продолжение V

.

.
   Мы искренно верим, что он хотел бы создавать художественные произведения, и в то же время знает, что он не в состоянии их создать: чтобы выпутаться из этого неприятного конфликта между желанием и делом, он пишет оперы для Парижа и легко соглашается на их постановку во всех других городах. 
    В нынешнее время - это вернейший способ создать себе художественную славу не будучи художником. Под давлением такого самообмана, которое должно быть не совсем легко, этот композитор является нам также в трагическом свете: но трагедия личного чувства в его уязвленном интересе - обращается в трагикомедию. Знаменитый композитор как бы демонстрирует в области музыки те действительно-смешные и не вызывающие сочувствия черты, которые отличают еврейство вообще. 
    Рассмотрев, таким образом, вышеприведенные явления, из которых должно быть понятно наше обоснованное, оправдываемое и вместе с тем неодолимое отвращение к евреям, мы можем указать на эти явления, как на признаки упадка переживаемой музыкальной эпохи. 
    Если бы те два еврейских композитора *) в действительности привели нашу музыку к высшему расцвету, то мы должны были бы признаться, что мы отстали, и что наша, отсталость заключается в органической неспособности к искусству; но так ли это? Напротив, индивидуальное чисто-музыкальное богатство нашего времени кажется скорее умноженным, чем уменьшенным по отношению к пережитым эпохам. 
    Неспособность заключается в самом духе нашего искусства, которое стремится к иной, чисто художественной жизни, которая теперь вряд ли для него существует. Эта неспособность выясняется в художественной деятельности специфически одаренного композитора - Мендельсона. А. успехи того другого композитора оперы определенно свидетельствуют о музыкальной приниженности нашего общества и об отсутствии у него истинно-художественных стремлений. 
______________________ 
*) Характерно еще то положение, которое прочие еврейские композиторы, да и вообще образованное еврейство, занимает относительно своих обоих знаменитых композиторов. Для приверженцев Мендельсона тот отличный оперный композитор - омерзение: они чувствуют в силу своего тонкого чувства чести, как сильно он компрометирует еврейство и поэтому безжалостны в своем приговоре. Гораздо осторожнее выражается, напротив, партия оперного композитора о Мендельсоне, внимая скорее с завистью, чем с открытым отвращением тому счастью, которого добился он в более передовом музыкальном мире. Третья же фракция компонирующих евреев, по-видимому, заинтересована в том, чтобы избегнув скандала, и не разоблачив себя, продолжать свое музыкальное производство без тягостного шума. Но все же несомненные успехи великого оперного композитора кажутся для них достойными внимания, и что-то в, них должно же заключаться, хотя даже и не все можно в них одобрить и выдать за «солидное». Действительно, евреи слишком yмны, чтобы не знать каковы, в самом деле, их дела!

<................................>

_____________________________________________________________________________________

 

п