В 1999 году в Москве издательской фирмой «Восточная литература» РАН выпущено в свет собрание трудов Виталия Рубина под названием «Личность и власть в древнем Китае». Положительным является то, что издание осуществлено при 
финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Председатель редакционной коллегии «Corpus Sericum» А.И. Кобзев и он же ответственный редактор тома написал к этой книге достойное предисловие, в  котором, как человек честный, с болью переживающий смутные времена, среди главных моментов при формировании текстов выделяет в особенности задачу 
«снабдить книгу достаточно полной библиографией работ В.А.Рубина и о нем, долженствующей отразить весь спектр его научных интересов и достижений...» При этом А. И. Кобзев сообщает: «Естественная затрудненность получения этих, уже 
довольно старых и часто  весьма малотиражных, изданий была усугублена существовавшим до сравнительно недавнего времени неестественным и даже противоестественным барьером  в виде исключения имени В.А. Рубина из библиографий и специальных справочников, прежде всего основных, - ежегодника «Литература в странах Азии, Африки и Океании» и «Библиографического словаря 
советских востоковедов». И это же сообщение снабжено следующим саркастическим примечанием: «Само название последнего справочника, увидевшего свет в 1975 г. могло служить неким основанием для игнорирования В. А. Рубина как несоветского востоковеда. Однако его переиздание в 1995 г. под названием «Библиографического словаря отечественных востоковедов» с такой же зияющей лакуной свидетельствует о том, что в нашей стране не только мертвецы сживают со света живых, но и, наоборот, живые - мертвых. К лику «отечественных» В.А. Рубин не удостоился быть причисленным даже несмотря на то, что там представлен его отец А. И. Рубин». 

   

Мы же со своей стороны, несмотря на то, что справочник, о котором говорит А. И Кобзев, был и впрямь выпущен в 1975 г., не можем пройти мимо того факта, что Виталий Рубин прибыл в Израиль 18 июня 1976 года - то есть уже после выхода этого примечательнейшего справочника и по таковой причине отметим - игнорирование Рубина «как  несоветского востоковеда» связано скорее всего с тем, что в 1972 году он подал документы в ОВиР на выезд в Израиль, а переиздание этого справочника в 1995 году «с такой же зияющей лакуной» говорит прежде всего о том, что негативные традиции имеют особенность из поколения в поколение передаваться перинатально без изменений.
______________________________________________________________________________________
«ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», т. 4, 1967, стр. 529
 


 

 

п