.
АЛЕКСЕЙ ПОНИЗОВСКИЙ
ПОДВАЛ ГОФМАНА
Под градусом едва ли небольшим,
не большим чем восторг застольных тостов,
томится винный дух, считает звезды
на коконе бутылочной души.
Приходит срок, пыль с матовых бутылок
смахнув, скоблят чудовищный сургуч.
Могучий дух бьет в потолок, в затылок,
в затылок погребка.
Вопят века.
И Якоб, мученик вина, ликуя, с вилок
всю муть со дна пускает в облака.
1995
* * *
Славен царь,
осознавший бессилье свое
перед ликом фортуны.
Но поэт не об этом поет –
просто струны
восходят к престолу Творца
и на царском лице отразится
только тень от былого величья певца,
только лица толпы,
упоенно всходящей во звуке
на престол, на вершину всеобщей судьбы,
только руки
толпы,
не лишенной величья.
Личность – это глухой проводник,
по которому тонко стекает родник
с потаенных небес как слеза без обличья.
1992
* * *
царство духа строителя стынут ладони
пот по телу и сухо во рту
оторвался меня даже бес не догонит
на коломенскую версту
на один переход до кремлевских ворот
отдохнуть что ли царственный тезка
я в сомнении предощущении
вот
почему выражаюсь так плоско
но шатры купола возвестили мечту
царство духа бессмертия страх
пот по телу строителя сухо во рту
только версты мелькают в глазах
1992
* * *
Бог начитался Бродского.
Увы
и ах потерянных сокровищ
не больше туч в надмирных небесах,
не меньше ближних – подлинных чудовищ.
А Бродский помнит Бога.
Потому ль рифмуются заезженные строки
чужою властью и глядят во тьму
столичные два глаза на востоке.
Но верю – умаляться и расти
нам наступило время. И свобода
случится в общем времени к шести
у господа Иосифа народа.
1992
ЕРСОЛИМ
Тело города как блюдо Господа.
Тысячи ели.
Чудо – часть авангарда.
Город жмется в астральном теле
скелетом улицы Кардо –
ищет пятый, апостольский, угол.
Ангел с юга бросает молот –
(я здесь не от сохи и плуга) –
чаша вдребезги. Мир расколот.
Три великих восстали веры.
На скамейке у Монфиори
с важным видом – миссионеры.
Я читаю, чему быть вскоре.
Сократил нам Всевышний сроки,
всех избранников в Книге Чисел.
Переписано – на Востоке,
а прочитано – в горней выси.
1993
ПРАДЕДАМ ИОСИФ-ДОВИДУ, КЕРПЛ-МЕЙЕРУ И ЯНКИВ ЦАЛЕ
В трех местечках под Невелем
невидаль редко бывала
такой безусловной
как лучшие вещи Шагала
или ровный молебен в соседней небедной деревне –
жандармский мундир голубой
или древний распев на Ивана Купала.
А запахи в праздник над каждой еврейской из кухонь –
не та ли молитва, отказник,
чтоб стухла свинина –
доступный славянам мотивчик житейский.
Мы – не из лакейской!
В Талмуде не рухлядь –
наследство для младшего сына.
И гордость по Торе лоснящейся дочери Двойры
превыше указов, текущих из Первопрестольной.
А казни рассвета над дальним, над давним
потерянным морем
чертою оседлости полнят
вселенское горе,
прогоркший наш полдень,
Монблан рядового пригорка
(я точно запомнил, что масло у мамы прогоркло),
висящие ниже плечей грязноватые пейсы,
весь запад местечек,
сутулый пиджак европейский
с чужого плеча диаспоры.
В пронзительном идиш
все больше не речи, а споры,
раз тезис Галахи
«Единственное – суть Отчее»,
и смысл Машиаха, и солнце Ван Гога обочин.
И крепко в объятьях сжимают Иаковы Бога –
параграф закона у братьев
и солнце обочин Ван Гога.
1993
* * *
Я все имею – сад и кухню в доме.
Я все осилил, нежеланья кроме.
Всю жизнь желать – остаться дураком.
Я все имею – кухню, сад и дом.
Два времени в моем саду у года.
Нет времени в дому – молчит природа.
На кухне – ночь и каждой ночью я
постичь стараюсь тайны бытия.
Но – не желать, как заповедал Будда.
Скопилась в мойке грязная посуда.
Христа Иуда предал, говорят.
А мне опять возделывать свой сад.
2000
* * *
Сижу один – ни берега, ни Храма.
На реках Вавилонских
стынет род.
И плачу я – такая панорама
от царских открывается
ворот.
Уже не раб, еще не вольный.
Полынью пахнет с поля
и звезда восходит.
Но доколе
без родины мне здесь сидеть.
Куда ушли века?
В каком колене
мне снова кто-то скажет
«воплотись!»?
Течет река –
ни берега, ни тени.
Крестьяне на полях
убрали рис.
Я плачу об отчизне.
Боже правый,
доколе
звучать моей безрадостной струне
и сколько я смогу прожить без воли
с портретом Машиаха на стене?
Сижу один – ни города, ни Храма.
Могил пророческих давно превышен счет.
Но Иордан, где дело Иоанна,
еще, Спаситель, для Тебя течет.
2001
____________
<...........>
<