.

.

Александр М. Кобринский

 

В стороне от беллетристики (о Хазарском каганате)

 

III. Непреходящая наследственность

 

     Археологам хорошо известно, что изображения двуглавого грифона встречаются на позолоченных обкладках ножен скифского производства. Скифы этнически родственны тюрками Хазарского каганата, а значит, и языческие ритуалы этих этносов имеют много общего (в том числе и курганные захоронения). Но скифы, само собой разумеется, не являются пионерами двуглавых изображений. С гербов хеттских царей смотрела такая же символика. Очевидно, что подобная симметрия издревле символизировала известные языческие представления (в виде амулетов, носимых на теле или подвешиваемых в жилых помещениях «от дурного глаза»). Такого рода бронзовые изделия довольно часто попадаются во время раскопок древних захоронений.

 

       В поле нашего внимания  попали иллюстрации в книге известного археолога С. А. Плетневой «Очерки хазарской археологии» (в нашем экскурсе  эти иллюстрации представлены фрагментарно):

 

 

       Заметим также, что С. А. Плетнева в своей книге (2, стр. 211–212), сообщает: «Амулеты были разные…<…>… самыми популярными были амулеты так или иначе связанные с культами огня, солнца, не6а – «солнечные амулеты»…<…>… В. Е. Флерова…<…>… в…<…>… амулетах видит отзвуки понимания хазарами двойственности мироздания (Флерова В. Е., Граффити Хазарии / – М. 1997, с 69–70; Флерова В. Е. Народный календарь Хазарии // Культуры степей Евразии вт. пол. I тыс. н. э. Тезисы. Самара. 1997а, стр. 67 –70). Не случайно получили, по ее мнению, распространение в Хазарии и исчезли с гибелью государства подвески-амулеты с головками лошадей и верблюдов, повернутыми в разные стороны, но объединенные общим стержнем, рождающим жизнь и мир».

 

     Несомненно, что В. Е. Фролова в этих амулетах, сопутствующих останкам человеческих погребений, правильно «видит отзвуки понимания хазарами двойственности мироздания», но, при этом, не можем согласиться с тем, что символика двойственности окончательно исчезла с гибелью Хазарского каганата. Она, по нашему мнению, не исчезла, а перевоплотилась и переросла из хазарско-языческих индивидуально-личностных масштабов в масштабы воистину глобальные. Так, например, хорошо известно что в Древнем Риме в ходу была монета с изображением на ней Двуликого Януса:

 

 

          Но более того, исходя из явно непреходящего глубинно-архетипического мировоззрения, двойственность, в виде двуглавого орла, являлась символикой византийской государственности с 1261 года по 1453 год  (то есть, уже после гибели Хазарского каганата). На закате XV столетия двуглавый орел становится государственным гербом России – до настоящего времени: 

 

 

<………………………>

 

_____________________________________________________________________

 

п