ПРЕДИСЛОВИЕ
«...картина всегда раскрывает нам поэтическую мысль. Но не
выражает ли стих таящееся в картине содержание?»
Ши Тао. Записи бесед о живописи, XIV
Перед нами - пейзаж: .
Если по очертаниям гор, по характерному рисунку деревьев и построек мы
еще не догадываемся, что картина создана в какой-то дальневосточной стране,
то об этом скажут нам иероглифы, вертикальными рядами расположенные на
левой стороне картины. Человек, немного разбирающийся в живописи, сразу
скажет: это китайский пейзаж. Но, возможно, не будучи искушенным в восточной
живописи, он решит, что это японская картина (или даже корейская). И не
так уж сильно ошибется. Каждая из трех культур в прежние времена пользовалась
китайским письмом; живописная манера в них имеет общие корни и потому-по
крайней мере, в отдельные эпохи- похожа как две капли воды. Во всяком случае,
европейский - мало осведомленный - зритель не увидит между ними никакой
разницы. И будет по-своему прав, так как большего из самой картины не сможет
извлечь.
Если же малая осведомленность сочетается у
нашего зрителя еще и со знанием европейского искусства и шаблонов традиционной
критики, то он попытается, вероятно - хотя, кроме названных выше, других
фактических данных у него нет, - «анализировать» или «интерпретировать»
картину, то есть практически расхваливать ее. Но картину ли? Наш зритель
скажет, что картина великолепно передает настроение - однако это будет
настроение не картины, а зрителя, созерцающего картину. Он скажет, что
своей теряющейся в дымке перспективой картина внушает ощущение метафизической
глубины бесконечности - хотя ощущение это рождено не картиной, а
его европейским складом мысли. Зритель наш будет говорить еще многое, в
зависимости от своей фантазии и красноречия. Если же зритель более скромен,
он будет любоваться молча. Должно быть, он почувствует трудно выразимое,
но именно своей таинственностью и влекущее обаяние далекого мира, необычайную
культуру рисунка, ритм линий (глядя на оригинал, он оценил бы и тактичную
сдержанность красок); он отметит виртуозное равновесие композиции; монументальность
гор, волны тумана, разнообразие деревьев и, наконец, маленькие человеческие
фигурки в одном из домов, образующие такой разительный контраст с природой,
ее величием. И оценит все это вместе. (Надпись на картине, пожалуй, несколько
смутит зрителя, привыкшего к европейской живописи, но постепенно он забудет
о ней.) Скорее всего, картина понравится зрителю, хотя он располагает минимальной
внешней информацией о ней.
>