.
.
V I I I

     Признаюсь, мне почему-то, сам не знаю, все кажется, что на этот еще раз войны между Германией и Россией не будет, и что сила обстоятельств вынудит Германию пожертвовать Австрией. Мне кажется, что, в виду все той же таинственной телеологии, довольно сильная Германия еще нужна. А если ее сила еще нужна (хотя бы для того, чтобы пассивно или полупассивно задерживать славянство на пути гибельного, преждевременного и полного объединения), то она не должна так рано следовать убийственному примеру Австрии, Франции и Турции, которые противостояли племенному началу открыто и вооруженною рукой в 1859, 66, 70 и 77-м годах). Умри завтра Бисмарк, я бы воскликнул: Ћпогибла Германия!Л Без Бисмарка она не найдет предлежащего ей безвредного пути. Но пока Бисмарк жив, инстинкт его призвания, быть может подучит его не противиться слишком явно и сильно славянскому племенному движению; а задерживать его только понемногу. 
     Все это так; но предположим даже истинно всеобщую войну: Францию и Россию с одной стороны, ЋлигуЛ - с другой. 
     В таком случае, я уверен, случится вот что: австрийцы и германцы будут побеждены русскими (с помощью французов), французы же будут разбиты германцами, хотя и не так легко, как в 1870 году, и этот лучший против прежнего отпор облегчит, конечно, русское дело. 
     Что касается до итальянцев, то они будут французами, я надеюсь, побеждены без особого труда. Французские войска в таком случае могут дойти и до Рима. Что же должно тогда произойти с Италией после подобного разгрома, с демократической, анти-папской, но пока еще кое-как монархической Италией? Можно ли надеяться хоть в этом случае на серьезную реакцию в пользу церкви? 
     Нет, нельзя! Идея Папства слишком возвышена; - формы католичества слишком изящны и благородны ждя нашего времени, для века фотографической м телеграфной пошлости. 
     Если бы на престоле самой Франции сидел Генрих V, или если бы был жив молодой Наполеон IV то от них, сообразно с их идеалами и преданиями, можно было ожидать хоть попытки восстановить светскую власть папы, которая была столь полезна для его нравственного веса. Но этого нельзя ожидать ни от Сади-Карно, ни от Буланже, ни от принцев Орлеанского рода, ни от боковой линии выродившихся Бонапартов 
     Как бы не пал скорее в этом случае Савойский дом. Как бы не воцарилась и там такая же якобинская радикально-либеральная республика! А раз будет и там республика, как бы не уехал вовсе из Рима сам папа, как бы не выжили его! А что это будет значить? Ведь это истинное начало конца, начало 5-го акта европейской 
трагедии. 
     Папство связало принципы свои с одним городом; с переменой места едва ли в среде самого западного духовенства устоит надолго и самый принцип. 
     Вот куда привело Европу это псевдо-национальное или племенное начало. 
     Оно привело шаг за шагом к низвержению всех тех устоев, на которых утвердилась и процвела западная цивилизация. Итак, ясно, что политика племенная, обыкновенно называемая национальною, есть ничто иное как сильное орудие все той же всесветной революции, которой и мы, русские, к несчастью, стали служить с 1861 года
     В частности поэтому и для нас политика чисто-славянская (искренним Православным мистицизмом не исправленная, глубоким отвращением к прозаическим формам современной Европы не ожесточенная) - есть политика революционная, космополитическая. И если в самом деле у нас есть в истории какое-нибудь особое, истинно-национальное, мало-мальски своеобразное, другими словами - культурное, а не чисто-политическое призвание, то мы впредь должны смотреть на панславизм как на дело весьма опасное, если не совсем губительное
     Истинное (то есть культурное, обособляющее нас в быте, духе, учреждениях) славянофильство - (или - точнее - культурофильство) - должно отныне стать жестоким противником опрометчивого, чисто-политического панславизма
     Если славянофилы-культуролюбцы не желают повторять одни только ошибки Хомякова и Данилевского, если они не хотят удовлетворяться одними только эмансипационными заблуждениями своих знаменитых учителей, а намерены служить их главному высшему идеалу, то есть национализму настоящему, оригинальному, обособляющему и утверждающему наш дух и бытовые формы наши, то они должны впредь остерегаться слишком быстрого разрешения всеславянского вопроса. 
     Идея православно-культурного руссизма действительно оригинальна, высока, строга и государственна. Панславизм же во что бы то ни стало - это подражание и больше ничего. Это идеал современно европейский, унитарно-либеральный, это - стремление быть как все. Это все та же общеевропейская революция
     Нужно теперь не славянолюбие, не славянопопиворство, не славяноволте, - нужно славяномыслие, славянотворчество, славяноособие - вот что нужно теперь!.. Пора образумиться. 
     Русским в наше время надо, в виду всего перечисленного мною прежде, стремиться со страстью к самобытности духовной, умственной и бытовой... И тогда и остальные славяне пойдут со временем по нашим стопам. 
     Эту мысль, простую и ясную до грубости, но почему-то у нас столь немногим доступную, я бы желал подробнее развить в особом роде писем: об опасностях панславизма и о средствах предотвратить эти опасности. Не знаю - успею ли. 
     Я полагаю, что одним из главных этих средств должно быть - по возможности долгое, очень долгое сохранение Австрии, предварительно, конечно, жестоко проученной
     Воевать с Австрией желательно; изгнать ее из Боснии, Герцеговины и вообще из пределов Балканского полуострова, необходимо; - но разрушать ее  избави нас Боже. Она до поры - до времени (до Православно-культурного возрождения самой России и Восточных единоверцев ее) - драгоценный нам карантин от Чехов и других уже слишком ЋевропейскихЛ Славян. Ясно ли? 
     Довольно бы... Все существенное сказано, но я хочу прибавить здесь еще несколько слов об Испании и Румынии, чтобы та картина всеобщего демократического разложения, которую я только что представил вам в предыдущих письмах, была полнее. 
    

В 70-х годах в Испании произошло реакционное восстание басков в пользу  Бурбона Дон-Карлоса. Баски бытом своим до сих пор еще не похожи на остальную Испанию. Они консервативнее, поэтому-то у них и оказалась еще возможность, нашлось еще побуждение восстать против тогдашней Испанской республики. 
     Но и это реакционное движение не удалось, как не удавалось за последние 30 - 40 лет все церковное, все самодержавное, все аристократическое, все охраняющее прежнее своеобразие и прежнюю богатую духом разновидность. Испанская Вандея не удалась, как не удалось полякам их дворянское восстание, как не удалась Наполеону III защита папства, как не удался во Франции позднее государственный переворот в пользу легитимизма и т. д. 
     Это о басках и Дон-Карлосе. 
     Теперь о Румынии. В Ћдоброе старое времяЛ, как говорится, эта Румыния была Молдо-Валахией. ЋМолдо-ВалахияЛ - по моему, - это даже звучит гораздо приятнее, важнее, чем ЋРумынияЛ. Молдавия имела свои оттенки, Валахия - свои. После Крымской войны и молдаване с валахами почувствовали потребность послужить племенной политике. Оба княжества избрали себе впервые одного господаря Кузу,  из среднего круга (помнится, просто полицмейстера города Галаца). 
     Куза тотчас же демократизировал эту все-Румынию; он освободил крестьян от давней крепостной зависимости и сокрушил этим прежнюю силу молдо-валашского боярства. Конституция, общая двум княжествам, начала функционировать, как везде, довольно правильно по форме и, конечно, либерально (разрушительно) по духу. 
     И что же? Почти немедленно это либеральное, национальное правительство стало закрывать монастыри, разогнало монахов и отобрало издревле пожертвованные этим обителям земли. Тяжесть этой меры падала преимущественно на греческие патриархаты и св. Места, которым были подведомственны (ЋпреклоненыЛ) эти обители и земли. (Кстати замечу, - русское правительство хотя и неудачно, но поддерживало в этом случае патриархаты, ибо славянское племя не было тут замешано в дело, как в позднейшем движении болгар. В болгарском деле мы были либералами, мы поддерживали болгар против патриарха и успех наших славянских питомцев превзошел даже далеко наши желания. В румынском деле ЋпреклоненныхЛ монастырей мы были охранителями и ничего в пользу церкви не могли сделать). 
     Сверх того, в Румынии, вскоре после национального объединения, случилось в миниатюре почти то же, что и в Испании в 70-х годах. Вспыхнуло небольшое охранительное восстание. К Румынии, по парижскому трактату, отошла от России часть старых бессарабских колоний. У них были свои особые местные уставы и привилегий, дарованные им Россией. Они желали сохранить эти свои особенности - и восстали. Демократическое конституционное  правительство новой национальной Румынии усмирило их оружием и заставило их стать как все, уравняло, смешало их с остальным населением
     Видите, и здесь даже, в небольшом размере, отражается это зарево всемирного демократического и безбожного пожара, которого неосторожными поджигателями являются не всегда только либералы и анархисты, а по роковому стечению обстоятельств нередко и могущественные монархи, подобные Наполеону III и Вильгельму I германскому! 
     Неужели прав был Прудон, восклицая: ЋРеволюция XIX века не родилась из недр той или другой политической секты, она не есть развитие какого-нибудь одного отвлеченного принципа, не есть торжество интересов одной какой-нибудь корпорации или какого-нибудь класса. Революция - это есть неизбежный синтез всех предыдущих движений в религии, философии, политике, социальной экономии и т. д., и т. д. Она существует сама собою, подобно тем элементам, которые в ней сочетались. Она, по правде сказать, приходит не сверху (т. е. не от разных правительств), не снизу (т. е. и не от народа) *). Она есть результат истощения принципов, результат противоположных идей, столкновения интересов и противоречий политики, антагонизма предрассудков, - одним словом, всего того, что наиболее заслуживает название нравственного и умственного хаосаЛ! 
     ЋСами крайние революционеры (говорит Прудон в другом месте) испуганы будущим и готовы отречься от революции; но отринутая всеми и сирота от рождения, революция может приложить к себе слова псалмопевца: ЋМой отец и моя мать меня покинули, но Господь восприял меня!Л **). 
     Неужели не прав Прудон не для одной только Европы, но и для всего человечества? Неужели таково в самом деле попущение Божие и для нашей дорогой России?! 
     Неужели, немного позднее других, и мы с отчаянием почувствуем, что мчимся бесповоротно по тому же  проклятому пути!?.. 
     Неужели еще очень далека та точка исторического насыщения равенством и свободой, о которой я упоминал и после которой в обществах, имеющих еще развиваться и жить, должен начаться постепенный поворот к новому расслоению и органической разновидности?.. 
     Если так, то все погибло! 
     Неужели же нет надежды? 
     Нет, пока еще есть надежда - надежда именно на Россию, на ее современную реакцию, имеющую возможность совпасть с благоприятным для религии и культуры разрешением Восточного вопроса
     Есть признаки не по ослеплению пристрастия, но ЋрациональноЛ ободрительные! 
     Но они есть только у нас одних, а на Западе их нет вовсе! 


*) Вернее бы сказать: и сверху, и снизу. Авт.
**) Псал. 26-й 

<........................................>

______________________________________________________________________________________