А так как одни начала этого рода имеются в
вещах неодушевленных, другие - в одушевленных и в душе, причем у души -
в ее разумной части, то ясно, что и из способностей одни будут не основывающиеся
на разуме, другие - сообразующиеся с
разумом. Поэтому все искусства и всякое умение творить суть способности,
а именно:
они начала изменения, вызываемого в другом или в самом обладающем данной
способностью, поскольку он другое.
И одни и те же способности, сообразующиеся
с разумом, суть начала для противоположных действий, а каждая способность,
не основывающаяся на разуме,
есть начало лишь для одного действия; например, теплое - это начало
только для нагревания, врачебное же искусство - для болезни и здоровья.
Причина этого в том,
что знание есть уразумение, а одним и тем же уразумением выясняют и
предмет, и
его лишенность, только не одинаковым образом, и в некотором смысле
оно имеет
дело с тем и с другим, а в некотором смысле - больше с действительно
существующим; так что и такого рода знания хотя и должны быть направлены
на противоположности, но на одну - самое по себе, а на другую - не самое
по себе, ибо первую уразумевают как самое по себе, а вторую - в известной
мере при входящим образом, ибо противоположное [первой] объясняют через
отрицание и удаление; в
в самом деле, противоположное - это основная лишенность, а она и есть
удаление
одной из обеих противоположностей. И так как противоположности не существуют
в
одном и том же, знание же есть способность уразумения, а душа обладает
началом движения, то в то время как полезное для здоровья вызывает только
здоровье,
способное нагревать - только тепло и способное охлаждать - только холод,
сведущий же-то и другое. Ибо уразумение касается и того и другого, хотя
не одинаково, и
находится в душе, обладающей началом движения; так что тем же началом
душа
будет двигать то и другое, связывая их с одним и тем же. Поэтому способное
к уразумению действует противоположно (тому, как действует неспособное
к
уразумению), ибо противоположности объемлются одним началом - разумом.
Ясно также, что способности делать или претерпевать
надлежащим образом сопутствует способность просто делать или претерпевать,
но этой способности
первая - не всегда: ведь тот, кто делает надлежащим образом, должен
также и
делать, по тот, кто просто делает, не обязательно делает и надлежащим
образом.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|