. Реферат Д. Н. Ляликова

на тему Р. Лифтон,

«Пережившие Хиросиму»

=========
R. Lifton
Death in life. Survivore of Hiroshima.

New York, 1967. 594 p.
=========

8. Страх заражения

 

Другим препятствием для нормальных связей между жертвами катастроф и окружением оказывается «страх за­ражения», который бессознательно испытывается к ним как к существам, «затронутым смертью» (что в Хиросиме еще усиливается страхом перед радиацией).

Б связи с этим в некоторых культурах существовали прямые предписания об изоляции всех лиц, которым угро­жает смерть. В некоторых случаях, например, во время ве­ликих эпидемий средневековья страх заражения порождал фантастические обрезы носителей смерти, наделенных сверхъестественной силой. С ним же можно связать и универсальную тенденцию прославлять мучеников и относиться
с недоверием к оставшимся в живых.

Страх заражения надолго задержал оценку психичес­ких последствий как атомного взрыва, так и нацистских преследований. Это неосознанно проявилось у исследователей и в их склонности отрицать проблему, связанные с выжива­нием, ограничивая себя внешне формальной стороной дела или же, напротив, общим выраженном сочувствия к жертвам.

Не случайно лишь через 20 лет после второй мировой войны психиатры пришли к заключению о существовании осо­бого «постлагерного синдрома» и специфических изменений личности после тяжелых преследований. Тот же страх заражения самих врачей поддерживает сохранение физикалистских и антипсихологических направлений в медицине и «объективных подходов» в психиатрии, вплоть до ее пол­ной дегуманизации.

Японская программа помощи «хибакуся» вообще не предусматривает оказание психиатрической помощи. Не­мецкие врачи также весьма неохотно признают наличие специальных симптомов, связанных с прежними преследова­ниями или истязаниями. В США та же тенденция, напротив, проявляется в стремлении к узкопсихоаналитическому под­ходу, при котором все объясняется разного рода наруше­ниями раннего детского возраста.

С тем же страхом связано многовековое стремление к строгой изоляции психических больных. В более широ­кой плане этот страх заражения самих исследователей препятствовал, вплоть до недавнего времени, правильной оценке роли катастрофы и массовых бедствий в истории и, в конечном счете, пониманию самой истории.

<.........................................>

____________________________________________________________________________________

 

п