.
/
6
Картина, таким образом, содержит двойное сообщение:
одно - собственно пейзаж, второе - письменный текст. Как мы установили,
они дополняют друг друга. Другими словами: они взаимно зависят, предполагают
друг друга. Стихотворение Ван Вэя, написанное само по себе, - это только
стихотворение Ван Вэя, не более. Написанное на картине, своей архаической
каллиграфией входя в картину, оно делает более целостной и картину. Изображение
само по себе - только один из многих пейзажей Ши Тао, стереотип с
осенним настроением. Вместе же со стихотворением оно становится связанным
с контекстом традиции, становится документом личности и творчества художника.
Картина и стих связаны текстом колофона и печатями, которые дают сведения
и о картине, и ее стиле, и о стихотворении, и об отношении между ними.
Скромность графического написания колофона также говорит о его посреднической
роли: по отношению к стихотворению и к картине колофон - метакоммуникативный
текст.
Если теперь сопоставить полученные сведения
с тем первоначальным впечатлением, которое европейский зритель, не знакомый
с китайской живописью и поэзией, может от нее получить, то разница очевидна.
Если даже мы не исчерпали все значение и смысл данного произведения, то
в приведенных рассуждениях нашли путь к его пониманию - что дает возможность
более глубокого наслаждения картиной.
<....................................>
_____________________________________________________________________________________
|