.
ИЛЬЯ БОКШТЕЙН / (1937–1999)
 

*   *   *
На этот раз вас критик похвалил 
и осетрумье вылил на другого. 
Не скрою, от похвал я весел был – 
сбежать от настроения худого... 
Однако грусть опять подстерегла: 
худая честь от хама похвала. 

*   *   * 
Николай и декабрист 
обсуждали: кто фашист? 
Декабрист его ругал: 
Не король ты, а капрал, 
чтоб Россией управлять, 
нужно жизню понимать. 
Николай, вникай, заметил: 
шалопай ты, пестель-петя, 
для сенатского парада 
головы совсем не надо, 
на престолии моем 
был бы ты пугай-царем. 

*   *    * 
Из ничто возникло все 
и... ничто не возникало. 
Йог тропинку пересек, 
тень его пересекала.

*   *   * 
Патология во мне – 
мера одаренности: 
криком обагренный стих 
обнимают в вышине. 

*   *   * 
Береза склонилась к размытой 
желто-голубой натурщице 
и стала сиренью на шляпе соседа. 
Два медных пятачка 
на ступне колонны – 
глаза кукушки, 
а этот стих – лицо монахини. 

ТИШИНА 

В темном углу 
под лестницей 
чуть светится 
капля плесени –
тишина... 
Балка обрушится, 
если чуть прислушаться. 

*   *   * 
Время летящее сквозь колокольную стену. 
Перпендикулярно к ней 
китайский мудрец Ду-шу 
от чрезмерного созерцания 
душунк – 
утратил конечности 
и стал стеклянным шаром. 
Его переносят с места на место 
слуги  – та-мини 
тохрихц – 
цивилизация на закате 
письменной культуры, 
но еще не дошедшая 
до парапсихической 
видит в Ду-шуне 
ставшем от чрезмерного созерцания 
стеклянным шаром 
стихтимный город, 
где на многолюдные площади 
выходят одни – и-и! – фортепьяно, 
а вместо крышек – 
хрустящие шелестом шляпы. 

*   *   * 
В основе моей веры 
неосознанный принцип 
надприродной городской 
                            цивилизации – 
замена солнечной любви 
словесным изяществом... 
А наша цивилизация 
пока еще птеродактильна 
и вот поэтому я – 
доледниковый бегемот 
у ее ног... 
А сверху меня изучает 
наш совместный 
             изысканный лик 
и на его огромном 
             красном языке 
маленькая черная 
             обезьяна – 
такой мне видится с земли 
гостиница моего 
                будущего города –
балерина письмо
                разорвавших слов. 

*   *   *
В темноте щупали Аполлона. 
Один удивился – 
это нечто тонкое, заостренное на конце 
и, наверно, костное. 
Чушь! – это длинное и многочисленно вьющееся. 
Вы неправы, это мощное и удвоенно столпообразное. 
Дураки! – это удивительно толстый чурбан, 
лишенный головы и конечностей... 
Так мэтры литературного олимпа 
воспринимают современную 
великую поэзию. 
 

ХУДОЖНИК 

Знает ли птица, что птица она; 
знает ли ветер, что ветром летает? – 
ветер не знает и птица не знает, 
вечно свободный свободы не чает, 
птицам темниц вспышка дали видна. 

Быть я любимым хотел, но стихи 
вместо меня от любви клокотали, 
жизни не зная, слово терзали, 
между решетками строк трепетали... 
Всплески полосками нежность сплели – 
нервы тропинками снежной зари. 

Страшно и чудно звенели слова, 
словно земля будто колокол билась, 
ввысь уносилась, лбом становилась, 
над океаном Вселенной склонилась 
как над казненными храм Покрова. 

Все из меня в бесконечность ушло, 
ночь

в сонной луже мерцает совою, 
бездна в ней воет дырою пустою, 
скорчилось тело, плывет – за собою 
тащит утопленник воли весло. 

                                 5 августа 1985 

*   *   * 
Кто-то зажаренной лапой 
тронул мне кончик ноздри, 
стать я хочу тихой сапою, 
мне пропоют: не ханнд'ги. 
Тянутся ввысь г'азговоог'ры 
сжатых клещами людей, 
ночь дышит лающей сворррою, 
дичью отставших идей, 
ллипки колючая диво, 
прячемся хилым зверьком, 
жизненно спим сиротливы, 
совесть сопит тенорком, 
крик о стране не тревожит, 
нерв о друзьях не томит – 
сумрак сосуд уничтожит – 
вечность меня оживит. 

*   *   *
Я встретил подобие рая – 
наездника с царским лицом. 
Улыбка реки молодая 
играла с философа бровью 
и волосы вили вопросы – 
восьмерки на пляже реки, 
как цапли из рек долгоносых 
тянули волны червяки... 
Мираж разгадался, и, странно – 
во лжи сожаления нет, – 
как будто вся страсть постоянно 
ждала иллюзорный ответ... 
Скажи, кто тебя понуждает 
всю ночь по пустыне скакать? – 
когда я об этом узнаю, 
мне некому будет сказать. 
 

ПАМЯТИ ЛЕОНИДА АРОНЗОНА 

Здесь кроме тишины кого-то нет – 
кого-то нет, застыло удивленье, 
струится дождь, как с листьев тонкий свет. 
Намокший лист – намек освобожденья.
Разрыв – теперь мы людям не чета, 
теперь мы чуть – от ветра отклоненье, 
хоть ветра нет, есть чистота листа. 
Здесь кроме тишины поэта нет. 
Последних листьев наводненье. 
Проходит дождь, как с ветки тонкий свет, 
как таинство его освобожденья. 
Он понял: здесь не нужен парабеллум – 
ни мрака на душе, ни даже вспышки гнева, 
и счастье здесь не стоит птичьего хвоста – 
здесь ничего не нужно... 
В такт тишине растаять... Мокнет красота 
и капли тяжелы, как свежесть чутко белая, 
и капли тяжелы, как свежесть – шутка белая. 
Не помню: осень ли, весна с дождя слетела 
запомнить след летящего листа... 
 

ПАМЯТИ НИЗАМИ

Ночью бархатной, черной, 
как челюсти Рока, 
вдохновенную душу святого пророка 
бык небесный жемчужину неба ночного 
вынимал из ноздри у земного... 
И потухла Земля – 
будто черное небо разуто, 
будто черное поле теперь бесприютно – 
и на ней я бесплодно тоскую, 
и стада там пасутся вслепую... 
 

ПОЭЗИЯ 

Посвистывая за плечами, 
очументалица-тоска. 
отбор – мычальница-вниманье, 
мученья неосознанных желаний, 
отчаянье – жужжание клинка 
и безутешенкой-свирелью кожа, 
что содрана с бесхитростной любви, 
но ни с одним родителем 
не схожа, 
избыток легкости, 
беспомощная птица, 
служанка случая и мысли, 
и прохожий, 
забыв страдания, 
от песен твоих ожил, 
насвистывая жалобы твои. 

                                  26 июня 1989 

*   *   *
Дверь качнулась, я вышел. 
В чем дело? 
Кто меня потревожил? – ни зги! 
Непроглядная даль чуть шумела, 
как в шагах отголоски реки. 
Вижу: время в полете застыло, 
как на фреске летящий Христос, 
и вознесся крестом из могилы 
всех вопросов о Боге вопрос. 
Я очнулся: о чем наваждение было? 
Почему в отраженьях себя узнаю? 
Почему ты так поздно открылась 
дверь в бессмертную душу мою?

____________
<...........>
<
___________________________________________________________