.
Месяца апреля в 6 день
память и житие отца нашего
и учителя Мефодия,
архиепископа моравского {*}
Благослови, отче
I.1
Бог милостивый и всемогущий, что сотворил из небытия к бытию все видимое
и невидимое и украсил всякой красотой, о которой если кто станет размышлять,
то думая
понемногу по части может уразуметь и познать Того, Кто сотворил такие
многие и дивные создания. (Ибо) по величию и красоте созданий размышлением
познается Создатель их,2
о котором поют ангелы трисвятым гласом и (которого мы) все правоверные
славим в
Святой Троице, то есть в Отце, Сыне и Духе Святом, что значит в трех
ипостасях, которые
можно назвать тремя лицами, но в едином божестве. Ведь прежде всякого
часа, времени
и года, сверх всякого разума и неплотских (сил) понимания Отец сам
родил Сына, как
говорит Премудрость: «Прежде всех холмов рожает Меня»3.
И в Евангелии говорит само
Божье Слово пречистыми устами, воплотившись в последние времена ради
нашего
спасения: «Я в Отце и Отец во мне».4 От того же Отца и Святой
Дух исходит, как сказал
сам
Сын Божьим гласом: «Дух истинный, который
от Отца исходит5
Этот Бог создал всякую тварь, как говорит
Давид: «Словом Господним утвердились
небеса и от дуновения уст Его вся сила их. Ибо Он сказал, и стали,
Он повелел,
и создались».6
7 Прежде всех сотворил человека,
взяв прах от земли, а от себя вдохнув животворным дуновением душу. А когда
дал ему понимание слов и свободу воли, ввел его в рай,
установив ему для испытания заповедь, чтобы, если сохранит ее, остался
бессмертным,
если же нарушит, умер смертью по своей воле, а не по Божьему велению.
Когда же дьявол увидел, что человеку оказана
такая честь и предназначено ему
то место, с которого он пал из-за своей гордыни, сделал так, что он
нарушил заповедь.
И (Бог) из рая изгнал человека и присудил к смерти. И с того времени
начал дьявол
соблазнять многими кознями человеческий род, но Бог в своей великой
любви и
милосердии не оставил до конца человека, но на каждый год и каждое
время избрал
мужа и показал людям дела их и подвиг, чтобы все, уподобляясь им, побуждались
к добру.
Таков был Енос, что с надеждой первым стал
призывать имя Господне. А потом Енох,
угодив Богу, был перенесен (на небо). И был найден Ной праведным в
роде своем (и)
потопа избежал в ковчеге, чтобы снова наполнилась земля (живыми) тварями
Божьими
и украсилась. Авраам после разделения языков, когда все впали в заблуждение,
Бога
познал и назван был другом (Божьим) и принял обещание: благословенны
будут все
народы, (происходящие) от семени твоего. Исаак по подобию Христа был
возведен на
гору (для принесения) в жертву. Иаков уничтожил идолы тестя и видел
лестницу от
земли до небес, по которой всходили и нисходили ангелы Божьи, а при
благословении
сыновей своих пророчествовал о Христе. Иосиф прокормил людей в Египте,
показав
себя (человеком) Божьим. О Иове овситидинском Книги говорят, что был
праведен,
справедлив и непорочен: был подвергнут испытанию, претерпел его и благословен
был
Богом. Моисей с Аароном среди иереев Божьих был наречен Богом (у) фараона;
и подверг мучениям Египет и вывел (оттуда) Божьих людей, идя днем за
светлым
облаком, а ночью за огненным столпом, и разделил море, и (они) прошли
посуху,
а египтян потопил, а в пустыне безводной напоил людей водой и насытил
хлебом
ангельским и птицами; и после того как говорил с Богом лицом к лицу,
как может человек говорить с Богом, дал людям закон, написанный перстом
Божьим. Иисус Навин разделил
между Божьими людьми землю после войны с врагами. Судьи также одержали
много
побед, получив милость от Бога. Самуил поставил и помазал цесаря по
слову Господню.
Давид кротостью был (истинным) пастырем народа и научил его песням
Божьим.
Соломон, наделенный от Бога мудростью больше всех людей, много добрых
поучений
создал с притчами, хоть сам не (во всем) следовал им. Илья голодом
обличил людскую
злобу, и мертвого отрока воскресил и словом снес с неба огонь, спалил
многих и жертвы
сжег чудесным огнем и нечестивых священников перебил и взошел на небо
на колеснице огненной и конях, дав ученику двойной Дух. Елисей, взяв (его)
милоть, вдвое больше
чудес сотворил. Остальные пророки, каждый в свое время, о чудесных
делах, которые произойдут, пророчествовали. После них великий Иоанн посредник
между Ветхим и
Новым Заветом, стал креститель и свидетель Христа и проповедник живым
и мертвым.
Святые апостолы Петр и Павел с остальными
учениками Христа, пройдя по всему
миру, как молния, осветили всю землю. После них мученики кровью своею
смыли
скверну, а преемники святых апостолов, окрестив цесаря, многими подвигами
и трудами сокрушили язычество.8 Многочтимый Сильвестр с тремястами
и восемнадцатью отцами,
взяв себе в помощь великого цесаря Константина и собор первый собрав
в Никое, Ария
победил и проклял его и ересь его, что он воздвигал на Святую Троицу,
как некогда
Авраам с тремястами и восемнадцатью отроками побил царей и принял благословение
и хлеб и вино от Мельхиседека, царя салимского, ибо он был священник
Бога всевышнего.
Дамас же и Григорий Богослов со ста пятьюдесятью отцами и с великим
цесарем
Феодосием в Царьграде подтвердили Святой символ (веры), (что начинается
словами):
верую я в единого Бога, и отсекли (от тела церкви) Македония, и прокляли
его и хулу его,
что говорил против Святого Духа. Целестин и Кирилл с двумястами отцами
и с вторым
цесарем (Феодосием)9 в Ефесе сокрушили Нестория со всеми
заблуждениями, что говорил
он против Христа. Лев и Анатолий с правоверным цесарем Маркианом с
шестьюстами и тридцатью отцами прокляли в Халкедоне безумство и заблуждения
Евтихия. Вигилий
с богоугодным Юстин(иан)ом10 и со ста шестьюдесятью пятью
отцами, собрав V собор,
(где какое заблуждение укрылось,) изыскав, прокляли.11 Агафон,
апостольский папа
с двумястами и семьюдесятью отцами и с достойным цесарем Константином,
когда на
шестом соборе поднялись многие волнения, изгнав, прокляли со всеми
мятежниками12
именно Феодора Фаранского, Сергия и Пирра, Кира Александрийского, Гонория
Римского, Макария Антиохийского и прочих приспешников их, а христианскую
веру,
поставив на истине, утвердили.
I I.
После же их всех Бог милостивый, что хочет, чтобы каждый человек спасен
был
и достиг познания истины1 в наше время ради народа нашего,
о котором никто и никогда
не заботился,2 подвиг на доброе дело нашего учителя, блаженного
Мефодия. Если
сравним его по всем добродетелям и подвигам с каждым из угодников этих,
то
не постыдимся, ибо одним он равен был, других немного меньше, а иных
больше, тех, кто прославился словом, превосходил делами, а тех, кто прославился
делами, превосходил
словом. Всем им уподобившись, стал воплощением всех их достоинств:34страха
Божьего, соблюдения заповедей, чистоты плоти, прилежания в молитвах и святости,
слова
сильного и кроткого, сильного для противников и кроткого для принимающих
поучение;
ярости и тихости, милости и любви, страсти и терпения; он стал всем
для всех, чтобы
всех привлечь.4
Был же он с обеих сторон не из худого рода,
но доброго и честного, известного сначала
Богу, и цесарю, и всей Солунской земле,5 что показывал и
внешний его облик. Поэтому
и спорщики,6 что любили его с детства, беседовали с ним,
как с равным, пока цесарь,
[узнав] о быстроте (ума) его, дал ему править славянским княжеством,7
скажу я, как будто предвидел, что пошлет его к славянам как учителя и первого
архиепископа, чтобы
научился всем славянским обычаям и понемногу к ним привык.
I I I.
Когда же провел в том княжении много лет1
и увидел многие беспорядочные
волнения этой жизни, сменил стремление к земной тьме на мысли о небе,2
ибо не хотел
(своей) благородной души смутить тем, что не остается навеки,2
и,
найдя удобное время, избавился от княжества3 и пошел на Олимп,4
где живут святые отцы, постригся
и облекся в черные ризы.5 И повиновался с покорностью, и
исполнял все правила
монашеской жизни, отдаваясь (чтению) книг.
I V.
Настало же время такое, и послал цесарь за Философом, братом его, (чтобы
пошел)
к хазарам1 и чтобы взял его к себе в помощь. Были же там
евреи, что сильно хулили
христианскую веру. Он же сказал, что готов умереть за христианскую
веру, и не ослушался,
а пошел и служил как раб меньшему брату, повинуясь ему. Он молитвою,
а Философ
словами взяли над теми верх и посрамили их.
Когда цесарь и патриарх2 увидели
подвиг его, столь пригодный для Божьего пути,
уговаривали его, чтобы посвятить в архиепископы на почетное место,
где есть нужда
в таком муже. А когда же не захотел, (все же) принудили его и поставили
его игуменом
в монастыре, который называется Полихрон,3 а доход его -
24 меры4 золота, а отцов
в нем больше 70.
V.
Случилось же в те дни, что Ростислав, князь славянский, со Святополком1
послали
из Моравии к цесарю Михаилу, говоря так:2 «Мы Божьею милостью
здоровы, и пришли
к нам учителя многие от итальянцев, и от греков, и от немцев,3
и учат нас по-разному,
а мы, славяне, люди простые, и нет у нас (никого), кто бы нас наставил
истине и дал нам
знание. Так, добрый владыка,4 пошли такого мужа, который
нас наставит всякой
правде».5 Тогда цесарь Михаил сказал философу Константину:
«Слышишь ли, Философ,
эту речь? Никто другой сделать этого не сможет, кроме тебя. Вот даю
тебе дары многие6
и иди, взяв (с собой) брата своего игумена Мефодия. Вы ведь солуняне,
а солуняне все
чисто говорят пославянски».7
Тогда не смели отказаться ни перед Богом,
ни перед цесарем по слову святого апостола
Петра, как сказал: «Бога бойтесь, цесаря чтите».8 Но выслушав
об этом вели[ком] деле,
предались молитве и с иными, кто были таких же мыслей, как и они. И
здесь явил Бог
Философу славянское письмо. И тот, быстро создав письмена и составив
(из них) беседу (евангельскую), отправился в Моравию, взяв (с собой) Мефодия.
И начал он снова,
с покорностью повинуясь, служить Философу и учить (вместе) с ним. И
когда минуло
три года,9 возвратились из Моравии,10 учеников
научив.
V I.
Когда узнал о таких мужах апостолик Николай, послал за ними, ибо хотел
их видеть, как ангелов Божьих,1 (и) освятил учение их,2
положив славянское Евангелие
на алтаре (собора) Святого Петра Апостола.3 И посвятил в
попы блаженного Мефодия.4
Было же много неких людей, что поносили славянские
книги, говоря, что не подобает никакому народу иметь букв своих, кроме
евреев, греков и латинян, по надписи Пилата,
которую (он) написал на кресте Господнем. Апостолик (же) проклял их,
назвав
пилатниками и триязычниками, а одному епископу, который был болен тем
же недугом,
повелел посвятить из учеников славянских5 трех в попы, а
2 во чтецы.6
V I I.
Прошло много дней,1 и Философ, уходя на суд (Божий), сказал
Мефодию, брату
своему: «2Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке
и пахали одну (и ту же)
борозду, и я на поле падаю, окончив день свой.2 Ты же очень
возлюбил гору,3 но не смей
ради горы оставить учительство свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь
спасения?»4
V I I I.
Коцел же послал к апостолику с просьбой, чтобы к нему отпустил блаженного
Мефодия, учителя нашего. И сказал апостолик: «Не тебе одному только,
но всем тем
землям славянским, посылаю его учителем от Бога и от святого апостола
Петра, первого наместника (Христа на земле) и держателя ключей от царства
небесного».1 И послал его,
написав такое послание:2 «Адриан, епископ и раб Божий,3
- Ростиславу и Святополку
и Коцелу.4 Слава в вышних Богу и на земле мир, и в человеках
благоволение.5 Услыхали
мы о вас духовную (радость),6 которой мы страстно ждали
с желанием и молитвой ради
вашего спасения,7 как подвиг Господь сердца ваши искать
Его и показал вам,
что не только верой, но и благими делами подобает служить Богу; ибо8
вера без дел
мертва,8 и отпадают те, кто воображают, что знают Бога, а делами отрекаются
от Него.9
Ибо не только у этого святительского престола просили учителя,10
но и у благоверного
цесаря Михаила, чтобы послал к вам блаженного философа Константина
с братом, пока
мы не были готовы (помочь). Они же, узнав, что ваши земли находятся
под властью апостольского престола, не сделали ничего противного канонам,
но пришли к нам
и принесли с собой мощи святого Климента.11 Мы же, ощутив
тройную радость,
замыслили, испытав, послать в земли ваши, посвятив его вместе с его
учениками,
Мефодия, сына нашего, мужа совершенного разума и правоверного,1112чтобы
учил вас,
как
вы просили, излагая на вашем языке книги12 и 13исполняя
(на нем) все церковные
обряды, и со Святой мессой, то есть службой, и с крещением, как начал
(это уже)
Константин милостью Божьей и молитвами святого Климента. Если и кто
иной сможет
излагать достойно и правоверно, то да будет это свято и благословенно
Богом и нами
и всей вселенской и апостольской Церковью, чтобы легче обучились вы
заповедям
Божьим. Этот же один сохраняйте обычай, чтобы во время мессы сначала
читали
Евангелие и Апостол по-латыни, а потом по-славянски. Да исполнится
слово писания,
что будут хвалить Господа все народы14 и другое: «И все
станут говорить о величии
Божьем на разных языках, на которых даст им вещать Святой Дух».15
Если же кто из собравшихся у вас учителей,
из тех, кто льстят слуху и от истины
отвращают к заблуждениям,16 начнет, дерзнув, вносить к вам
разлад, порицая книги на
вашем языке, пусть будет отлучен не только от причастия, но и от Церкви,17
пока не
исправится.18 Ибо это - волки, а не овцы, и подобает по
плодам их познавать их
и оберегаться от них.19
Вы же, чада возлюбленные, повинуйтесь учению
Божьему и не отриньте церковного
поучения, чтобы вы стали истинно поклоняющимися Богу, Отцу нашему небесному
со всеми святыми. Аминь».20
Принял же его Коцел с великою честью21
и
снова послал его к апостолику и (с ним)
20 мужей из именитых людей, чтобы посвятил ему его на епископство в
Паннонии
на стол святого Андроника апостола, (одного) из семидесяти, как и стало.22
I X.Потом
же старый враг,1 ненавистник добра и противник истины, возбудил
против
него сердце неприятеля моравского, короля,2 со всеми епископами,3
(говорившими):
«В нашем округе учишь».4 Он же ответил: «Я сам, если бы
знал, что он ваш, шел бы мимо,
но он принадлежит святому Петру. По правде же, если вы из-за своей
зависти и жадности преступаете старые границы, нарушая каноны и препятствуя
учению Божьему,
то берегитесь, как бы, стремясь костяным теменем (головы) пробить гору
железную,
не разлили свой мозг».5 Сказали же ему, говоря с яростью:
«Будет тебе худо».6 Ответил он: «Истину говорю перед цесарями
и не стыжусь.7 а вы творите надо мной свою волю, ведь
не лучше я тех, кто во многих муках утратили жизнь за то, что говорили
правду». И когда
много слов было сказано и не смогли отвечать ему, сказал король сквозь
губы: «Не
утомляйте моего Мефодия, ведь он вспотел уже, как у печки». Сказал
он: «Так, государь,
встретили люди некогда потного философа и сказали ему: "Почему так
потеешь?" А он
отвечает: "С невеждами спорил" »8
И поспорив об этих словах, разошлись, а его
сослали в Швабию и держали там два с половиной года9
X.
(Весть об этом) дошла до апостолика. И когда о том узнал, послал на них
клятву,
чтобы все епископы короля не пели мессы, то есть службы, пока его держат.1
И так
отпустили его, сказав Коцелу: «Если будет он у тебя, не избавишься
от нас по-доброму».2
Но они не избегли суда святого Петра, ибо 4 из этих епископов умерли.3
Случилось же тогда, что мораване, убедившись,
что немецкие попы, которые жили
между ними, не хотели им добра, но строили козни против них, изгнали
(их) всех,4
а к апостолику послали: «Как раньше отцы наши приняли крещение от святого
Петра,5
то (и) нам дай Мефодия, архиепископа и учителя».
И сразу послал его апостолик.6
И когда принял его князь Святополк со всеми
мораванами,7 поручил ему все церкви и духовных во всех градах.8
С этого же дня начало сильно расти учение
Божье, а духовные стали умножаться во
всех градах, а язычники - верить в истинного Бога, отрекаясь от своих
заблуждений. Тем
более и моравская страна начала расширять свои границы во все стороны
и побеждать
своих врагов, не терпя неудач,9 как и (они) сами всегда
рассказывают.10
X I.
Был же у него и дар пророчества, ибо многие прорицания его сбывались, из
них
об одном или двух здесь скажем.
Очень сильный языческий князь, сидящий на
Висле,1 поносил христиан и делал им
вред. И, послав к нему, (Мефодий) сказал: «Сын, хорошо бы тебе креститься
по своей воле
на своей земле, чтобы не был ты крещен насильно в плену на чужой земле,
(когда так
будет), вспомнишь обо мне». Как и стало.2
Однажды Святополк снова воевал с язычниками
и не имел успеха3 и медлил, то
(Мефодий), когда приближалась месса или служба святого Петра,4
послал к нему,
говоря: «Если мне обещаешь, что Святой Петров день с воинами своими
проведешь
у меня (в церкви), то верую в Бога, что вскоре предаст их тебе (в руки)».
Как и стало.5
Некто из дружины,6 очень богатый
и советник (князя), женился на своей куме,7 то
есть ятрови,8 и много наставлял, и учил, и утешал их, но
не мог их развести,9 ибо иные,
выдавая себя за служителей Божьих, втайне развращали и ласкали их ради
их имущества
и совсем отвели их от Церкви.10 И сказал: «Придет час, когда
не смогут помочь им эти
ласкатели, и станут они вспоминать слова мои, но нельзя (уже) будет
ничего сделать».
И внезапно, когда отступил от них Бог, пришла на них напасть, нельзя
было найти место
их (упокоения), но как будто вихрь поднял их прах и рассеял.11
(Случалось) и многое (другое), подобное этому,
и он все это ясно толковал в притчах.
X I I.
Старый враг, ненавистник рода человеческого, не мог терпеть всего этого
и воздвигнул против него некоторых, как Дафана и Авирона против Моисея,1
одних -
открыто, а других - тайно, (тех), которые хворают хиопаторской ересью2
и совращают к
себе слабых с правого пути, говоря: «Папа дал власть нам, а этого велит
вам изгнать
(вместе с) его учением».
Когда же собрались все люди моравские, велели
прочесть перед ними (папское)
послание, чтобы все услышали о его изгнании.
Люди же, как есть у людей в обычае, все печалились
и скорбели, что лишаются такого
пастыря и учителя, кроме слабых, которых (эта) ложь привела в движение,
как ветер -
листья. Когда же прочли грамоты апостолика, нашли, что там написано:
«Брат наш
Мефодий свят и правоверен и апостольское дело делает, и в руках его
от Бога и престола апостольского все славянские земли, и кого он проклянет,
да будет проклят, а кого он благословит, да будет благословен». И посрамленные
рассеялись со стыдом, как туман.3
X I I I.Но
на этом не прекратилась их злоба, но сказали говоря: «Гневается на него
цесарь, и если его схватит, не сохранит свою жизнь».1
Бог же милостивый, не желая, чтобы из-за этого
хулили раба его, вложил в сердце
цесарю, ибо сердце цесаря всегда пребывает в руках Божьих,2
и послал цесарь грамоты
к нему: «Честный отче, очень желаю тебя видеть. Так сделай милость
и потрудись
(прибыть) к нам, чтобы увидеть тебя, пока мы (еще) на этом свете, и
молитву твою
примем».
И когда сразу пришел он туда, принял его цесарь
с великой честью и радостью,3 и,
учение его похвалив, удержал из учеников его попа и дьякона с книгами.4
И все желания
его исполнил, что он только хотел, и ни в чем ему не отказал, и, одарив
и обласкав,
проводил его снова со славою на его престол. Так же и патриарх.5
X I V.
На всех же путях попадал он в многие напасти от дьявола: в пустынях от
разбойников, на море от волн, (поднятых) ветром, на реках от внезапных
смерчей, так что исполнилось на нем слово апостола: беды от разбойников,
беды на реках, беды от
лжебратьев, в трудах и подвигах, в частом бдении, в частом голоде и
жажде и в иных
печалях, о которых апостол упоминает.1
X V.
Потом же отверг все волнения (света) и возложил печаль свою на Бога. Раньше
же (еще), посадив из учеников своих двух попов скорописцев,1
перевел быстро
и полностью все книги (библейские) кроме Маккавеев, с греческого языка
на славянский,2
за шесть месяцев, начав от марта месяца и до двадцать шестого октября.3
Окончив же,
достойную хвалу и славу воздал Богу, который дал ему такую благодать
и удачу. И вознес
святой возношение тайное с клиросом своим, отпраздновав память святого
Дмитрия.4
Ведь только Псалтырь и Евангелие с Апостолом и избранными службами
церковными
перевел сначала с Философом.5 Тогда же и номоканон, что
значит правило закона,
и книги отцов перевел.6
X V I.
Когда же пришел в дунайские края король венгерский1 захотел
увидеть его,
и (хоть) некоторые говорили и предполагали, что не уйдет от него без
мучения, пошел
к нему; он же, как подобает владыке, принял его честно и славно и с
веселием.
И побеседовав с ним, как подобает таким мужам вести беседы, отпустил
его, обласкав
и поцеловав с дарами великими, и сказал ему: «Всегда поминай меня,
честный отче,
в святых молитвах твоих».
X V I I.
И когда так устранил все обвинения со всех сторон и1 затворил
уста
многоречивых,1 2завершил течение (жизни)
и сохранил веру, ожидая праведного
венца2 3и потому что так угодил Богу, был
возлюблен им.3
И стало приближаться время принять покой от
страстей и награду за многие труды.
И спросили его, говоря: «О ком думаешь, отче и учитель честный, из
учеников твоих,
кто бы был тебе преемником в учительстве твоем? » Показал же им на
одного из самых
известных учеников своих, по имени Горазд, говоря: «Вот из вашей земли
свободный
муж, хорошо знает латинские книги, правоверен. И будет то в согласии
с Божьей волей
и вашей любовью, как и с моей».4
Когда же на цветной неделе собрались все люди,
он вошел в церковь (хоть) и был
болен, молился о благословении цесаря и князя,5 и духовных,
и людей всех и сказал:
«Стерегите меня, дети, до третьего дня». Так и стало. Когда на третий
день стало светать,
сказал еще: «В руки твои. Господи, душу мою влагаю»6 и на
руках иерейских почил в
3 день месяца апреля в 3 индикт в 6393 год от сотворения всего мира.7
Ученики же его, приготовив его к погребению
и воздав ему достойную честь,
отслужили службу церковную по-латыни, по-гречески и по-славянски и
положили его
в соборной церкви,8 и приложился к отцам своим и патриархам,
и пророкам,
и апостолам, учителям, мученикам.9
Когда же собралось бесчисленное множество
людей, проводили (его) со свечами,
оплакивая доброго учителя и пастыря, мужчины и женщины, малые и великие,
богатые
и бедные, свободные и рабы, вдовы и сироты, иностранцы и местные, больные
и здоровые - все (, оплакивая) того, что стал всем для всех, чтобы
всех привлек.10
Ты же, святая и честная глава, в молитвах
своих взгляни свыше на нас, стремящихся
к тебе, избавь от всякой напасти учеников своих, учение распространяя,
а ереси изгоняя,
чтобы, прожив здесь достойно нашего звания, стали мы с тобой (как)
твое стадо,
по правую сторону Христа Бога нашего, вечную жизнь принимая от Него.
Ибо Ему
и слава и честь во веки веков. Аминь.11
/////{*}
В настоящее время известны 15 списков Жития
Мефодия Х I I-начала X V I I I в.*
В основу перевода положен самый старый список Жития в сборнике конца
X I I в.
(Отдел рукописей Государственного Исторического музея. Синодальное
собр.,
№ 1063).** Исправления при переводе вносились лишь в случаях очевидной
порчи
текста рукописи или явного искажения смысла из-за пропуска.*** В тексте
эти
исправления выделяются курсивом. Вставки, внесенные в перевод на основе
других
списков, даются в квадратных скобках. Вставок и исправлений здесь немного,
так как
различия между списками очень немногочисленны. Пояснительные слова,
внесенные переводчиком, даются в круглых скобках.
____________________
* Перечень списков см,: Климент Охридски. Събранн
съчинения. София, 1973.
Т. 3. С. 164-168.
** Изд.: Успенский сборник Х I I-Х I I I вв.
М.: Наука, 1971. С. 188-198.
*** При этом были использованы варианты издания
П. А. Лаврова
и текстологический комментарий X. Кодова.
>
_____________________________________________________________________________________________
|