/
Заиченко Г. А.

Поблема взаимоотношения общей и рабочей логики *
(На материалах английской лингвистической философии)

     В современной английской лингвистической философии довольно отчетливо выступают две главные проблемы, которыми интересуются ее представители: язык и логика. Из того факта, что позитивистское содержание философских идей этого течения обусловлено определенной интерпретацией языка и логики отнюдь не следует, что его подход к логике и языку не представляет научного интереса.
     Л. Витгенштейн второго периода своей деятельности, так называемый поздний Витгенштейн, выступил с критикой не только философской доктрины логического атомизма, изложенной им в «Логико-философском трактате», но и логической теории, развитой в этой работе. Но именно в крахе философских притязаний логического атомизма  средствами экстенсиональной логики представить логическую структуру мира - нужно видеть причину частичного отречения Витгенштейна от своего выдающегося вклада в логику, а также причину выдвижения новой логической доктрины. Она, как и в «Логико-философском трактате» была самым тесным образом связана с пониманием языка, «Мы видим, - писал он, - что то, что мы называем «предложением» и «языком», не имеет формального единства, как я ранее думал, а что они являются семейством структур, более или менее связанных одна с другой. Но что тогда остается от логики? Кажется, что ее строгость здесь разрушается. Но разве в этом случае вместе с нею не исчезает и логика?»
[
1, с. 108].
     Общее учение о логических формах и связях, с точки зрения «позднего» Витгенштейна,   мертвая схема. Реальный механизм работы языка раскрывается в рабочей логике. Два главных порока усматривая он в общей логике.
     1. Она охватывая только часть языка, а именно, утверждения. определяемые категориями истинности и ложности.
     2. Она трактует «о некоторых внепространственных. вневременных признаках» [1, с. 47], т. е. не охватывает конкретный, определяемый объективными и психологическими обстоятельствами, процесс как рассуждении, так и других форм употребления языка.
     Витгенштейн объявляет общую логику формалистичной, и в теории «языковых игр», которая является моделью рабочей логики языка, наделяет последнюю следующими чертами.
     1. Имеется столько же логик, сколько имеется способов и видов употребления языка («отдача приказов и получение их - списывание явления объекта или осуществление измерений - отчет о событии - формирование и проверка гипотезы - представление результатов эксперимента в таблицах и измерениях... - постановка вопросов, размышление, - приветствие, моление» [1, с. 12]).
     2. Каждый вид или способ употребления языка осуществляется по своим особым правилам (подобно шахматам и шашкам) как особая языковая игра. Правила, «грамматика» каждой языковой игры являются се логикой.
     3. Рабочая логика реализуется только наблюдаемыми, действующими функциями. Никакого «значения» в работе языка, выходящего за пределы применения, «работы», нет. Нет никакого сознания как носителя языка и его «значений».
     То, что общая, или чистая, логика не охватывает всего конкретною многообразия реального течения процессов логического мышления, признают все. В «Логико-философском трактате» тот же Витгенштойн рассматривал это как признак достоинства своего логического учения.Следовательно, действительным вопросом, который возникает в этой связи, является вопрос об удельном весе, относительной ценности (и содержании) при изучении языка (естественного) фактора эмпирического (многообразия реальных языковых форм) и фактора логического.
     Это действительно серьезная научная проблема. И в нашей, и в зарубежной как логической, так и лингвистической литературе мы обнаруживаем две противоборствующие тенденции - эмпирическую и логическую. Однако, когда в № 3 журнала «Вопросы языкознания» (за 1965 г.) В. И. Абаев подчеркивает приоритет эмпирии и ограниченную роль логических форм и приемов в изучении языка, то он думает, что борется с позитивизмом. «Будущее советского языкознания не в его формализации, а в ею гуманизации», пишет он (с. 42). Видимо, он был бы сильно поражен, если бы узнал, что позитивист Витгенштейн также выступает в защиту гуманизации против формализации. Но Витгенштейн благодаря этому совпадению мало приблизился к диалектическому материализму. Ибо нельзя прямолинейно выводить следствия от предпочтения того или иного метода или приема изучения явлений к принятию чой или иной идеологии.
     Для оценки роли и места эмпирического и логического факторов в изучении языка, а также для понимания действительного смысла витгенштейновского противопоставления общей и рабочей логики уместно будет рассмотреть взгляды на соотношение между логикой и языком датского ученого Йоргена Йоргенсена и представителя современной английской лингвистической философии Страусона. 
     Й. Йоргенсен, ссылаясь на тот факт, что лингвистический синтаксис обыденного языка (в отличие от синтаксиса искусственных языков) допускает возможность конструкций противоречий и непоследовательностей в отношениях между мыслями, приходит к следующему выводу: поскольку большинство лингвистических выражений «не является выражениями логически соотносящихся понятий, постольку ... языку нечего делать с логикой»; и далее: «... если формализовать текст повседневною языка, то результат будет в значительной степени собранием символов для слов, чьи значения не будут логически соотноситься друг с другом» [2, с. 35].
     Йоргенсен утверждает, что «имеется одна логика, общая всем интеллектуальным людям» [там же.]. Что же касается логического исчисления, то оно будет обладать «значением» лишь в том случае, если интерпретировано на уже имеющемся языковом материале естественного языка. Это нужно понимать так, что логическое исчисление должно быть всего лишь формализованной тенью той части естественною языка, в которой выражаются логические отношения между мыслями. Границы этой части естественного языка суть крайние пределы границ «значений», которые могут быть приданы посредетвом интерпретаций логическим исчислениям. В действительности же «значение» последних еще уже, беднее.
     И, наконец, еще два важных пункта в концепции Йоргенсена: 1. «То, что выражено в лингвистическом выражении, всегда является некоторым содержанием сознания» [2, с. 29]: 2. «То, что может ощущаться или наблюдаться (обычным интерсубъективным способом) в языке, является ли оно чисто логическим или кет, является просто одной стороной или аспектом ... в то время, как другой, например «содержание» или «значение», никогда не может наблюдаться или быть открытым посредством наблюдений над выражениями» [2, с. 28].
     Страусон в своей книге «Введение в логическую теорию», в главе, озаглавленной «Два рода логики», пишет: «Наряду с учением формальной логики и частично пересекаясь с нею, мы имеем учение о логических чертах обыденной речи» [3, с. 231]. Подчеркивая различие между формальной логикой и логикой обыденного, или естественного, языка, Страусон признает, что формальная логика не формалистична, что у нее имеется специфическое и реальное логическое содержание - общие формы следования, доказательства, аргументирования и т, д.
     Однако, наряду и в противоречии со сказанным выше, Страусон выступает с критическими замечаниями в адрес общей логики, аналогичными во многом аргументам Витгенштейна. «Формальная логика, - пишет он, - систематически игнорирует соотносительный (reffering)1 элемент обыденной речи. Этот факт помогает объяснить преобладающий интерес формальной логики к определенным типам предложений ... С логической точки зрения идеальный тип предложения является таким, значение которого целиком дано правилами следования, то есть таким типом предложения, в котором одновременно отсутствует соотносительный элемент, т. е., говоря упрощенно, это такой тип, о котором можно сказать, что в том случае, если его высказывает в любое время в любом месте любой говорящий, то его результатом является истинное утверждение» [там же].
     В отличие от Витгенштейна Страусон не предлагает никакой модели рабочей логики естественного языка. Но в дополнение к логическим правилам следования общей логики, для того чтобы вскрыть специфику рабочей логики естественного языка, он предлагает ввести правила соотнесения и правила типа. Последние, по Страусону, позволяют фиксировать различия между буквальным и фигуральным применением языка.
     Страусон вводит понятие «логического идеала системы». Под логическим идеалом системы он подразумевает четко согласованную систему принципов логики, которую в частности можно было бы применить для систематизации и упорядочения самой логики. «В то время как старые логики, - отмечает Страусон, - старались открыть некоторые из общих типов последовательности, достоверности и недостоверности, которые имеют место в нашем обыденном применении обыденного языка, новые формальные логики создают вместо этого .элементы нового рода языка» [3, с. 61. который не соответствует целям обыденного языка.
     Подчеркивая, что в конечном итоге встает задача интерпретации или придания «значения» искусственному логическому языку, Страусон вместе с тем заявляет, что «если определенная интерпретация системы непоследовательна, то это не значит, что нет никакой последовательной интерпретации ее» [3, C.63].
     Сопоставим взгляды Витгенштейна, Йоргенсена и Страусона. Начнем с проблемы значения. В концепции «позднею» Витгенштейна своеобразные логические функции каждой «языковой игры» признаются значимыми лишь постольку, поскольку они наблюдаемы, объективно представимы. Йоргенсен категорически отказывается признавать любое, в том числе и логическое. значение тех или иных фрагментов языка, на основе принципа наблюдаемости: он требует соотнесения языковых знаков с сознанием. С точки зрения логики и в особенности некоторых ее практических приложений предпочтение следует отдать точке зрения Витгенштеина. Сознание, конечно, есть. Но логику с ним нечего делать до тех пор. пока интуитивно, стихийно применяемые логические схемы и формы рассуждении объективно не зафиксированы в виде определенных материальных знаковых структур. Витгенштейновский тезис о значении, абстрагированном от сознания, оказывается особенно плодотворным при решении проблем перевода текстов с одного языка на другой при помощи кибернетических машин. Поскольку эти машины не обладают сознанием, то однозначность входного и выходного текстов должна обеспечиваться возможностью объективной, материальной представимости значений, «смысла» входного и выходного языка на языке машины.
     Что же касается проблемы соотношения общей и рабочей логики, то следует отметить, что по этому вопросу взгляды Витгенштейна и Йоргенсена прямо противоположны, а Страусон занимает промежуточную позицию. Йоргенсен признает общую логику, Витгеншгейн - рабочую или рабочие логики, Страусон - и общую, и рабочую логики. Но чем по существу является рабочая логика в том виде, в каком ее характеризуют Витгенштейн и Страусон? Она является попыткой такого толкования логики, при котором она растворилась бы в психологии, т. е. стала заниматься анализом индивидуальных особенностей применений логических приемов и форм мышления. Но это уже не логика. Здесь не идет речь о применении средств логической теории, в частности, логических исчислений для решения определенных задач в какой-либо области знания, например, лингвистике. Если бы речь шла об этом, то мы могли бы говорить о рабочей логике в смысле прикладной логики.
     В отношении общей логики Страусон, в отличие от Йоргенсена, не просто признает ее как науку, но и, если можно так выразиться, довольно высокий статус ее относительной самостоятельности, т. е. в отличие от Йоргенсена он не считает, что она должна быть просто формализованной тенью определенной части естественного языка.
     Такой подходили тенденция, которые явно проскальзывают во взглядах Страусона, открывают пугь и к правильному решению вопроса об относительной ценности (и содержании) при изучении естественного языка фактора эмпирического и фактора логического. Эмпирическое эмпирическому рознь. Как отмечал А. А. Зиновьев, лишь те эмпирические знания о предмете, которые подверглись систематизации и в которых находит выражение определенный уровень знания предмета (а не хаотический перечень многообразия), могут стать объектом применения средств чистой или общей логики. Это применимо и к эмпирическому знанию языковых форм естественного языка. При этом логика выступает не в качестве формализованной тени изучаемого предмета, а как фактор, поднимающий знание предмета на более высокий, теоретический уровень. Она является обязательным условием овладения предметом. Такие задачи стоят сейчас, в частности, перед лингвистикой.

Библиографические ссылки

1. L. W. Wittgenstein. Philosophical investigations. - Oxford, 1956.
2. J. Jorgensen. Some remarks concerning language. Calcules and logic. «Logic and Language», 
    Dodrecht, 1962.
3. P. F. Strawson. Introduction to logical theory. - London-New York, 1952.
______________________
* Печатается по изданию: Г. А. Заиченко, Сборник научных трудов (доклады, статьи,
 
   философские зампетки), Днепропетровск, Научное образование, 2001. - С. 112-117. 
1 Указывающий на конкретные обстоятельства протекания процесса следования в естественном языке.

_____________________________________________________________________________________________

 

п