.
Владимир Яковлевич Соловьев

 

Великдень1 на Україні

В нынешнем году2 во Львове произошли два события, масштаб которых трудно охва­тить. В духовной жизни Украины такого не было едва ли не со времен Т. Г. Шевченко. Присутствовать, прикоснуться, быть причастным к национальным событиям такого масштаба — редкое счастье! Но, кичащаяся своей «галычанской» культурой, обще­ственность Львова почти прозевала или проигнорировала его. Впрочем, это скорее не вина, а беда наших современников. Десятилетиями наши глаза натыкались на уродства советской «барачной» архитектуры и впитывали орущую ложь чудовищных оформительских панно и на­конец ослепли без света Правды и Красоты.

Впервые на выставках, символически совпавших с великими праздниками Пасхи и Троицы, зритель смог встретиться с искусством Владимир и Людмилы Лободив.

Это — мощной бомбой взорвалось через десятилетия расстрелянное, задавленное нацио­нальное Возрождение...

Есть какое-то поражающее, словно молния в ночной тьме, едва ли не мистическое проро­чество в фамилии художников. Лобода (по-русски — лебеда)... Так называется трава, которую едят, когда уже совсем нечего есть, в голод. Невзрачное растение. Сорняк. И вот именно она становится единственным спасением совсем изголодавшемуся, наполовину мертвому.

И удивительная вещь — именно семья с такой «неблагозвучной» фамилией, с таким именем, в исключительно тяжелых подавляющих обстоятельствах, или, лучше сказать, в условиях, ко­торые исключали саму возможность этого — заготовила хлеб духовный. То единственное на потребу, что может только и спасет нацию, которая почти свыклась с мыслью про собственную полную гибель.

Воистину: если не умрет — не воскреснет!

Лобода, это трава, которую практически нельзя одолеть, вытоптать, выкорчевать. Вот и вла­сти, власти иродовой, что почти все на свете опустошила и вытоптала, не удалось их одолеть! Кого ж это «их», спросите вы, доброжелательные поклонники украинской духовности, и вы, враги национального самосознания? Да вот этих: старенького, больного, еле-еле живого дедушку — Виктора Николаевича Лободу, или «Батю», Вла­димира, его сына, жену Владимира Людмилу и их дочечку с хрупким име­нем Соломия.

И это в «городе чугуна и стали» Днепропетровске, кузнице тоталитарных кадров — творцов безнадежной «эпохи застоя»!

Что ж. И тут законы физики оправдываются. Действие таки равно про­тиводействию. Там, где был самый страшный пресс и «из-под глыб» не дол­жен был пробиться ни один росток, там-то и проломили это надгробие, по­ложенное на живое тело нации, четыре побега — четверо Лободив. А ведь все было против них.

Десять лет пролежала в журнале «Украина» статья о феноменальном художнике, продолжателе, казалось бы, почившей в бозе украинской на­родной картины, Викторе Николаевиче Лободе, и только недавно Украи­на смогла увидеть себя в «Украине», в зеркале умытых росой, святых кар­тинок «Бати».

Четверть века отделяет начало творческого пути и первые персональные выставки Владимира и Людмилы. Даже Соломийка успела сделать несколь­ко своих выставок. Крамолу в детском творчестве не заметили из-за несе­рьезного отношения к нему.

И выставки Владимира и Людмилы пришлись на очень непростое время, когда после десятилетий запретов вдруг «стало всё можно». Страна, нахо­дившаяся на исторической и культурной обочине, открывает для себя всё прежде запретное от написанного кровью солженицыновского «Гулага» и ахматовского «Реквиема» до прелести голых женских задов, демонстри­руемых публично. Как найти в этом новом вавилонском столпотворении прочный камень, чтобы построить уже не никому ненужную башню до неба, а человеческий дом и храм? Как не унизить своего выстраданного искусства, выставив его на торжище в качестве очередного шоу-представления?

Владимир и Людмила нашли, на мой взгляд, удивительный, уникальный выход. В 1988-89 годах каждый из них написал... свои персональные выставки. Именно так. Специально для выставочно­го зала в костеле бывшего монастыря кларисок написаны картины, которые составили две персо­нальные выставки. Каждая из выставок является неким единым живописно-пластическим пове­ствованием, храмом в храме. Это не отчет о четвертьвековой работе. Зрители покамест к такому отчету не готовы. Это — урок, преподанный нам с небывалой пластической мощью. Имеющий глаза да видит! Выставки эти открывают нам мир феноменальной духовной свободы, достоинства и благородства, любви и чистоты. Становится очевидным казавшееся абсолютно невозможным — Владимир и Людмила Лободы нашли форму полного преодоления всесокрушающих тоталитар­ных сил оружием художника — пластикой. Для тоталитарного, всё подавляющего катка, сделав­шего, по слову Степана Бандеры, «жизнью смерть», самым страшным оказалось — воскрешение навсегда убитого и вычеркнутого из истории палачами ЧК-КГБ и наймитами-«историками». Вла­димир же и Людмила в своих картинах и гравюрах воскресили Украину со всей ее тысячелетней историей, ее пейзажами, городами и селами, видными и простыми людьми. Сделано это после расстрелов, тюрем и ссылок, искусственного голода, насильственной русификации, оболванива­ния липкой демагогией, после Чернобыля, и сегодня стучащего в наши сердца.

Сделано это во вдруг ожившей национальной пластической форме, вобравшей в себя тра­дицию и открытия новейшего времени. На наших глазах Владимир Лобода и вслед за ним его жена и верный оруженосец Людмила входят в культуру XX века как одни из ее самых крупных и героических фигур.

Холсты и гравюры Владимира и Людмилы Лободив, дважды составившие с академической серьезностью экспозиционный пояс в костеле кларисок, мгновенно, коротким замыканием сомкнулись со старой живописью костела. Это совершилось чудо — на глазах срослось рассе­ченное пополам культурное тело нации!

На этих выставках я еще и еще раз укреплялся в своей мысли, что хотя мы забиты и почти уничтожены, — главные духовные события мира все-таки тут, рядом с нами. Как ни важны вот уже тысячи лет решаемые искусством проблемы взаимоотношений бедных и богатых, нам выпало встретиться лицом к лицу с куда более страшной вещью, с самой смертью, гибелью истории, культуры, всех традиционных ценно­стей, разрушением общества в целом и каждого человека в отдельности. И суметь най­ти противоядие этой тотали­тарной абсолютной хане — значит, действительно дать миру Новое Слово! Наша страна принесла в мир яд и ад тоталитаризма, но она же уже несет и Противоядие.

Тоталитарной узурпации духовного мира личности ста­линскими и постсталинскими инженерами человеческих душ художники противопоставили могучее Искусство Сопротивления. Маленький, голый человек сумел противостоять вооруженной до зубов тоталитарной сверхдержа­ве, проникнув на суверенную территорию подлинного искусства, недоступную даже для суперш­пионов КГБ. Голос единицы, который казался уху Маяковского «тоньше писка» среди какофонии скрежещущего тоталитарного механизма, оказался ариадниной путеводной нитью, так как через него заговорила вся тысячелетняя национальная культура. И как ни пытались искусственно изо­лировать художников профессиональные надсмотрщики или полуграмотные завистники, поспе­шившие занять вакантные места выбитой национальной художественной интеллигенции, — го­лос этот услышан, судя хотя бы по Книге отзывов: «Наше спасение (и счастье), что есть все-таки такие люди в нашем искусстве — бескомпромиссные, крепкие, наполненные динамикой протеста. Дай Вам Боже»; «Великая благодарность Вам, Мастер! Вы творите нашу культуру»; «Очень благо­дарна Владимиру и Людмиле Лободам за то, что спасают наши гибнущие души».

Во многих наиболее точных и глубоких откликах на выставки ощущается понимание пре­ждевременности, тщеты и лжи критических оценок такого суперявления. И все же, являясь искусствоведом, я не могу уйти хотя бы от самых предварительных замечаний.

Прежде всего попытаемся определить художественный метод, которым оперируют художни­ки. На мой взгляд, он может быть определен как неоэкспрессионизм. Здесь возникает довольно интересная проблема: дело в том, что принято считать такие явления как импрессионизм, по­стимпрессионизм, фовизм, кубизм и в том числе — экспрессионизм — художественными тече­ниями с достаточно жесткой пропиской во времени. Для каждой новации в искусстве XX века тут же подыскивается подходя­щий термин на -изм или -арт и дело в шляпе. Мне, одна­ко, кажется, что кроме есте­ственной смены стилевых и пластических концепций в культуре XX века наблюда­ется возрождение, возврат художественных принципов, которые были объективно связаны с определенными общественными тенденция­ми, коль скоро эти тенденции почему-либо вновь оказались актуальны. И точно также

как в немецком экспрессионизме надвигающейся бессмыслице мировой бойни и всеобщего помешательства голая и хрупкая отдельная личность про­тивопоставила свою самость, в неоэкспрессионизме Лободив вновь эта самость, ее самоценность противопоставле­на тоталитарной махине.

При этом степень пластической деформации, художе­ственного «сдвига» может быть самой разной, вплоть до почти «передвижнического реализма». Правда, эту разни­цу не следует переоценивать, как делают некоторые, про­тивопоставляя один период как «более удачный» другому. Как бы ни был мал этот «сдвиг», он все равно придает кар­тине, графическому листу характер новой пластической ценности, так именно — впервые переплавленного мира в горниле художественного темперамента.

В искусстве XX века по творческой манере художникам ближе всего один из его крупных мастеров Френсис Бэкон, пишущий свои модели не в статических ситуациях или в чисто внешней динамике перемещения, а в ситуациях драматичных процессов пластической деформации, сво­бодно плавящейся и перетекающей одна в другую, плоти мира. У Владимира и Людмилы Лободив это не заимствованный прием, а интуи­тивно найденное, но воспринимающееся как непреложная объективная данность, пластическое выражение тех физических и духовных пыток, которые претерпела Украина в застенках XX века.

Но текст статьи почему-то получается довольно-таки угрюмым. А ведь выставки Людмилы, а затем Владимира — праздники. У тех, кто переступал их поог, перехватывало дыхание (речь идет, конечно, о зрячих, а не слепых), столько здесь было разлито ласки, тепла, любви, с такой силой выказано сострадание нам, попавшим вместе с ро­диной нашей в историческую западню. Вы вступали в зал и вас окружали не картины, а какие-то самоцветы. Мы приглашались, как цари, на неслыханное пиршество живописи. Это каза­лось сбывшимся пророчеством Кобзаря о совершенном бытии «на тій, обновленной землі» и что «Правда встанет!». Да, от внимательного глаза не могло укрыться, что к этим подлинным национальным драгоценностям у нации еще нет отношения и поэтому у этих шедевров нет должной оправы, попросту говоря — рам, достойных таких вещей3. Но все это забывалось, казалось второстепенным под неукротимым натиском хлещущей в наши уставшие, ссохшие­ся души живительной стихии Живописи.

То, что выше я назвал неоэкспрессионизмом, можно было бы окрестить и постмодернист­ским реализмом. Не в смысле прямого выхода к религиозной основе бытия, тайне жизни. Взволнованно повествуя о святом, сокровенном с целомудрием и благородством, художники создают несокрушимый пластический аргумент в пользу настоящего, человеческого, в согла­сии с Богом, бытия на земле в красоте и роскоши душевной полноты.

Нет, «музей не закончился» (эту фразу любит повторять Владимир), великое национальное искусство продолжает выполнять свою важнейшую миссию цемента нации. Феноменальное творчество Лободив — это синтез национальной культурной мифологемы. Оно замыкает золо­тым звеном цепь исторической традиции и наше время эпохи Чернобыля.

В Пасху и Троицу Людмила и Владимир Лободы устроили во Львове, где они живут и трудят­ся после переезда из Днепропетровска в 1981 году, светлый праздник Воскресения Духа Жива­го Национальной Культуры. Их выставки были храмом этого Духа.

И я ловлю себя на том, что вслед за традиционным пасхальным возгласом «Христос воскре-се!» я спрашиваю себя: «Украина воскресе?» И слышу громкий ответ этих удивительных хол­стов и гравюр, что на протяжении двух месяцев экспонирования выставок стали драгоценной частью храма, — Воистину воскресе

 

                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                          20. 06. 1990 г.

________________________
1 Пасха (укр.).
2 1990 г.
3 В то же время нельзя не отметить важную заслугу музейщиков Львова, издавших академические каталоги всего творчества Владимира и Людмилы Лободив, что для живущих художников, насколько я знаю, в СССР делается впервые.

 

п

____________________________________________________