного смысла. Ницше рассматривает смысл 
времени как фактор, более всего довлеющий над человеком и лишающий его возможности изменить собственное бытие.
     Ницше выдвигает на первый план изменчивый характер времени, отвергая его 
исторический масштаб. По Ницше, время не имеет цели и наиболее отчетливо 
бесцельность времени проявляется в его вечной повторяемости. Время лишается 
абсолютного характера и в этом аспекте понимание Ницше природы времени как «вечного возвращения» оказывается противоположным христианским представлениям. Если, 
согласно идеям христианства, наличие у времени цели открывает человеку путь к 
спасению, то есть к приобщению к вечности, то для Ницше возможность спасения 
заключается в совершенно иной форме времени, не оставляющей в себе места для 
необратимости (в абсолютной перспективе). Или мы можем выразить это свойство времени точнее: как изживание, преодоление необратимости изнутри самого времени с помощью принципа «вечного возвращения».
     Если для Кьеркегора повторение времени является выражением божественной воли, то у Ницше время и вечность оказываются настолько отдаленными друг от друга, что любая 
связь между ними становится невозможной. Кьеркегор полагает, что мгновение, чреватое проявлением подвига веры, вбирает в себя вечность, приобщая к ней человека и, вместе с 
тем, подвергая его суду. Для Ницше все временное подлежит суду в особом смысле: вещи, возникшие в мире, рано или поздно будут уничтожены. Все происходящие во времени 
явления не смогут быть сведенными к неизменной вечности - таков вывод Ницше. Таковы 
законы изменчивости времени, открытые Ницше и несовместимые с представлениями 
христиан. Вечность христианства раскрывалась для человека как грозный символ Божьего 
суда и обеспечивала ему возможность спасения. Отрицание вечности Ницше, казалось бы, 
отняло у человека надежду на освобождение от прошлого. Вместе с тем, Ницше, введя 
принцип «вечного возвращения», освободил человека о вечных категорий вины и 
приговора. Спасение человека зависит от его воли, действующей на фоне «вечного 
возвращения» времени. Акт воли, выполняющийся в интервале между «уходом» и «возвращением» времени, по сути, занимает место, в котором времени как бы не 
существует, точнее, оно принимает форму чистой, невоплощенной возможности. Какова 
же природа этого места или точки, которая делает возможным отсчет времени? Такой 
точкой является первичная встреча человека с миром, которая определяет место человека
в круге «вечного возвращения». Только исходная неопределенность положения человека во времени, утверждающего себя с помощью актов воли, дает надежду на преодоление судьбы. Человек должен быть готов к принятию новых возможностей, возникающих а первичной 
встрече. С этого начнется преодоление прежних, уже реализованных возможностей, 
создающих ложную перспективу конечной цели времени. Отстраняясь или разрушая возможности, привязывающие его к прошлому, человек достигает первичного времени (исходного места встречи человека и мира). Первичное время фундаментально и неделимо. Встреча человека с миром приводит к появлению определенных возможностей, 
формирующих судьбу человеческого бытия. Но последующее использование этих 
возможностей кладет начало делению времени. Деление времени, в свою очередь, создает 
образ судьбы, порабощающей человека. Однако то, что «вечное возвращение» не имеет 
начала, а является началом нового цикла, с которого ведется отсчет времени, наделяет 
человека возможностью освобождения от своей судьбы. Первичное время не является 
просто временем, разделенным на прошлое и зависимое от него будущее, но обладает способностью в любой момент выступать как «вечное настоящее». Тогда как прошлое 
необратимо. Обращение к первичной встрече означает выход за пределы человеческой 
судьбы. Таким образом, Ницше трактует «вечное возвращение» так, как христианство рассматривало лишь будущее. Так мы подходим к исходным принципам порядка 
человеческой судьбы.
     Каким путем осуществляется преодоление прошлого? Основой обращения к прошлому является воспоминание. Воспоминание как бы воскрешает прошлое, помещает его рядом с будущим. Настоящим же, удерживаются и прошлое и будущее, есть время совершения акта 
воли. Поэтому воспоминание есть экзистенциальное возвращение к первичному времени. Вспомнить прошлое - значит выйти за его границы в более широкий контекст времени, то 
есть увидеть онтологическую связь событий. Воспоминание делает возможным 
метафизическую теорию бытия, позволяющего осознать перспективу изменения судьбы. Благодаря воспоминанию разрушаются последовательные связи между прошлым и 
будущим. Вне русла однозначных взаимоотношений прошлое более не оказывает влияние 
на будущее. Возвращение к истокам раскрывает перед человеком возможность свободного 
выбора судьбы. Освобожденные от пут неизменной вечности воля и разум осуществляют основную цель человеческого бытия – преодоление прошлого. Обнаруживая истоки 
прошлого, человек оказывается способным ликвидировать порабощающее его влияние. 
Разум раскрывает прошлое в целостном облике, а воля помогает человеку аыйти за его 
границы. Таким образом, прошлое теряет характер неожиданности, обусловленный невозможностью для человека обнаружить его целостность в линейной последовательности времени. Возвращение человека в точку начальной встречи означает актуализацию тех 
интимных отношений между человеком и вселенной, в которых бытие выступает как 
чистая возможность, дарующая человеку свободу. Свобода же является основой пути 
спасения.
     Освобождение от прошлого есть освобождение от ответственности за прошлое. 
Первичная встреча есть встреча человека с миром, которая определяет свободу человеческой воли, бесконечные возможности разума, место человека в потоке времени. Здесь 
определяется фундаментальный характер отношений человека с миром как основы судьбы, 
Ницше полагает, что первичная встреча создает перспективу для множества других встреч, 
что и позволяет человеку менять свою судьбу. Тогда как в христианстве встреча человека 
с миром является единственной и неповторимой.
     Ницше отверг эсхатологию как средство определения прошлого. Если эсхатология 
определяет конкретный момент, в котором происходит преодоление прошлого, а именно: 
конец истории и времени, - то признание «вечного возвращения» первичной встречи 
человека с миром допускает возможность актуального преодоления прошлого. В перспективе первичной встречи становится возможным все начать, образно выражаясь, с нуля в любой момент настоящего без упразднения времени. Ницше не отбрасывает настоящее, а 
использует его как фундамент для осуществления волевых актов, создающих особенности индивидуального бытия.
     Ницше предоставляет человеку больше возможностей для того, чтобы он смог свободно определить собственное бытие и проявить способность изменить его в любую минуту.
     Если до Ницше все надежды по преодолению прошлого возлагались только на Бога, 
поскольку преодоление прошлого в ситуации необратимости времени могло быть лишь 
чудом доступным одному Богу, то немецкий мыслитель всеобщим законом бытия вселенной делает «вечное возвращение». Это дает человеку возможность преодолеть прошлое и 
изменить судьбу. Борьба со временем находит свое продолжение в творчестве таких 
выдающихся мыслителей как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Д. Джойс, М. Пруст и У. Фолкнер. Каждый из них привнес нечто новое в постановку данной проблемы. Но что принесла человечеству эта борьба со временем и правильно ли был выбран путь?

     Библиографические ссылки

1. Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа. С.Пб, 1992.
2. Кьеркегор С., Страх и трепет. М., 1993.
3. Ницше Ф., Так творил Заратустра. Тбилиси, 1988.
______________
Журнальная публикация:  Рамишвили В. М., «Борьба против времени», Днепропетровск, 
ДДУ, 1988. -с. 56-61. // «Философия и социология в контексте современной культуры» 
(сборник научных трудов) . 

_____________________________________________________________________________________________

 

п