Можно было бы спросить, почему женщина и мужчина
не различаются между
собой по виду, хотя женское и мужское противоположны друг другу, а
различие по
виду есть противоположение; и точно так же - почему живое существо
женского и мужского пола не инаковое по виду, хотя это есть различие в
живом существе само по себе, а не такое, как бледность и смуглость,- «женское»
и «мужское» присуще живому существу как таковому. А вопрос этот почти тот
же, что и вопрос, почему одно
противоположение создает различие по виду, а другое нет, например:
«обитающее на суше» и «обладающее крыльями» создают такое различие, а бледность
и смуглость нет. Или же дело в том, что первые - это в собственном смысле
свойства рода, а вторые -
в меньшей степени? И так как мы имеем, с одной стороны, определение,
а с другой - материю, то противоположения, относящиеся к определению, создают
различие по
виду, а противоположения, связанные с материей, такого различия не
создают. Поэтому у человека такого различия не создает ни бледность,
ни смуглость,
и бледный человек, и смуглый не различаются между собой по виду, даже
если обозначить каждого из них отдельным именем. Ибо человек берется здесь
как материя,
а материя не создает видового отличия; поэтому отдельные люди не виды
человека,
хотя плоть и кости, из которых состоит вот этот человек и вот этот,
разные; правда, составное целое здесь разное, однако по виду оно не разное,
так как в определении
здесь нет противоположения; между тем это [1] есть последнее неделимое.
Каллий
же - это определение вместе с материей; следовательно, человек бледен,
потому что Каллий бледен; значит, бледность есть нечто привходящее для
человека. И точно так
же
не разные по виду медный круг и деревянный; медный же треугольник
и
деревянный круг различаются по виду не из-за [разности в] материи,
а потому, что в
их обозначении содержится противоположение. Но следует ли думать, что
материя
не делает вещи разными по виду, когда она сама некоторым образом разная,
или же
она в некотором смысле это различие создает? В самом деле, почему вот
эта лошадь
и вот этот человек различны по виду, хотя их определения указывают
их в связи с материей? Не потому ли, что в определении содержится противоположение?
Конечно, имеется различие и между бледным человеком и вороной лошадью,
и
притом по виду, но не поскольку один бледный, а другая - вороная, ибо
если бы даже
оба они были светлыми, они тем не менее были бы разными по виду. Что
же касается мужского и женского, то они, правда, свойства, принадлежащие
лишь живому
существу, но они не относятся к его сущности, а заключаются в материи,
т. е. в теле, поэтому из одного и того же семени возникает женское или
мужское в зависимости
от того, какое изменение оно претерпевает. Таким образом, сказано,
что значит быть инаковым по виду и почему одни вещи различаются по виду,
а другие нет.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|