А одно ли и то же отдельная вещь и суть ее
бытия или они разное - это надлежит рассмотреть, ибо это в некотором отношении
полезно для исследования сущности:
ведь и отдельная вещь не представляется чем-то отличным от своей сущности,
и
сутью бытия называется сущность отдельной вещи.
В тех случаях, когда нечто обозначается как
привходящее, можно было бы подумать,
что отдельная вещь и суть ее бытия - это разное; например, что «бледный
человек» и «бытие бледным человеком» - это разное (ведь если это одно и
то же, то и бытие человеком, и бытие бледным человеком одно и то же, ибо,
как утверждают, одно и то
же - человек и бледный человек, а значит, и бытие бледным человеком,
и бытие человеком. Или же, впрочем, нет нужды [делать умозаключение], что
суть бытия вещи, взятой вместе с ее привходящими свойствами, тождественна
[вещи, взятой самой по себе], ибо в этом случае крайние термины оказываются
темп же не в одном и том же смысле; впрочем, пожалуй, можно было бы подумать,
что крайние термины - привходящие свойства - окажутся тождественными, например
бытие бледным и
бытие
образованным; однако так никто не считает).
Когда же говорится о самом по себе сущем,
необходимо ли, чтобы суть его бытия
и само оно были тождественны? Например, если имеются какие-то сущности,
которые Первее, нежели другие сущности и другие самобытности (physeis)
(такие сущности, по утверждению некоторых, суть идеи). Если были бы разными
само-по-себе-благо и бытие благом, само-по-себе-живое существо и бытие
живым существом, бытие сущим и само-по-себе-сущее, то имелись бы другие
сущности, самобытности и идеи помимо названных и они были бы Первее тех,
если суть бытия
есть сущность. Если при этом те и другие обособлены друг от друга,
то о первых не
будет знания, а вторые не будут сущими (под обособленностью я разумею
здесь, что самому-по-себе- благу не присуще бытие благом, а этому последнему
- бытие благим). Ведь знание об отдельной вещи мы имеем тогда, когда мы
узнали суть ее бытия, и одинаково дело обстоит как в отношении блага, так
и в отношении всего остального,
так что если бытие благом не есть благо, то и бытие сущим не есть сущее,
и бытие
единым не есть единое. И точно так же существует всякая суть бытия
либо ни одна
не существует; а потому если и бытие сущим не есть сущее, то таковым
не будет и
никакая другая суть бытия. Далее, то, чему не присуще бытие благом,
не есть благо. Поэтому необходимо, чтобы были тождественны благо и бытие
благом, прекрасное
и бытие прекрасным, а равно все то, что обозначается не через другое,
а как
существующее само по себе и первично. Ибо достаточно, если дано такое
бытие, хотя
бы Эйдосов и не было, а скорее, пожалуй, в том случае, если Эйдосы
существуют (в
то же время ясно также, что если идеи таковы, как о них говорят некоторые,
то
субстрат
не будет сущностью: ведь идеи должны быть сущностями, но не
сказываться
о субстрате, иначе они существовали бы только через причастность [им
субстрата]).
Из этих вот рассуждений ясно, что сама отдельная
вещь и суть ее бытия есть одно
и то же не привходящим образом, и это ясно еще потому, что знать отдельную
вещь - значит знать суть ее бытия, так что и из рассмотрения отдельных
случаев следует с еобходимостью, что обе они нечто одно.
(Что же касается того, что обозначается как
привходящее, например образованное
или бледное, то, поскольку оно имеет двоякий смысл, о нем неправильно
сказать,
что суть его бытия и само оно одно и то же: ведь бледно и то, чему
случается
{66}
быть бледным, и само привходящее свойство, так что в одном смысле суть
его бытия
и само оно - одно и то же, а в другом - не одно и то же, ибо у «человека»
и «бледного человека» это не одно и то же, а у этого свойства - одно и
то же.)
Очевидно, было бы также нелепо давать особое
имя для каждой сути бытия; тогда помимо этой [обозначенной особым именем]
сути бытия была бы еще и другая,
например для сути бытия лошади еще и иная суть бытия. Между тем, что
мешает тому, чтобы некоторые вещи сразу же были тождественны сути своего
бытия, раз суть
бытия вещи есть сущность? Но не только вещь и суть ее бытия одно, но
и обозначение
их одно и то же, как это ясно и из сказанного, ибо но привходящим образом
одно -
бытие единым и единое. Кроме того, если бы они были не одно, приходилось
бы
идти в бесконечность: тогда были бы, с одной стороны, суть бытия единого,
а с
другой - единое, так что и к ним применим тот же довод.
Таким образом, ясно, что бытие каждой вещи,
обозначаемой как первичное и само
по себе сущее, и сама эта вещь тождественны и составляют одно. А софистические
опровержения этого положения, очевидно, снимаются тем же решением, что
и
вопрос, одно ли и то же Сократ и бытие Сократом, ибо безразлично, на
какой основе можно бы поставить вопрос или на какой удалось бы найти решение.
В каком смысле, следовательно, суть бытия отдельной вещи ождественна и
в каком не тождественна
этой вещи, об этом теперь сказано.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|