Кроме того, [при изменении] есть нечто постоянно
пребывающее, противоположное
же не пребывает постоянно, значит, существует нечто третье помимо
противоположностей, а именно материя . Если же видов изменений четыре
- или сути,
или качества, или количества, или в отношении «где», а изменение определенного
нечто
есть возникновение и уничтожение в безотносительном смысле, изменение
количества -
рост и убыль, изменение состояния - превращение, изменение места -
перемещение, то каждое из этих изменений есть переход в соответствующую
противоположность. Таким образом, материя должна изменяться, будучи способна
к той и другой
противоположности. А так как сущее имеет двоякое значение, то все изменяется
из сущего
в возможности в сущее в действительности, например из белого в возможности
в белое в действительности. И одинаково обстоит дело с ростом и убылью.
Так что не только
возможно возникновение - привходящим образом - из не-сущего, но и,
[можно сказать],
все возникает из сущего, однако из сущего в возможности, а не из сущего
в
действительности. И именно это [сущее в возможности] означает единое
Анаксагора
лучше его изречения «все вместе» или утверждения Эмпедокла и Анаксимандра
о смеси,
или изречения Демокрита было бы высказывание: «Все вещи были вместе
в
возможности, в действительности же нет».
{121}
Так что можно считать, что они в известной мере подошли к мысли о материи.
Все, что изменяется, имеет материю, но разную; а те вечные вещи, которые
не возникают, а
движутся
в пространстве, также имеют материю, по не для возникновения,
а для перемещения.
Можно, однако, спросить, из какого не-сущего
совершается возникновение: ведь
не-сущее имеет троякий смысл. Если, несомненно, из [не-сущего в смысле
сущего] в возможности, то все же не из какого угодно, а одно из одного,
другое - из другого. И недостаточно сказать, что «все вещи вместе», ибо
они различаются по материи, иначе
почему возникло их бесчисленное множество, а не одна вещь? Ведь ум
- один, поэтому
если и материя была бы одна, то в действительности возникло бы только
то, чем
материя была в возможности. Итак, причин три и начал три, два из них
- это противоположение, одна сторона которого - определение, или форма,
другая -
лишенность, а третье - материя.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|