МИМИЧЕСКИЕ СХЕМЫ 

     Лицо человека имеет иногда постоянный, ярко выраженный характер: злое, грустное, добродушное, веселое и т. д. 
     Такие привычные устойчивые выражения лица в гриме передаются фиксированием соответствующего мимического выражения. 
     Чтобы придать лицу характер злого или удивленного, грустного или веселого, мы подчеркнем характер его изменения при соответствующем мимическом выражении, используя рассмотренные нами схемы мимических выражений, но выполняя эти задачи уже не в том схематическом линейном виде, а передавая цвет и реалистическую лепку объема, характерную для того или иного мимического изменения лица (сравни 
табл. I I I с контурными изображениями и табл. X X, где те же мимические схемы переданы в законченном виде). 
 
 

ВАРИАНТЫ ИЗМЕНЕНИЯ СХЕМ 

     Рассмотренные нами схемы старого и толстого лица являются как бы предельными выражениями данных типов лица. В тех случаях, когда в гриме необходимо передать не эти крайние формы, а промежуточные стадии их, - схемы видоизменяются. 
     Эти изменения схемы в зависимости от поставленных  конкретных  задач будут сводиться к той или иной степени смягчения резкости в передаче формы, к устранению некоторых деталей, нахождению различных цветовых характеристик кожи 
и т. п. 
     Например, видоизменяя схему старого лица, мы. сможем получить такие ее варианты, которые охарактеризуют не предельную старость, а какой-то средний возраст, или, варьируя и изменяя схему толстого лица, мы сможем передать различные градации полноты лица. 
    

Кроме передачи возраста, худощавости или полноты человека, грим может подчеркнуть и характер выражения лица. 
     Здесь, в случаях примитивной передачи образа, указанные схемы могут усложниться использованием уже рассмотренных нами схем гримов, основанных на подчеркивании и фиксировании мимических выражений. Например: «злой старик». Решая эту простейшую композиционную задачу, мы используем одновременно схемы старого и злого лица и таким путем создадим грим, который, включая типичные признаки обеих схем, будет отличаться от них. 
     Так возникают сложные изменения и варианты схем, которые будут особенно резко выражены в тех случаях, когда используемые в композиции схемы противоположны своим формам. Так, например: мимическое выражение улыбки будет закруглить угловатые, прямолинейные черты схемы старика, и мимическое выражение гнева прямолинейным характером своих черт будет разрушать общую округлость форм толстого лица (см. таблицу X X I V). 
     На основе пройденного, поставив простейшие композиционные задачи, попробуем их самостоятельно разрешить, находя для этого новые варианты и изменения основных схем. 
______________________________________________________________________________________
п