В 1999 году в Москве издательской фирмой «Восточная литература»
РАН выпущено в свет собрание трудов Виталия Рубина под названием «Личность
и власть в древнем Китае». Положительным является то, что издание осуществлено
при
финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).
Председатель редакционной коллегии «Corpus Sericum» А.И. Кобзев и он же
ответственный редактор тома написал к этой книге достойное предисловие,
в котором, как человек честный, с болью переживающий смутные времена,
среди главных моментов при формировании текстов выделяет в особенности
задачу
«снабдить книгу достаточно полной библиографией работ В.А.Рубина и
о нем, долженствующей отразить весь спектр его научных интересов и достижений...»
При этом А. И. Кобзев сообщает: «Естественная затрудненность получения
этих, уже
довольно старых и часто весьма малотиражных, изданий была усугублена
существовавшим до сравнительно недавнего времени неестественным и даже
противоестественным барьером в виде исключения имени В.А. Рубина
из библиографий и специальных справочников, прежде всего основных, - ежегодника
«Литература в странах Азии, Африки и Океании» и «Библиографического словаря
советских востоковедов». И это же сообщение снабжено следующим саркастическим
примечанием: «Само название последнего справочника, увидевшего свет в 1975
г. могло служить неким основанием для игнорирования В. А. Рубина как несоветского
востоковеда. Однако его переиздание в 1995 г. под названием «Библиографического
словаря отечественных востоковедов» с такой же зияющей лакуной свидетельствует
о том, что в нашей стране не только мертвецы сживают со света живых, но
и, наоборот, живые - мертвых. К лику «отечественных» В.А. Рубин не удостоился
быть причисленным даже несмотря на то, что там представлен его отец А.
И. Рубин».
Мы же со своей стороны, несмотря на то, что справочник,
о котором говорит А. И Кобзев, был и впрямь выпущен в 1975 г., не можем
пройти мимо того факта, что Виталий Рубин прибыл в Израиль 18 июня 1976
года - то есть уже после выхода этого примечательнейшего справочника и
по таковой причине отметим - игнорирование Рубина «как несоветского
востоковеда» связано скорее всего с тем, что в 1972 году он подал документы
в ОВиР на выезд в Израиль, а переиздание этого справочника в 1995 году
«с такой же зияющей лакуной» говорит прежде всего о том, что негативные
традиции имеют особенность из поколения в поколение передаваться перинатально
без изменений.
______________________________________________________________________________________
|