Национальная психология, а в этой связи и национальный
характер в качестве своих детерминантов имеют как природные, так и социальные
факторы. Для самосознания нации не менее значима рефлексия других наций и
народов в отношении существенных свойств национальной психологии и
национального характера собственной нации. И так как на
уровне здравого смысла рядовою представителя нации и на уровне теоретического
осмысления ученого представителя нации «чужие», инонациональные суждения о
положительных и отрицательных чертах собственной нации воспринимаются
существенно не одинаково, то неизмеримо возрастает роль социальной науки,
философии в установлении если не климата взаимной доброжелательности, то хотя
бы терпимой толерантности между нациями. Как правило, рядовой
представитель нации «туго» воспринимает чужие мнения об отрицательных
особенностях национального характера своей нации. И тут ученые, философы,
политические лидеры, если последние подлинные отцы нации, должны помогать
своей нации более критическому осознанию своих недостатков. Естественно, что
и без осознания положительных черт национальной психологии и национального
характера не может сформироваться адекватное чувство национального
достоинства. Только через соблюдение указанных выше условий возможно
взаимопонимание наций как путь к овладению общечеловеческими ценностями.
Огромное значение для понимания роли и места национальной психологии
и национального характера имеет разработка методологии анализа этого
феномена. В предшествующие десятилетия в нашей стране ведущие позиции занимал
экономический детерминизм. В этом случае все детерминанты истории, все
изменения качественно разнообразных явлений и образований, в том числе и
нации, в основном выводились из экономических преобразований, а язык,
культура, национальная психология рассматривались как производные от
экономики. Адекватным реальному процессу создания и существования наций и
национального характера является синтетический (в своей основе
системный) философский подход к этой проблеме. И язык, и культура, и
психологическая структура человеческих групп, объединений, наций -
качественно своеобразные и активно действующие, в своих существенных
изменениях в значительной мере не материальные, а духовные основы, детерминанты
процесса образования и существования наций и национальной психология. Поэтому
при синтетическом (системном) подходе к определению национальной психологии и
национального характера удается избегнуть как одностороннего выведения их из
природы и потребности экономических отношений, так и
одностороннего выведения их из духовных факторов. Для выработки оптимальной
стратегии взаимного экономического, социального и духовного сближения наций
на основе общечеловеческих ценностей методологическая взвешенность учета
особенностей и внутренней противоречивости феномена национальной психологии
имеет решающее значение. В противном случае общечеловеческие ценности могут
демагогически использоваться как прикрытие фактического принижения и
нивелирования отдельных наций. А справедливый принцип уважения прав наций на
их суверенные права в развитии национальной культуры может демагогически
использоваться для прикрытия политики агрессивного национализма.
Методологически сложным является вопрос о соотношении
«положительного» и «отрицательного» в национальном характере. Национальная
психология и национальный характер при определенных модификациях несут на
себе печать психологической типологии
темпераментов личности (сангвиники, меланхолики, холерики, флегматики). В
практике форм внутринациональной и межнациональной жизни каждая из этих типологических
черт в одних ситуациях функционирует то под знаком «+», то под знаком «-». При принятии решений в экстремальных ситуациях
скорость принятия адекватного решения холериком превосходит скорость у
меланхолика или флегматика. В нормальных ситуациях фундаментальность принятия
решения, как правило, предпочтительнее у флегматика. Из этого следует, что
делать вывод об абсолютно положительных или
абсолютно отрицательных чертах как отдельных личности, так и наций нельзя. Многокрасочная,
многозвучная палитра проявлений национальной психологии и национального
характера всех наций не антипод всеединства человечества, а его предпосылка.
_____________________
* Печатается
по изданию: Г. А. Заиченко, Сборник научных трудов
(доклады, статьи,
философские зампетки), Днепропетровск, Научное образование, 2001. -
С. 184-186.