КНИГА СЕДЬМАЯ
ГЛАВА CЕДЬМАЯ
 

     Из того, чти возникает, одно возникает естественным путем, другое - через 
искусство, третье - самопроизвольно. И все, что возникает, возникает вследствие 
чего-то, из чего-то и становится чем-то (говоря «чем-то», я имею в виду каждый род сущего: что-то становится или определённым нечто, или такой-то величины, или 
таким-то, или где-то). 
     Естественно возникновение того, что возникает от природы; то, из чего нечто возникает, - это, как мы говорим, материя; то, вследствие чего оно возникает, - это 
нечто сущее от природы, а чем оно становится - это человек, растение или еще что-то подобное им, что мы скорее всего обозначаем как сущности. А все, что возникает - естественным ли путем или через искусство, - имеет материю, ибо каждое 
возникающее может и быть и не быть, а эта возможность и есть у каждой вещи 
материя. Вообще же природа - это и то, из чего нечто возникает, и то, сообразно с 
чем оно возникаете (ибо все возникающее, например растение или животное, имеет 
ту или иную природу), и то, вследствие чего нечто возникает,-так называемое дающее форму (kata to eidos) естество, по виду тождественное возникающему, хотя оно в 
другом: ведь человек рожден человеком. 
     Так, стало быть, возникает то, что возникает благодаря природе, а остальные виды возникновения именуются созданиями. Все такие создания исходят либо от искусства, либо от способности, либо от размышления. А некоторые из них происходят также самопроизвольно и в силу стечения обстоятельств, примерно так же, как это бывает 
и среди того, что возникает благодаря природе: ведь и там иногда одно и то же 
возникает и из семени, и без семени. Эти случаи надо рассмотреть в дальнейшем. 
А через искусство возникает то, форма чего находится в душе (формой я называю 
суть бытия каждой вещи и ее первую сущность); ведь и противоположности имеют 
в некотором смысле одну и ту же форму, ибо сущность для лишенности - это противолежащая ей сущность, например: здоровье - сущность для болезни, ибо 
болезнь обнаруживается че- рез отсутствие здоровья, а здоровье - это уразумение 
(logos) и познание в душе [Врачевателя]. Здоровое состояние получается следующим ходом мысли [Врачевателя]: так как здоровье есть то-то и то-то, то надо, если кто-то должен быть здоровым, чтобы в нем наличествовало то-то и то-то, например равномерность, а если это, то и теплота; и так [Врачеватель] размышляет все дальше, 
пока наконец не придет к тому, что он сам в состоянии сделать. Начинающееся с 
этого времени движение, направленное на то, чтобы [телу] быть здоровым, 
называется затем созданием. И таким образом оказывается, что в некотором смысле здоровье возникает из здоровья и дом - из дома, а именно дом, имеющий материю, 
из дома без материи, ибо врачебное искусство есть форма здоровья, а искусство домостроительное - форма дома; а под сущностью без материи я разумею суть бытия вещи. 
{67} 
     Одни виды возникновения и движения называются мышлением, другие - 
созданием: исходящее из начала и формы - это мышление, а исходящее из того, что 
для мышления последнее,-это создание. И точно так же возникает и каждое из 
остальных - из промежуточных - [звеньев]. Я имею в виду, например, следующее: 
чтобы человек выздоровел, он должен добиться равно- мерности. А что значит 
добиться равномерности? Вот это. А это будет, если он согреется. А что это значит? 
Вот

это. А это имеется в возможности, и оно уже во власти врачевателя. 
     Таким образом, действующая причина и то, с чего начинается движение к выздоровлению, - это при возникновении через искусство форма в душе; при самопроизвольном возникновении исходное - то, что составляет начало для действующего через искусство, как и при лечении, например, начинают, может быть, 
с согревания (а оно получается от растирания): ведь теплота в теле - это или часть здоровья, или за ней (непосредственно либо через несколько [звеньев]) следует 
что-то такое, что составляет часть здоровья; и это есть крайнее - то, что создает часть здоровья и само есть некоторым образом часть здоровья, и точно так же у дома, 
например, камни, и таким же образом у всего другого; так что, как утверждают, не 
может что-то возникнуть, если ничего не предшествует. 
     Итак, совершенно очевидно, что какая-нибудь часть необходимо должна уже 
быть, и именно материя есть такая часть, она находится в возникающем, и она 
становится [чем-то определенным]. Но есть ли она и составная часть определения? 
Ведь о том, что такое медные круги, мы говорим двояко: о материи - говоря, что 
это медь, и о форме - говоря, что это такая-то фигура (а фигура есть первый род, к которому принадлежит круг). Значит, медный круг имеет и материю в своем определении. 
     А то, из чего как из своей материи нечто возникает, обозначают, когда оно 
возникло, не ее именем, а именем, производным от нее; например, изваяние 
называют не камнем, а каменным; человека же, который становится здоровым, не называют по тому состоянию, из которого он становится здоровым; причина здесь 
та, что хотя он становится здоровым из состояния лишенности и из субстрата, 
который мы называем материей (так, например, здоровым становится и человек и больной), однако больше говорят о возникновении из состояния лишенности; 
например, здоровым становишься из больного, а не из человека, поэтому здоровый 
называется не больным, а человеком, именно здоровым человеком; в тех же случаях, 
где лишенность не очевидна и не имеет особого имени, как, например, у меди 
отсутствие какой бы то ни было фигуры или у кирпичей и бревен отсутствие 
[формы] дома, считается, что вещь возникает из них, как там [здоровый возникал] из больного. А потому, так же как там возникающую вещь не называют именем того, 
из чего она возникает, так и здесь изваяние называется не деревом, а производным словом - деревянным и медным, а не медью, каменным, а не камнем, и точно так же 
дом - кирпичным, а не кирпичами, ибо если внимательно посмотреть, то нельзя 
даже без оговорок сказать, что изваяние возникает из дерева или дом - из кирпичей, 
так как то, из чего вещь возникает, должно при ее возникновении изменяться, а не 
оставаться тем же. Вот по этой причине так и говорится. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п