.
В
развитии жизни на Земле история человечества составляет лишь краткий миг.
Однако этот «миг» для нас - как представителей этого самого человечества,
- представляет особый интерес.
Современная
историческая наука в своем исследовании ограничивается в основном лишь
тем периодом времени, для которого сохранились более-менее достоверные
письменные источники, и называет предшествующий период снисходительно и
пренебрежительно «доисторическим». Но история человеческой цивилизации
началась намного ранее появления письменности, о чем свидетельствуют многочисленные
археологические данные. Однако археология сама по себе дает часто лишь
отрывочный и косвенный материал, не позволяющий сложить единой и целостной
картины, сопоставимой с тем, что дает история «письменного» периода.
В
то же время имеется мощнейший пласт культурного наследия в виде мифов и
устных преданий, в которых описываемые события относятся ко временам намного
более ранним, чем изобретение письменности. К сожалению, одной из характерных
черт этих источников является их насыщенность как почти мистическими событиями,
так и персонажами, магические и сверхестественные способности которых явно
не вписываются в современную научную картину мира. Поэтому официальная
историческая наука практически не принимает во внимание подавляющее большинство
сказаний и преданий, наложив на них клеймо «мифа» и приравняв его к выдумкам
и полету фантазии древних народов. Но так ли уж далеко устное наследие
древних от реальной действительности прошлого ?..
За
последнее столетие сделано уже немало открытий, толчком к которым послужила
информация, содержавшаяся в мифологии. Среди них наиболее известно открытие
легендарной Трои Шлиманом, который, откинув мнение официальных историков,
решил прочитать Гомера в буквальном смысле, а не как захватывающую книгу
в стиле «фэнтэзи».
С
того времени многие признанные исследователи использовали в качестве начального
источника своих изысканий данные из мифов, но, будучи стесненными рамками
«единственно верного» подхода официальной исторической науки, при описании
своих открытий либо полностью «забывали» об источнике информации, либо,
в лучшем случае, лишь вскользь упоминали о нем. Пожалуй, лишь «дилетант
от истории и археологии» Шлиман, открывший реальную Трою, не побоялся сослаться
на мифологию, как на источник достоверных данных.
В
связи с этим возникает вопрос: можем ли мы изменить подход к устному наследию
прошлого и перейти от «чтения сказок на ночь» к расшифровке древних преданий
в поисках достоверных данных ?
.
.