.
Священная
история
Памяти Александра Меня
И были у них и рабы,
и ослы.
И были они не добры
и не злы
– не ведали римского
права.
Что сына убить за тринадцать
ослов,
что брата убить за двенадцать
козлов,
– какая им разница,
право?
Их время текло и в дыму,
и в золе,
и год они ехать могли
на осле,
и лет тридцать пять
на верблюде...
И было все это в грязи
и в пыли,
на малом-премалом кусочке
земли,
как будто у Бога на
блюде.
И он приходил к ним –
израильский Бог.
Зачем? Вероятно, был
сам одинок,
как злая ненужная совесть...
И все предлагал им какой-то
завет,
зачем? Объяснения этому
нет.
Все длится печальная
повесть.
Как только представишь
тьму длинных веков,
рабов и наложниц, козлов
и ослов,
и жен, что похуже скотины,
так страшно и больно
сожмется в груди...
А также – представишь
века впереди.
И где-то себя – в середине.
И все не запомнить:
какого козла
какая ослица кому родила,
и сколько верблюдов
украли...
К чему этот длинный
и нудный разврат?
Зачем города и поныне
горят?
Какие тут «бездны морали»?
... И вспомнишь: тяжелый
полуденный зной,
большое светило над
дикой страной
(оно там стоит и поныне)
–
И кто я – рабыня? Ослица?
Жена?
Куда и зачем я влачиться
должна
по этой смертельной
пустыне?
...А тот, кто от Бога
все ждал новостей,
не видел больных и голодных
детей,
его занимали скрижали...
Наш Бог только избранных
лиц посещал,
и много верблюдов он
им обещал
за то, чтоб его уважали.
А мы-то молчали. Мычали
в пыли,
и шли по пустыне, рыдали
и шли –
рабыни, ослицы и дети...
Потом наступил предназначенный
срок,
пришел молодой и насмешливый
бог,
но что изменил он на
свете?
...Такой молодой и насмешливый
бог
явился зачем-то не к
месту, не в срок,
в нелепой еврейской
отчизне,
как танец души среди
вьючных дорог,
и как декабристы (которых
урок
был в том, что не ведали
жизни...)
Нелепый, как счастье,
как солнце – слепой,
он так и предстал перед
пыльной толпой:
смеялся, а руки дрожали...
Руками махал и, как
Чацкий, вещал
и новую эру он всем
обещал –
за то, чтобы не обижали...
А мы-то молчали. Мычали
в пыли.
И новая эра, коснувшись
земли,
продлилась не более
мига.
И кто-то придумал про
Новый завет.
Зачем? Оправдания этому
нет –
такая печальная книга...
...Но я все мечтаю
про дальний полет –
кто знает – тот знает.
Кто хочет – поймет.
А кто не поймет – и
не надо.
Чужая планета, и римский
конвой...
Что Темза, что Теза*,
что Сена с Невой,
что щит на вратах Цареграда...
–
какое мне дело?! –
не выскажешь слов,
не выплачешь слез,
не развяжешь узлов,
не взвидишь подлунного
света...
Непрошеный бог не вернется
сюда.
Погасла его золотая
звезда
меж Ветхим и Новым заветом...
1994
_____
* Теза
– река, протекающая по г. Шуе.