.
Заиченко Г. А.

Некоторые методологические вопросы
взаимоотношения национальной психологии
и общечеловеческих ценностей*

     Национальная психология, а в этой связи и национальный характер в качестве своих детерминантов имеют как природные, так и социальные факторы. Для самосознания нации не менее значима рефлексия других наций и народов в отношении существенных свойств национальной психологии и национального характера собственной нации. И так как на уровне здравого смысла рядовою представителя нации и на уровне теоретического осмысления ученого представителя нации «чужие», инонациональные суждения о положительных и отрицательных чертах собственной нации воспринимаются существенно не одинаково, то неизмеримо возрастает роль социальной науки, философии в установлении если не климата взаимной доброжелательности, то хотя бы терпимой толерантности между нациями. Как правило, рядовой представитель нации «туго» воспринимает чужие мнения об отрицательных особенностях национального характера своей нации. И тут ученые, философы, политические лидеры, если последние подлинные отцы нации, должны помогать своей нации более критическому осознанию своих недостатков. Естественно, что и без осознания положительных черт национальной психологии и национального характера не может сформироваться адекватное чувство национального достоинства. Только через соблюдение указанных выше условий возможно взаимопонимание наций как путь к овладению общечеловеческими ценностями.
     Огромное значение для понимания роли и места национальной психологии и национального характера имеет разработка методологии анализа этого феномена. В предшествующие десятилетия в нашей стране ведущие позиции занимал экономический детерминизм. В этом случае все детерминанты истории, все изменения качественно разнообразных явлений и образований, в том числе и нации, в основном выводились из экономических преобразований, а язык, культура, национальная психология рассматривались как производные от экономики. Адекватным реальному процессу создания и существования наций и национального характера является синтетический (в своей основе системный) философский подход к этой проблеме. И язык, и культура, и психологическая структура человеческих групп, объединений, наций - качественно своеобразные и активно действующие, в своих существенных изменениях в значительной мере не материальные, а духовные основы, детерминанты процесса образования и существования наций и национальной психология. Поэтому при синтетическом (системном) подходе к определению национальной психологии и национального характера удается избегнуть как одностороннего выведения их из природы и потребности экономических отношений, так и
одностороннего выведения их из духовных факторов. Для выработки оптимальной стратегии взаимного экономического, социального и духовного сближения наций на основе общечеловеческих ценностей методологическая взвешенность учета особенностей и внутренней противоречивости феномена национальной психологии имеет решающее значение. В противном случае общечеловеческие ценности могут демагогически использоваться как прикрытие фактического принижения и нивелирования отдельных наций. А справедливый принцип уважения прав наций на их суверенные права в развитии национальной культуры может демагогически использоваться для прикрытия политики агрессивного национализма.
     Методологически сложным является вопрос о соотношении «положительного» и «отрицательного» в национальном характере. Национальная психология и национальный характер при определенных модификациях несут на себе печать психологической типологии
темпераментов личности (сангвиники, меланхолики, холерики, флегматики). В практике форм внутринациональной и межнациональной жизни каждая из этих типологических черт в одних ситуациях функционирует то под знаком «+», то под знаком «. При принятии решений в экстремальных ситуациях скорость принятия адекватного решения холериком превосходит скорость у меланхолика или флегматика. В нормальных ситуациях фундаментальность принятия решения, как правило, предпочтительнее у флегматика. Из этого следует, что делать вывод об абсолютно положительных или абсолютно отрицательных чертах как отдельных личности, так и наций нельзя. Многокрасочная, многозвучная палитра проявлений
 национальной психологии и национального характера всех наций не антипод всеединства человечества, а его предпосылка. 
_____________________
*
 Печатается по изданию: Г. А. Заиченко, Сборник научных трудов (доклады, статьи, 
   философские зампетки), Днепропетровск, Научное образование, 2001. - С. 184-186. 

_____________________________________________________________________________________________

 

п