Из того, чти возникает, одно возникает естественным
путем, другое - через
искусство, третье - самопроизвольно. И все, что возникает, возникает
вследствие
чего-то, из чего-то и становится чем-то (говоря «чем-то», я имею в
виду каждый род сущего: что-то становится или определённым нечто, или такой-то
величины, или
таким-то, или где-то).
Естественно возникновение того, что возникает
от природы; то, из чего нечто возникает, - это, как мы говорим, материя;
то, вследствие чего оно возникает, - это
нечто сущее от природы, а чем оно становится - это человек, растение
или еще что-то подобное им, что мы скорее всего обозначаем как сущности.
А все, что возникает - естественным ли путем или через искусство, - имеет
материю, ибо каждое
возникающее может и быть и не быть, а эта возможность и есть у каждой
вещи
материя. Вообще же природа - это и то, из чего нечто возникает, и то,
сообразно с
чем оно возникаете (ибо все возникающее, например растение или животное,
имеет
ту или иную природу), и то, вследствие чего нечто возникает,-так называемое
дающее форму (kata to eidos) естество, по виду тождественное возникающему,
хотя оно в
другом: ведь человек рожден человеком.
Так, стало быть, возникает то, что возникает
благодаря природе, а остальные виды возникновения именуются созданиями.
Все такие создания исходят либо от искусства, либо от способности, либо
от размышления. А некоторые из них происходят также самопроизвольно и в
силу стечения обстоятельств, примерно так же, как это бывает
и среди того, что возникает благодаря природе: ведь и там иногда одно
и то же
возникает и из семени, и без семени. Эти случаи надо рассмотреть в
дальнейшем.
А через искусство возникает то, форма чего находится в душе (формой
я называю
суть бытия каждой вещи и ее первую сущность); ведь и противоположности
имеют
в некотором смысле одну и ту же форму, ибо сущность для лишенности
- это противолежащая ей сущность, например: здоровье - сущность для болезни,
ибо
болезнь обнаруживается че- рез отсутствие здоровья, а здоровье - это
уразумение
(logos) и познание в душе [Врачевателя]. Здоровое состояние получается
следующим ходом мысли [Врачевателя]: так как здоровье есть то-то и то-то,
то надо, если кто-то должен быть здоровым, чтобы в нем наличествовало то-то
и то-то, например равномерность, а если это, то и теплота; и так [Врачеватель]
размышляет все дальше,
пока наконец не придет к тому, что он сам в состоянии сделать. Начинающееся
с
этого времени движение, направленное на то, чтобы [телу] быть здоровым,
называется затем созданием. И таким образом оказывается, что в некотором
смысле здоровье возникает из здоровья и дом - из дома, а именно дом, имеющий
материю,
из дома без материи, ибо врачебное искусство есть форма здоровья, а
искусство домостроительное - форма дома; а под сущностью без материи я
разумею суть бытия вещи.
{67}
Одни виды возникновения и движения называются
мышлением, другие -
созданием: исходящее из начала и формы - это мышление, а исходящее
из того, что
для мышления последнее,-это создание. И точно так же возникает и каждое
из
остальных - из промежуточных - [звеньев]. Я имею в виду, например,
следующее:
чтобы человек выздоровел, он должен добиться равно- мерности. А что
значит
добиться равномерности? Вот это. А это будет, если он согреется. А
что это значит?
Вот
это. А это имеется в возможности, и оно уже во власти врачевателя.
Таким образом, действующая причина и то, с
чего начинается движение к выздоровлению, - это при возникновении через
искусство форма в душе; при самопроизвольном возникновении исходное - то,
что составляет начало для действующего через искусство, как и при лечении,
например, начинают, может быть,
с согревания (а оно получается от растирания): ведь теплота в теле
- это или часть здоровья, или за ней (непосредственно либо через несколько
[звеньев]) следует
что-то такое, что составляет часть здоровья; и это есть крайнее - то,
что создает часть здоровья и само есть некоторым образом часть здоровья,
и точно так же у дома,
например, камни, и таким же образом у всего другого; так что, как утверждают,
не
может что-то возникнуть, если ничего не предшествует.
Итак, совершенно очевидно, что какая-нибудь
часть необходимо должна уже
быть, и именно материя есть такая часть, она находится в возникающем,
и она
становится [чем-то определенным]. Но есть ли она и составная часть
определения?
Ведь о том, что такое медные круги, мы говорим двояко: о материи -
говоря, что
это медь, и о форме - говоря, что это такая-то фигура (а фигура есть
первый род, к которому принадлежит круг). Значит, медный круг имеет и материю
в своем определении.
А то, из чего как из своей материи нечто возникает,
обозначают, когда оно
возникло, не ее именем, а именем, производным от нее; например, изваяние
называют не камнем, а каменным; человека же, который становится здоровым,
не называют по тому состоянию, из которого он становится здоровым; причина
здесь
та, что хотя он становится здоровым из состояния лишенности и из субстрата,
который мы называем материей (так, например, здоровым становится и
человек и больной), однако больше говорят о возникновении из состояния
лишенности;
например, здоровым становишься из больного, а не из человека, поэтому
здоровый
называется не больным, а человеком, именно здоровым человеком; в тех
же случаях,
где лишенность не очевидна и не имеет особого имени, как, например,
у меди
отсутствие какой бы то ни было фигуры или у кирпичей и бревен отсутствие
[формы] дома, считается, что вещь возникает из них, как там [здоровый
возникал] из больного. А потому, так же как там возникающую вещь не называют
именем того,
из чего она возникает, так и здесь изваяние называется не деревом,
а производным словом - деревянным и медным, а не медью, каменным, а не
камнем, и точно так же
дом - кирпичным, а не кирпичами, ибо если внимательно посмотреть, то
нельзя
даже без оговорок сказать, что изваяние возникает из дерева или дом
- из кирпичей,
так как то, из чего вещь возникает, должно при ее возникновении изменяться,
а не
оставаться тем же. Вот по этой причине так и говорится.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|