.

Серафима Гольдберг

Александр Галич

     19 октября Александру Галичу могло исполниться 93 года, но уже почти четверть века его нет с нами. С нами - только его песни. Незабываемые, страстные, проникновенные, без промаха бьющие по мишеням наших сердец...
     Днепропетровцам есть чем гордиться - Галич родился здесь, в нашем городе, но раннее детство его прошло в Севастополе. А потом семья переехала в Москву и поселилась в доме в Кривоколенном переулке, некогда принадлежавшем поэту Дмитрию Веневитинову. В доме был огромный зал, где А.С.Пушкин впервые читал друзьям трагедию «Борис Годунов». Потом этот зал разделили на четыре квартиры. В одной из них и жила семья Галичей.
     Наверное, не будет преувеличением сказать, что дом на Кривоколенном формировал ребенка: мальчик буквально бредил поэзией и театром. Будучи школьником, он занимался в литературной бригаде при газете «Пионерская правда». Познакомившись с юными литераторами, Эдуард Багрицкий очень лестно отозвался в печати о стихах Саши Гинзбурга (подлинная фамилия Галича),после чего Александр легко поступает в Литературный институт, а некоторое время спустя, преодолев конкурс в 100 человек на место, становится и учеником театра-студии МХАТ-2 К. С. Станиславского. Целый год Галич занимался в двух вузах сразу, но потом оставил Литературный.
     В студии Станиславского жили и дышали классикой, не замечая современности. Это стало одной из причин, по которой Галич в 1940 году переходит в Московскую театральную студию. Под редакцией Арбузова студенты здесь писали пьесы сами, под руководством Плучека сами режиссировали, сочиняя к спектаклям песни, музыку и создавая декорации. Так родилась пьеса «Город на заре», поставленная в феврале 1941-го. Галич к этому времени был уже женат на актрисе Валентине Архангельской и имел дочь Алену.
     С началом войны студия распалась, многие студийцы ушли на фронт. Галич, из-за врожденной болезни сердца, от военного призыва был освобожден. Но он стал одним из организаторов, участников и руководителей комсомольского фронтового театра, труппа которого выступала в полевых госпиталях, воинских частях и санитарных поездах. Частушки Галича, написанные на ходу и, конечно, на злобу дня, пользовались здесь особым успехом.
     После войны Александр Аркадьевич всецело отдает себя литературному творчеству. Во многих театрах Советского Союза и за рубежом идут его пьесы «Вас вызывает Таймыр», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо?» По его сценариям поставлены поистине замечательные фильмы - «Верные друзья», «На семи ветрах», «Государственный преступник», «Дайте жалобную книгу!», «Третья молодость» (совместно с французскими кинематографистами), «Бегущая по волнам» (совместно с болгарскими мастерами кино). Молодежь поет его песни, уезжая на целину и стройки века...
     При жизни Соломона Михоэлса Галич встречался с этим великим еврейским актером. После его трагической гибели Александр Аркадьевич счел своим долгом принять участие в работе еврейской секции Московского отделения Союза писателей. Перец Маркиш, обычно приветливо относившийся к молодому Галичу, выгнал его из зала со словами: «А вам что здесь надо? Вы зачем сюда явились? А ну-ка убирайтесь отсюда вон! Вы здесь чужой!»
     Только через две недели, когда все члены еврейской секции были арестованы и уничтожены, поэт понял, что Маркиш спасал ему жизнь.
     Конечно, как и каждого еврея в Советском Союзе, Галича интересовал национальный вопрос. Но, а отличие от многих, он считал, что единственным выходом для евреев является ассимиляция, что это естественное и нормальное явление. Однако не где-нибудь, а в ЦК КПСС ему объяснили, что «евреи -люди второго сорта, что так в СССР будет всегда и никто не позволит им считать себя русскими».
     По мировоззрению поэта был нанесен сокрушительный удар. Но окончательный крах иллюзий наступил тогда, когда к постановке запретили его «Матросскую тишину» - пьесу, отдававшую должное подвигам евреев на войне. Галич прозревает: «Я был благополучным сценаристом, благополучным драматургом, благополучным советским холуем. Я понял, что больше так не могу, что должен наконец-то заговорить, в полный голос заговорить правду».
     С 1961 года начинается новый период жизни Галича - остросоциального, едкого, наблюдательного поэта-песенника:
 

Я выбираю свободу,
Но не из боя, а в бой.
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.


     Его многочисленные «магнитофонные книги» расходятся по всей стране. Он поет об убитых на войне, о сожженных в печах Освенцима и Треблинки, о замученных в концлагерях Воркуты и Магадана, о великих поэтах, о простых людях с их непростыми, выкованными Системой проблемами:
 

Пусть душа кричит от отчаяния,
От обиды, от боли, от голода!
 
Мы-то знаем: доходней молчание,
Потому что молчание - золото!
Вот как просто попасть в богачи,
Вот как просто попасть в первачи,
Вот как просто попасть в палачи -
Промолчи, промолчи, промолчи!


     И реакция следует однозначно: с 1955 года Галич был членом Союза писателей СССР, но исключен в 1971; с 1958 года Галич был членом Союза кинематографистов СССР, но исключен в 1972. Не помогает даже та ошеломляющая слава, которую поэт обрел на знаменитом концерте авторской песни, который состоялся в Новосибирском академгородке в 1968 году. Тогда, после исполнения песни «Памяти Б. Пастернака», после слов «Как гордимся мы, современники, что он умер в своей постели», весь зал - больше 2,5 тысячи человек - встал и целое мгновение стоял молча, прежде чем раздались первые аплодисменты...

/

/

     С Галичем разрывают все контракты. Из фильмов вырезают титры с его фамилией. В поликлинику поступает приказ лишить его второй группы инвалидности. Жить становится не на что. И все же раз в месяц он получает 100 рублей. По анонимному переводу, который, как теперь известно, жена академика Лебедева пересылала из денег, собранных известными учеными не только Гапичу, но и другим гонимым - Солженицыну, Дудинцеву, Войновичу... В это же время другой большой поэт, Борис Чичибабин, пишет о песнях Галича:
 

Но как мы эти песни слушали,
из уст в уста передавая!
Как их боялись - вот какая вещь! -
врали, хапужиики, невежды!
Спасибо, Александр Аркадьевич,
от нашей выжившей надежды!


     В октябре 1973 года Галича пригласили в Норвегию, на семинар, посвященный памяти 
К.С. Станиславского. Поэта тут же вызвали в КГБ и объявили, что с советским паспортом он никогда не сможет выехать из страны, мол, пусть выходит из гражданства. Галич отказался.
     Но машина - по «выжиманию» неугодного поэта была уже запущена и остановить ее не могло ничто: в 1974 году Александр Аркадьевич спешно покидает пределы СССР. Так спешно, что даже дочь, бывшая на гастролях, не успевает с ним попрощаться. Но Родина, где ты родился и вырос, прикипает к сердцу. В песне об отчем доме Галич написал:
 

Не зови вызволять тебя из огня,
Не зови разделить беду...
Не зови меня,
Не зови меня,
Не зови -
Я и так приду.


     Потом были Норвегия, Западная Германия, Франция. Александр Аркадьевич вел передачи на радио «Свобода» - пел свои песни, рассказывал о русской поэзии, о Пастернаке и Салтыкове-Щедрине. В Париже кто-то подарил ему новый магнитофон. Галич включил его в сеть 15 декабря 1977 года. И тут же погиб от удара током.
     В 1988 году Александр Аркадьевич был восстановлен в рядах членов Союза писателей и Союза кинематографистов СССР. В Москве шли вечера, посвященные его памяти. На них выступали писатели, ученые, друзья. А потом дочь поэта Алена ставила записи песен отца. И в зале плакали...
     Галич мечтал вернуться на Родину. Но, как сказал Булат Окуджава,«его стихи оказались счастливее его самого: они легально вернулись на Родину. Да будет благословенна память об удивительном поэте, изгнаннике и страдальце».


                                       Газета «Шалом, Хаверим!» № 10, октябрь 2001, г. Днепропетровск

<.....................................>
.

п

_____________________________________________________________________________________________