КНИГА ШЕСТАЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
 

     Что имеются начала и причины, возникающие и уничтожающиеся без 
[необходимого] возникновения и уничтожения, - это очевидно. Ведь иначе все существовало бы по необходимости, раз у того, что возникаем и уничтожается, необходимо должна быть какая-нибудь непривходящая причина. В самом деле, будет 
ли вот это или нет? Будет, если только произойдет вот это другое; если же не 
произойдет, то нет. А это другое произойдет, если произойдет третье. И таким 
образом ясно, что, постоянно отнимая у ограниченного промежутка времени все 
новые части времени, мы дойдем до настоящего времени. Так что такой-то человек? умрет - от болезни или же насильственной смертью если выйдет из дому; а выйдет 
он, если будет томиться жаждой; а это будет, если будет другое; и таким образом 
дойдут до того, что происходит теперь, или до чего-то уже происшедшего. Например, 
это произойдет, если он будет томиться жаждой; а это будет, если он ест нечто 
острое; а это или происходит, или нет; так что он необходимым образом умрет или 
не умрет. Точно так же обстоит дело, если перейти к прошлым событиям. Ведь это - 
я имею в виду происшедшее-уже в чем-то наличествует. Следовательно, все, что произойдет, произойдет необходимым образом, например смерть живущего, ибо 
что-то

[для этого] уже возникло например наличествуют противоположности в том 
же теле. Но умрет ли он от болезни или насильственное смертью - это еще 
неизвестно; это зависит от того, произойдет ли «вот это». Ясно, таким образом, что доходят до какого-то начала, а оно до чего-то другого уже нет. Поэтому оно будет 
началом того, что могло быть и так и иначе, и для его возникновения нет никакой 
другой причины. Но к какого рода началу и к какого рода причине восходит здесь [привходящее] - к материи ли, целевой причине, или движущей причине,-это надо рассмотреть особенно. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п