.
Мы искренно
верим, что он хотел бы создавать художественные произведения, и в то же время
знает, что он не в состоянии их создать: чтобы выпутаться из этого
неприятного конфликта между желанием и делом, он пишет оперы для Парижа и
легко соглашается на их постановку во всех других городах.
В
нынешнее время - это вернейший способ создать себе художественную славу не
будучи художником. Под давлением такого самообмана, которое должно быть не
совсем легко, этот композитор является нам также в трагическом свете: но
трагедия личного чувства в его уязвленном интересе - обращается в
трагикомедию. Знаменитый композитор как бы демонстрирует в области музыки те
действительно-смешные и не вызывающие сочувствия черты, которые отличают
еврейство вообще.
Рассмотрев, таким образом, вышеприведенные явления, из
которых должно быть понятно наше обоснованное, оправдываемое и вместе с тем
неодолимое отвращение к евреям, мы можем указать на эти явления, как на
признаки упадка переживаемой музыкальной эпохи.
Если бы те два еврейских композитора *) в действительности
привели нашу музыку к высшему расцвету, то мы должны были бы признаться, что
мы отстали, и что наша, отсталость заключается в органической неспособности к
искусству; но так ли это? Напротив, индивидуальное чисто-музыкальное
богатство нашего времени кажется скорее умноженным, чем уменьшенным по
отношению к пережитым эпохам.
Неспособность заключается в самом духе нашего искусства,
которое стремится к иной, чисто художественной жизни, которая теперь вряд ли
для него существует. Эта неспособность выясняется в художественной
деятельности специфически одаренного композитора - Мендельсона. А. успехи
того другого композитора оперы определенно свидетельствуют о музыкальной
приниженности нашего общества и об отсутствии у него истинно-художественных
стремлений.
______________________
*) Характерно еще то положение, которое прочие
еврейские композиторы, да и вообще образованное еврейство, занимает относительно
своих обоих знаменитых композиторов. Для приверженцев Мендельсона тот
отличный оперный композитор - омерзение: они чувствуют в силу своего тонкого
чувства чести, как сильно он компрометирует еврейство и поэтому безжалостны в
своем приговоре. Гораздо осторожнее выражается, напротив, партия оперного
композитора о Мендельсоне, внимая скорее с завистью, чем с открытым
отвращением тому счастью, которого добился он в более передовом музыкальном
мире. Третья же фракция компонирующих евреев, по-видимому, заинтересована в
том, чтобы избегнув скандала, и не разоблачив себя, продолжать свое
музыкальное производство без тягостного шума. Но все же несомненные успехи
великого оперного композитора кажутся для них достойными внимания, и что-то
в, них должно же заключаться, хотя даже и не все можно в них одобрить и
выдать за «солидное». Действительно, евреи слишком yмны, чтобы не знать
каковы, в самом деле, их дела!