.
          Религия

     Языческие боги, которым поклонялись в Киевской Руси, по мнению профессора М.Сперанского (1), могут быть разделены на две категории. Боги одной категории часто встречаются в фольклоре и почти не встречаются в древнейших русских письменных источниках. Это так называемые «низшие боги» - водяные, русалки, лешие и т. д. О существовании таких богов у восточных славян свидетельствует Прокопий Кейсарийский (2). Не вызывает сомнения, что «низшие боги» являются богами местных славянских племен: имена их славянские, пережитки их культов сохранились вплоть до настоящего времени, несмотря на тысячелетнее христианство. 
     Имена богов второй категории чужды фольклору и встречаются в древних русских письменных источниках. Большинство из них упомянуты в «Повести временных лет» под 980 г. в связи с установкой их изображений Владимиром I «на холму вне двора теремного» (3). Их имена (Перун, Хърс, Дажьбог, Стрибог, Симарьгла и Мокошь) не объяснимы из русского и других славянских языков 
(4, 5), а культы были распространены в центрах древней Руси: в Киеве и Новгороде (1*) (6). Это боги русской элиты: Перуном (Велесом) клялись послы Олега и Игоря при заключении договоров с греками (7, 8), их статуи устанавливались (а потом были сброшены) по указанию князя (9, 10). Слова Святослава «дружина засмеет» (11), если он примет христианство, свидетельствуют, что дружина поклонялась тем же богам. Эти боги близки и понятны автору «Слова»: почти через 200 лет после принятия христианства он называет русов «внуками Даждьбога» (12), а ветер - «внуком Стрибога» (13). О происхождении культов этих богов нет единого мнения (14). 
     Анализ имен и некоторых особенностей культа «пантеона Владимира», сделанный Барацем (2*), привел его к выводу, что этих богов можно отождествить с языческими богами Палестины, имеющими вавилоно-ассирийское, ханаанейское и финикийское происхождение. Такого же мнения придерживался Прайс (15). Ниже приведена таблица имен богов «пантеона Владимира» и их «палестинских предков» по Барацу (16): 
     1. Велес (Перун)... Ваал (Пеор). 
     2. Симаргла (в Никоновской летописи: Сим и Нръгла) ... Ашима 
         Нергал. 
     3. Мокошь... моавитянский бог Камош. 
     4. Хоре (Харе) ... Херес (Харса) бог Солнца. 
     5. Стрибог ... Истр бог - Астарта. 
     6. Дажьбог ... Дагон, бог дождя и плодородия, имя которого происходит от ивритского «» (даг) - «рыба» или «» (даган) - «жито» (17). 
     Арабский путешественник, посол багдадского халифа, Ибн-Фадлан, посетивший волжских болгар в 922 г., пишет, что пантеон русов состоял из главного божества в виде столба с человеческим лицом и подчиненных (или составляющих единый культ) богов в виде столбов меньшего размера (18). Так обычно изображался финикийский бог Баал (одним из символов которого был фаллос), а Астарта изображалась в виде стоящего рядом столба или дерева (19). 
     Об идоле Перуна известно, что он был деревянным и имел серебряную голову и золотые усы (20). Очень напоминают обычные изображения Баала и идолы, представляющие собой каменные столбы с человеческими лицами, найденные в Поднестровье (21). 
     Отсутствие Велеса в «пантеоне Владимира» (3*) можно объяснить тем, что Велес-Перун - это один бог. В этом случае формулировка клятвы русов: «...Перуном богом своим и Белесом скотьим богом» (договор Олега) и «...богом и Перуном» (договор Игоря) может быть объяснена перестановкой слов в непонятном для переписчика выражении, которое мы предположительно реконструируем как: 
«Велесом-Перуном скотьим богом своим». В договоре Игоря «Велес» заменяется словом «бог», что является простым переводом его имени. 
     Эпитет «скотий» не может означать, что Велес был богом домашних животных, т. к. у русов, торговцев и воинов, главный бог не мог быть богом скота. Норманисты считают, что «скотий бог» - это бог торговли и богатства (22), так как в летописи слова «скот», «скотница» (23) использованы в смысле «богатство», «хранилище». Вполне возможно, в этом случае они являются производными от норвежского «skatt» - «богатство», однако это значение не сохранилось в русском языке. 
     Слово «скотий» в русском языке имеет значение «блудный» (24, 25), что полностью отвечает характеру культа Баал-Пеора («» (пеор) на иврите «обнажаться»). Кроме того «» (пар) - «телец», являвшийся символом Баала. 
     Возможность объяснить из одной посылки имена всех богов пантеона выгодно отличает предложенное Барацем толкование от альтернативных, в которых имя каждого бога выводится из различных источников. 
     Например, Вернадский считает Велеса богом богатства-торговли, приводя мнение Чедвик, что он должен быть норманнским богом, так как на территории Киевской Руси торговали норманны (

26). Однако среди норманнских богов нет ни Велеса, ни Перуна. Далее, он приравнивает Дажьбога к Хорсу (который выводится из Авесты). Стрибог производится от «Gri stri» - «женщина» в индоарийском эпосе «Махабхарата». Перун считается богом литовских славян Перкунасом и санскритским Парйаниа (27). Симаргла (по Лаврентьевской летописи) он считает иранским Сенмуром в соответствии с работой Тренера (28), а Мокошь - богиней финских племен (по Грекову) (29). 
     Существующее в литературе мнение (30), что Владимир собрал пантеон языческих богов племен, входящих в состав Киевской Руси, чтобы создать общегосударственную религию, неверно, так как в этом случае в пантеон должны были бы входить боги славян, известные по другим источникам. 
     Константин Порфирородный указывал, что русы, следующие из «внешней Руси» (Новгород) в Константинополь, после прохождения Днепровских порогов совершали жертвоприношение на острове Святого Георгия, потому что там рос большой дуб (31). 
     Иегуда Гадасси (4*) (32) в разделе, посвященном абсолютному единству Бога, сообщает о религии, существовавшей в «Земле Буш» у народа «зиби» до принятия им христианства. Приводим свой перевод Гадасси: «...Эта вера была задолго до настоящего времени в Земле Буш, как рассказывал мне человек, пришедший оттуда. И вот рассказ о вере людей зиби, которые верят в три дуба в стране Зибия и которые говорят, что эти дубы сотворены Богом во время шести дней творения, так же как мамрийские дубы, где Бог явился Аврааму, и там они поклоняются Богу и служат ему. И все свои надежды они полагают на Бога. И когда умрет у них кто-нибудь, сжигают его с его драгоценностями перед Богом возле этих деревьев, и берут прах этого мертвого, помещают его в серебряный, золотой или новый глиняный сосуд и зарывают этот сосуд у корней этих дубов, для того чтобы он восстал к жизни в потустороннем мире. И говорят, что если поместить мертвого в могиле, то он испортится и протухнет. И отличают эти поступки от поступков других людей как хорошие...». 
     Описание Гадасси перекликается с сообщением Константина Порфирородного. Название «циби» или «киви», согласно Стыковскому (33), относилось к жителям среднего течения Днепра (5*). Землей «Буш» могла называться территория, на которой был распространен культ Баала, аналогично тому, как в именах собственных слово «Баал» евреи заменяли словом «буш» (34). 
     Рассмотрим подробное описание похорон богатого руса, данное . Ибн-Фадланом (35). Ибн-Фадлан сообщает, что рус погребается в покрывале или в той одежде, в которой он умер, во временную могилу на десять дней. Одновременно начинают вести приготовления к последующей части похорон, сопровождаемых оргиями и прянством (что характерно для культа Баал-Пеора): шьются роскошные одежды, вытаскивается на сушу корабль, предназначенный для сожжения, приготовляются жертвенные животные. Через десять дней труп извлекается из могилы, переносится в шалаш на корабле, одевается и укладывается на скамью (36). В шалаш приносят плоды и цветы, возле размещают трупы животных. Совершается «свадебный обряд» с женщиной, согласившейся умереть вместе с русом, причем «невесту» трижды поднимают на руках. Вблизи тела совершается последняя оргия, предшествующая умерщвлению женщины. Ближайший родственник покойного голым поджигает костер, на котором сгорает корабль и все приготовленное для похорон. 
     Обычай обнажаться на похоронах мог возникнуть лишь у южного народа, он имел место у финикийцев, арабов и др. и сохранился у евреев в виде надрывания одежды родственниками умершего (37). 
Погребение в покрывале или в одежде, в которой человек умер, соответствует ритуалу еврейских похорон (38). Кремация трупа во все времена осуждалась еврейской религией, хотя сожжение вещей, принадлежащих богатому человеку или царю, практиковалось (39). Двойные похороны, первая часть которых включает элементы еврейского погребального ритуала, а вторая - языческого, возможно, отражают генезис русов. Однако самым убедительным доказательством палестинского происхождения ритуала погребения является присутствие старухи с двумя дочерьми, которую русы называют «ангелом смерти». Тщательный анализ арабского источника приводит Ковалевского (40) к выводу, что русы действительно считали участвовавшую в похоронах старуху «ангелом смерти», так как Ибн-Фадлан предваряет сообщение словами: «...они говорят, что она...». К этому же выводу приводит и анализ текста Рази (41): «...старуха, которая по верованию этих людей...». Ковалевский говорит, что все попытки растолковать слова «ангел смерти» не увенчались успехом (42). В свете нашего объяснения данное место текста не представляет никаких затруднений, т. к. в Ветхом Завете упоминается «ангел смерти» - старуха с двумя дочерьми (43). 

<.......................................>

_______________________________________________________________________________________
п