Что имеются начала и причины, возникающие и
уничтожающиеся без
[необходимого] возникновения и уничтожения, - это очевидно. Ведь иначе
все существовало бы по необходимости, раз у того, что возникаем и уничтожается,
необходимо должна быть какая-нибудь непривходящая причина. В самом деле,
будет
ли вот это или нет? Будет, если только произойдет вот это другое; если
же не
произойдет, то нет. А это другое произойдет, если произойдет третье.
И таким
образом ясно, что, постоянно отнимая у ограниченного промежутка времени
все
новые части времени, мы дойдем до настоящего времени. Так что такой-то
человек? умрет - от болезни или же насильственной смертью если выйдет из
дому; а выйдет
он, если будет томиться жаждой; а это будет, если будет другое; и таким
образом
дойдут до того, что происходит теперь, или до чего-то уже происшедшего.
Например,
это произойдет, если он будет томиться жаждой; а это будет, если он
ест нечто
острое; а это или происходит, или нет; так что он необходимым образом
умрет или
не умрет. Точно так же обстоит дело, если перейти к прошлым событиям.
Ведь это -
я имею в виду происшедшее-уже в чем-то наличествует. Следовательно,
все, что произойдет, произойдет необходимым образом, например смерть живущего,
ибо
что-то
[для этого] уже возникло например наличествуют противоположности
в том
же теле. Но умрет ли он от болезни или насильственное смертью - это
еще
неизвестно; это зависит от того, произойдет ли «вот это». Ясно, таким
образом, что доходят до какого-то начала, а оно до чего-то другого уже
нет. Поэтому оно будет
началом того, что могло быть и так и иначе, и для его возникновения
нет никакой
другой причины. Но к какого рода началу и к какого рода причине восходит
здесь [привходящее] - к материи ли, целевой причине, или движущей причине,-это
надо рассмотреть особенно.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|