После этого надо отметить, что ни материя,
ни форма не возникают; я разумею
именно последнюю материю и последнюю форму. Ибо при всяком изменении
изменяется что-то, благодаря чему-то и во что-то. То, чем вызывается
изменение, -
это первое движущее, то, что изменяется,- материя; то, во что она изменяется,
-
форма. Итак, пришлось бы идти в бесконечность, если бы не только медь
стала
круглой, но возникло бы также круглое или медь. Необходимо, следовательно,
остановиться.
После этого надо отметить, что каждая [составная]
сущность возникает из
соименной с ней сущности (природные вещи и все другие - [такие] сущности).
А
именно: вещи возникают либо через искусство, либо естественным путем,
либо
стечением обстоятельств, либо самопроизвольно. Искусство же есть начало,
находящееся в другом, природа - начало в самой вещи (ведь человек рождает
человека) а остальные причины суть отрицания этих двух. Что же касается
сущностей, то их три [вида]: во-первых, материя, которая есть определенное
нечто
по внешней видимости (ибо то, что таково через соприкосновение, а не
через сращенность, есть материя и субстрат); во-вторых, сущность (phy-sis)
- определенное нечто, во что [изменяется материя], пли некоторое обладание;
в-третьих, состоящая
из обеих единичная сущность, например Сократ пли Каллий. В некоторых
случаях определенность не существует помимо составной сущности, например
форма дома,
если только не иметь в виду искусство (у подобных форм нет также возникновения
и уничтожения, но в ином смысле существует и не существует дом без
материи,
здоровье
и все то, что зависит от искусства); а если действительно
[имеется
отдельное существование форм], то это у природных вещей. Потому-то
Платон
неплохо сказал, что эйдосов имеется столько, сколько есть [видов] природных
вещей,
если [вообще] существуют эйдосы, отличные от таких вещей, как огонь,
мясо, голова:
ведь все это есть материя, а именно последняя материя того, что есть
сущность в наибольшей мере. Движущие причины предшествуют тому, что вызвано
ими, а
причины в смысле формы (ho's ho logos) существуют одновременно с ним;
в самом
деле, когда человек здоров, тогда имеется и здоровье, одновременно
существуют
облик медного шара и медный шар. А остается ли какая-нибудь [форма]
и
впоследствии - это надо рассмотреть. В некоторых случаях этому ничто
не мешает; например, не такова ли душа - не вся, а ум (чтобы вся душа оставалась
- это,
пожалуй, невозможно). Таким образом, ясно, что нет необходимости в
существовании идей, по крайней мере на этом основании: ведь человек рождает
человека, единичный человек - какого-нибудь одного; и так же обстоит дело
и в области искусств:
врачебное искусство есть [причина] здоровья как форма (ho logos)
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|