ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

.

 

Вступление: 

Теория профессора П. была построена так же логично, как и противоположная ей – профессора М: вот почему ты перестал метаться от плюса к минусу... 

Смелее! – через пропасть будет переброшен тот канат, о котором говорили: ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО! 
 

1 

   «Дайте мне место, на которое я мог бы встать и я сдвину землю!» – Архимед. 

2 

   ФУНДАМЕНТ * 

   Строил на песках – 
   Развалилось, 
   Строил на утесах – 
   Падало. 
   В этот раз начну строить 
   Над дымоходами. 

3 

   Ты обратил внимание на листья, а я на густоту кроны. Тебе приятен зеленый цвет, а мне желтый. Ты доволен тем днем, который тобой прожит, а мне он показался отвратительным. 
   Если назвать все то, что находится вне нас, реальным объектом, то спрашивается, от чего зависит наше к нему отношение и почему оно у тебя и у меня разное? По-видимому, оно зависит, прежде всего, от багажа знаний, накопленных всей нашей предыдущей жизнью, и, поскольку жизнь у нас была разная, постольку и знания о ней у нас разные, а в результате и отношение к реальному объекту. Не кажется ли тебе, что если бы тот предмет, который мы с тобой рассматриваем, был бы одухотворен, он бы посмеялся над нами – он бы сказал нам: «Как вы можете судить обо мне, если не установили, у кого из вас знания соответствуют тому миру, в котором вы находитесь. А вдруг знания у вас являются призрачными, вернее ложными, и вы оба судите обо мне, не отражая того, чем я являюсь на самом деле?» Для того чтобы ваше суждение о каком-либо предмете реального объекта было правильным, необходимо, чтобы все те знания, которые накоплены вашей предыдущей жизнью, производили работу, тождественную тому воздействию, которое производится предметом реального объекта на вас. 
   Если этого тождества нет, то можно предположить одно из двух – или то, что вы не в своем уме; или то, что вы находитесь в состоянии гипноза и по этой причине не можете контролировать свои поступки. Под этим состоянием подразумевается не тот случай, когда на вашу психику воздействует врач-гипнотизер. Или какой-нибудь артист, убеждающий вас в том, что по вашим пальцам пробежала молния и что с этого момента без его помощи ваши руки не расцепятся; этот артист заставит вас в жарком зале дрожать от холода, прятаться от дождя – он может заставить вас стрелять в вашего лучшего друга! Под состоянием этим понимается обычное ваше состояние – то, в котором вы находитесь со дня рождения. 
   Вы не станете отрицать, что весь багаж вашего опыта и ваших знаний получен из уст ваших родителей, преподавателей, друзей. В этом участвовали также и те книги, которые вы читали – все средства массовой информации: газеты, журналы, телевидение, кино, радио; теперь вы не станете отрицать и то, что в иной обстановке – при иных воспитателях, при иных родителях и друзьях; при иных средствах массовой информации, чем те, которыми вы пользовались в первом случае, вы могли бы быть другим человеком – не таким, каков вы есть, а в ином варианте – с другим характером, с другими интересами и наклонностями – ваше суждение о предметах реального объекта в этом случае было бы иным. Таким образом, очевидно, что созиданием вашей личности руководила случайность. Все ваши суждения зависят от той информации, которую вы в себе несете и, если эта информация ложная, то вы, при воздействии на вас реального объекта, будете реагировать на его воздействие подобно тому человеку, который находится в состоянии гипноза. Будете дрожать от несуществующего холода, прятаться от несуществующего дождя и стрелять в своего лучшего друга. 
   Наша задача состоит в том, чтобы выявить возможность тождественного контакта с реальным объектом. Каждому ли по плечу такой контакт? И при ложном информативном багаже – возможность выхода из того ложного состояния, в котором вы находитесь: каждый из нас хочет быть уверенным в том, что его жизнь не гипнотический сон. 

4 

   Все то, что нас окружает (точнее, находится вне нас) – все это действует на любого из нас по следующей схеме: 

.

.

    Как видно из схемы, реальный объект воздействует на наши органы чувств, а те, в свою очередь, посылают сигналы в мозг – и в результате возникает соответствующая реакция, которую можно разделить на физическое реагирование и духовное. Физической реакцией мы называем все то, что относится к двигательным процессам – например, одергивание руки от раскаленного предмета (условные и безусловные рефлексы!). Что же такое духовная реакция? – наше определение таково: она – это мыслительный процесс и, понятно же, что без него она существовать не может. Мыслительный процесс присущ только человеку и поэтому духовные реакции проявляются только у человека – вне слова не существуют. Очевидной аксиомой является тот факт, что благодаря способности мыслить человек способен к производству духовных ценностей и материальных. 

5 

   Мыслительные процессы, двигающие нами при производстве материальных ценностей, не выходят, как правило, за пределы приобретения стандартных навыков и, с освоением этих навыков, превращаются в приобретенный условный рефлекс. При случайном изменении производственного процесса человек, участвующий в этом процессе, продолжает решать производственную задачу в соответствии с приобретенным ранее навыком (не успевает переключиться на изменение процесса) – в этот момент он как бы находится в состоянии гипноза – его поступки не тождественны тому воздействию, которое производит на него реальный объект. Отсюда вытекает естественный вывод, что мыслительные процессы, связанные с производством материальных ценностей, стандартны и поэтому не могут претендовать на негипнотический контакт с реальным объектом. Что касается мыслительных процессов, двигающих нами при производстве духовных ценностей, то они стандартными быть не могут, потому что производство таковых связано с постоянным изучением реального объекта, с открытием в нем все новых и новых закономерностей. То новое, которое мы открываем или пытаемся открыть, требует во всякий последующий момент нового нестандартного подхода – вот почему упомянутые мыслительные процессы могут происходить только в раскрепощенном виде – то есть только и только при негипнотическом контакте с реальным объектом. 

6 

   Каждый из нас живет в определенном государстве – то есть в государстве с тем или иным социальным устройством, каждый из нас связан определенными взаимоотношениями с окружающими людьми. Нас интересует, прежде всего, не различие, а то общее, что делает одного человека неотличимым от другого – независимо от того, в какой точке земного шара он живет, при каком социальном устройстве и, конечно же, независимо от национальности и цвета кожи. Для того чтобы найти это общее, рассмотрим не государство в целом, а маленькую его ячейку, самую для него важную – производственную. Ячейка эта состоит из людей – участников производства. Один из них направляется к другому; третий что-то пишет, сосредоточенно наморщив лоб; четвертый барабанит пальцами по столу и т. д. 
   В чем же заключается то общее, что руководит людьми в данный производственный момент, что делает каждого из них неотличимым от другого? 

7 

   Возглас: в данный момент всеми руководит начальник! 

8 

   Ты доказал, что у тебя есть чувство юмора, но на поставленный вопрос не ответил. Если бы ты был наблюдательным, то ты бы заметил, что один человек не отличается от другого только одним качеством – прирожденной способностью мыслить. Я обращаюсь к тебе, и ты понимаешь меня – понимаешь потому, что твоя сущность такая же, как и у меня. Я не думаю, что ты моя копия: для меня достаточно того, что ты человек – у тебя обо мне такое же представление, несмотря на то, что мы друг друга не знаем – впервые встретились. Нам необходимо сообщить что-то друг другу, но как, если твой духовный мир замкнут в тебе, мой – во мне? Слово! – оно мост между тобой и мной. 
.
 
10
 

   Бессловесное общение, бессловесные способы взаимной информации, являясь опорой для возбуждения физических реакций, тянулись стволами и веточками своих нервов к слову: это и есть тот путь,  который проделала простейшая клетка к своей высшей организации – к человеку! 

11 

   Представление о предметах реального объекта, закодированное с помощью слова в блоке нашей памяти, имеет в большинстве случаев искаженный характер. Мы, как правило, по нашему генетическому призванию, по той природе, которая отпущена нам с момента нашего рождения, смотрим на предметы поверхностно, не пытаясь проникнуть в те явления, которые обуславливают взаимосвязь этих предметов. И все же главная причина искажения та, что блок нашей памяти перегружен ложной информацией. Об источниках, которые перегружают наш мозг такой информацией, мы знаем больше чем достаточно – напомним о них нашему, читателю: «Правительства и правящие классы опираются теперь на право, даже не на подобие справедливости, а на такую с помощью усовершенствований науки искусную организацию, при которой все люди захвачены в круг насилия, из которого нет никакой возможности вырваться. Круг этот составляется теперь из четырех средств воздействия на людей. Средства эти все связаны между собой и поддерживаются одно другим, как звенья кольцом соединенной цепи. 
   Первое, самое старое средство, есть средство устрашения. Средство это состоит в том, чтобы выставлять существующее государственное устройство (какое бы оно ни было – свободное, республиканское или самое дикое деспотическое) чем-то священным и неизменным, и потому казнить самыми жестокими казнями все попытки изменить его. Средство это как употреблялось прежде, так употребляется и теперь неизменно везде, где есть правительства: в России против так называемых нигилистов, в Америке против анархистов, во Франции против империалистов, монархистов, коммунистов и анархистов, Железные дороги, телеграфы, фотографии и усовершенствованный способ без убийства удаления людей навеки в отдаленные заключения, где они, скрытые от людей, гибнут и забываются, и многие другие новейшие изобретения, которыми преимущественно перед другими пользуются правительства, дают им такую силу, что если только раз власть попала в известные руки, и полиция явная и тайная, и администрация и всякого рода прокуроры, тюремщики и палачи усердно работают, нет никакой возможности свергнуть правительство, как бы оно ни было безумно и жестоко. 
   Второе  средство  есть средство подкупа. Оно состоит в том, чтобы отобрать от трудового народа посредством денежных податей его богатства, распределять эти богатства между чиновниками, обязанными за это вознаграждение поддерживать и усиливать порабощение народа. 
   Подкупленные чиновники эти от высших министров до низших писцов, составляя одну неразрывную сеть людей, связанных одним и тем же интересом кормления себя трудами народа, тем более обогащаемые, чем покорнее они исполняют волю правительства, всегда и везде, не останавливаясь ни перед какими средствами, во всех отраслях деятельности отстаивают словом и делом правительственное насилие, на котором и основано их благосостояние. 
   Третье средство есть то, что я не умею назвать иначе как гипнотизация народа. Средство это состоит в том, чтобы задержать духовное развитие людей и различными внушениями поддерживать их в отжитом уже человечеством понимании жизни; на котором и зиждется власть правительства. Гипнотизация эта в настоящее время организована самым сложным образом, и, начиная свое воздействие с детского возраста, продолжается над людьми до их смерти. Начинается эта гипнотизация с первого возраста в нарочно для этого устроенных и обязательных школах, в которых внушают детям воззрения на мир, свойственные их предкам и прямо противоречащие современному сознанию человечества. В странах, где есть государственная религия, детей обучают бессмысленным кощунствам церковных катехизисов, с указанием необходимости повиновения властям; в республиканских государствах их обучают дикому суеверию патриотизма и той же мнимой обязательности повиновения правительствам. В более взрослых годах гипнотизация эта продолжается над людьми поощрениями и религиозного суеверия и патриотического. Религиозное суеверие поощряется устройством на собранные с народа средства храмов, процессий, празднеств с помощью живописи, архитектуры, музыки, благовоний, одуряющих народ и, главное, содержанием так называемого духовенства, обязанность которого состоит в том, чтобы своими представлениями, пафосом служб, проповедей, своим вмешательством в частную жизнь людей – при родах, при браках, при смертях – отуманивать людей и держать их в постоянном состоянии одурения. Патриотическое суеверие поощряется устройством правительствами и правящими классами на собранные с народа средства общественных торжеств, зрелищ, памятников, празднеств, располагающих людей к признанию исключительной значительности одного своего народа и величия одного своего государства и правителей его и к недоброжелательству и даже к ненависти к другим народам. При этом деспотическими правительствами прямо воспрещается печатание и распространение книг и произнесение речей, просвещающих народ, и ссылаются или запираются все люди, могущие пробудить народ от его усыпления; кроме того, всеми правительствами без исключения скрывается от народа все, могущее освободить его, и поощряется все, развращающее его, как-то: писательство, поддерживающее народ в его дикости религиозных и патриотических суеверий; всякого рода чувственные увеселения, зрелища, цирки, театры и всякие даже физические средства одурения, как-то: табак, водка, составляющие главный доход государства; поощряется даже проституция, которая не только признается, но организуется большинством правительств. Таково третье средство. 
   Четвертое средство состоит в том, чтобы посредством трех предшествующих средств выделить из всех таким образом закованных и одуренных людей еще некоторую часть людей для того, чтобы, подвергнув этих людей особенным усиленным способам одурения и озверения, сделать из них безвольные орудия всех тех жестокостей и зверств, которые понадобятся правительству. Достигается это одурение и озверение тем, что людей этих берут в том юношеском возрасте, когда в людях не успели еще твердо сложиться какие-либо понятия о нравственности и, удалив их от всех естественных человеческих условий жизни: дома, семьи, родины, разумного труда, – запирают вместе в казармы, наряжают в особенное платье и заставляют их при воздействии криков, барабанов, музыки, блестящих предметов ежедневно делать известные, придуманные для этого движения и этими способами приводить их в такое состояние гипноза, при котором они уже перестают быть людьми, а становятся бессмысленными, покорными гипнотизеру машинами. Эти-то загипнотизированные, физически сильные молодые люди (теперь при общей воинской повинности все молодые люди), снабженные орудиями убийства, всегда покорные власти правительства и готовые по его приказанию на всякое насилие, и составляют четвертое и главное средство порабощения людей. 
   Этим средством замыкается круг насилия. Устрашение, подкуп, гипнотизация приводит людей к тому, что они идут в солдаты, солдаты же дают возможность и казнить людей и обирать их (подкупая на деньги чиновников), и гипнотизировать, и вербовать их в те же самые солдаты, которые дают власть делать все это. 
   Круг замкнут и вырваться из него силой нет никакой возможности» – вот какие мысли высказал Лев Николаевич Толстой в книге «В чем моя вера»: такая большая цитата (можно сказать целый отрывок из его книги) приведена здесь потому, что она как бы подтверждает наше предположение о том, что наш мозг бывает зачастую перегружен ложной информацией. 

12 

   Уничтожение той записи, которую хранит твоя память и создание вместо нее новой записи равноценно тому, что тебе пришьют не твою голову. 

13 

   Если каждый день убеждать тебя, что ты слепнешь, то через месяц ты будешь носить очки. 
   Вывод: слово действует на человека гипнотически! 

14 

   Слово раскрывает себя как материальная опора для возбуждения духовных реакций... Отсюда следует: духовный процесс есть наше отношение к реальному объекту, воспринимаемое органами чувств и выраженное той последовательностью слов, которая именуется мыслью. 

15 

   Во взаимоотношениях общество – реальный объект, на фоне пройденного исторического пути, четко выделяются четыре этапа: 

.

.

 16 

   Иван не верил в бога – такая же религия, как и та, что Петр верил в него, потому что оба воспринимали реальный объект не своим зрением. 

17 

   Для докапиталистических форм государственного управления атеизм был равносилен самоубийству – терялся контроль над той частью населения, которая производит материальные ценности. В Х Х-м веке развитие науки и техники позволило внедрить более эффективные способы идеологического воздействия (радиовещание, кинопрокат, телевидение) – следовательно: строительство сооружений, необходимых для осуществления церковных служб, потеряло экономическую целесообразность. Результат: религиозная вера сократила относительное число своих носителей. 

18 

   Вопрос: бог умер, но наступило ли раскрепощение духа человеческого? 

19 

   Не будем превращать нашу беседу в базарный спор: не говори мне, что я не заметил в своем глазу бревна в тот момент, когда я говорю, что вижу в твоем глазу соринку. Поверь, что эта соринка и в ушах твоих, и в голове твоей, потому что блок твоей памяти перегружен ложнологическими связями. Для образования таких связей используется слово – могучее средство воздействия на психику. 

20 

   СЛОВО * 

   Не нужно понимать песню соловья, 
   Чтобы слушать  очарованно, 
   Не нужно понимать кваканье жаб, 
   Чтобы слушать опьянено. 
   Я научился понимать слово людское, 
   В котором все слова лицемерны и лживы. 
   Если бы их не понимал, 
   Был бы гениальным поэтом. 

21 

   Сама логика подсказывает тебе, что труд не является абсолютом в той эволюции, которая привела к возникновению «homo sapience», потому что представитель рода человеческого, смастеривший молоток, должен был вначале подумать о том, как его смастерить – то есть проявить духовную реакцию, но духовная реакция вне слова не существует. Так что же является первичным в создании человека – труд или слово? Диалектический подход: труд невозможен без слова, потому что всякий труд требует осмысленной деятельности. 

22 

   Разнообразие языковых систем – результат их самостоятельного развития. И все же те общие корни, которые мы находим даже в тех языках, которые по своей языковой структуре далеки друг от друга, убеждает нас в том, что родитель этот был дан человечеству не в готовом виде, а именно – словарный запас у самых древних наших предков был невелик. Логика подсказывает нам, что мыслить с таким словарным запасом можно было только в узких, установленных этим словарным запасом пределах. Вот почему труд в те далекие времена носил такой же примитивный характер, как и слово. 

23 

  Известно ли тебе, что психические заболевания поражают человека неизмеримо больше, чем животных, в среде которых такие заболевания почти не зафиксированы? 

24 

   Когда психические заболевания поражают речевые центры (логическую последовательность речи), тогда элементарные трудовые процессы становятся невыполнимыми: это наглядно убеждает – труд и слово, производные одного и того же порядка (друг без друга немыслимы). 
________________
 Общее примечание: Стихи польского поэта Леопольда Стаффа (отмечены звездочкой) 
переведены автором этого философского трактата. 

>
_____________________________________________________________________________________

 

п