КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ
 

     Кроме того, [при изменении] есть нечто постоянно пребывающее, противоположное 
же не пребывает постоянно, значит, существует нечто третье помимо 
противоположностей, а именно материя . Если же видов изменений четыре - или сути, 
или качества, или количества, или в отношении «где», а изменение определенного нечто 
есть возникновение и уничтожение в безотносительном смысле, изменение количества - 
рост и убыль, изменение состояния - превращение, изменение места - перемещение, то каждое из этих изменений есть переход в соответствующую противоположность. Таким образом, материя должна изменяться, будучи способна к той и другой 
противоположности. А так как сущее имеет двоякое значение, то все изменяется из сущего 
в возможности в сущее в действительности, например из белого в возможности в белое в действительности. И одинаково обстоит дело с ростом и убылью. Так что не только 
возможно возникновение - привходящим образом - из не-сущего, но и, [можно сказать], 
все возникает из сущего, однако из сущего в возможности, а не из сущего в 
действительности. И именно это [сущее в возможности] означает единое Анаксагора 
лучше его изречения «все вместе» или утверждения Эмпедокла и Анаксимандра о смеси, 
или изречения Демокрита было бы высказывание: «Все вещи были вместе в 
возможности, в действительности же нет». 
{121} 
Так что можно считать, что они в известной мере подошли к мысли о материи. Все, что изменяется, имеет материю, но разную; а те вечные вещи, которые не возникают, а 
движутся

в пространстве, также имеют материю, по не для возникновения, а для перемещения. 
     Можно, однако, спросить, из какого не-сущего совершается возникновение: ведь 
не-сущее имеет троякий смысл. Если, несомненно, из [не-сущего в смысле сущего] в возможности, то все же не из какого угодно, а одно из одного, другое - из другого. И недостаточно сказать, что «все вещи вместе», ибо они различаются по материи, иначе 
почему возникло их бесчисленное множество, а не одна вещь? Ведь ум - один, поэтому 
если и материя была бы одна, то в действительности возникло бы только то, чем 
материя была в возможности. Итак, причин три и начал три, два из них - это противоположение, одна сторона которого - определение, или форма, другая - 
лишенность, а третье - материя. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п