КНИГА ДЕВЯТАЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ
 

     А так как одни начала этого рода имеются в вещах неодушевленных, другие - в одушевленных и в душе, причем у души - в ее разумной части, то ясно, что и из способностей одни будут не основывающиеся на разуме, другие - сообразующиеся с 
разумом. Поэтому все искусства и всякое умение творить суть способности, а именно: 
они начала изменения, вызываемого в другом или в самом обладающем данной способностью, поскольку он другое. 
     И одни и те же способности, сообразующиеся с разумом, суть начала для противоположных действий, а каждая способность, не основывающаяся на разуме, 
есть начало лишь для одного действия; например, теплое - это начало только для нагревания, врачебное же искусство - для болезни и здоровья. Причина этого в том, 
что знание есть уразумение, а одним и тем же уразумением выясняют и предмет, и 
его лишенность, только не одинаковым образом, и в некотором смысле оно имеет 
дело с тем и с другим, а в некотором смысле - больше с действительно 
существующим; так что и такого рода знания хотя и должны быть направлены на противоположности, но на одну - самое по себе, а на другую - не самое по себе, ибо первую уразумевают как самое по себе, а вторую - в известной мере при входящим образом, ибо противоположное [первой] объясняют через отрицание и удаление; в 
в самом деле, противоположное - это основная лишенность, а она и есть удаление 
одной из обеих противоположностей. И так как противоположности не существуют 
в

одном и том же, знание же есть способность уразумения, а душа обладает началом движения, то в то время как полезное для здоровья вызывает только здоровье, 
способное нагревать - только тепло и способное охлаждать - только холод, сведущий же-то и другое. Ибо уразумение касается и того и другого, хотя не одинаково, и 
находится в душе, обладающей началом движения; так что тем же началом душа 
будет двигать то и другое, связывая их с одним и тем же. Поэтому способное к уразумению действует противоположно (тому, как действует неспособное к 
уразумению), ибо противоположности объемлются одним началом - разумом. 
     Ясно также, что способности делать или претерпевать надлежащим образом сопутствует способность просто делать или претерпевать, но этой способности 
первая - не всегда: ведь тот, кто делает надлежащим образом, должен также и 
делать, по тот, кто просто делает, не обязательно делает и надлежащим образом. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п