КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
 

     После этого надо отметить, что ни материя, ни форма не возникают; я разумею 
именно последнюю материю и последнюю форму. Ибо при всяком изменении 
изменяется что-то, благодаря чему-то и во что-то. То, чем вызывается изменение, - 
это первое движущее, то, что изменяется,- материя; то, во что она изменяется, - 
форма. Итак, пришлось бы идти в бесконечность, если бы не только медь стала 
круглой, но возникло бы также круглое или медь. Необходимо, следовательно, остановиться. 
     После этого надо отметить, что каждая [составная] сущность возникает из 
соименной с ней сущности (природные вещи и все другие - [такие] сущности). А 
именно: вещи возникают либо через искусство, либо естественным путем, либо 
стечением обстоятельств, либо самопроизвольно. Искусство же есть начало, 
находящееся в другом, природа - начало в самой вещи (ведь человек рождает 
человека) а остальные причины суть отрицания этих двух. Что же касается 
сущностей, то их три [вида]: во-первых, материя, которая есть определенное нечто 
по внешней видимости (ибо то, что таково через соприкосновение, а не через сращенность, есть материя и субстрат); во-вторых, сущность (phy-sis) - определенное нечто, во что [изменяется материя], пли некоторое обладание; в-третьих, состоящая 
из обеих единичная сущность, например Сократ пли Каллий. В некоторых случаях определенность не существует помимо составной сущности, например форма дома, 
если только не иметь в виду искусство (у подобных форм нет также возникновения 
и уничтожения, но в ином смысле существует и не существует дом без материи, 
здоровье

и все то, что зависит от искусства); а если действительно [имеется 
отдельное существование форм], то это у природных вещей. Потому-то Платон 
неплохо сказал, что эйдосов имеется столько, сколько есть [видов] природных вещей, 
если [вообще] существуют эйдосы, отличные от таких вещей, как огонь, мясо, голова: 
ведь все это есть материя, а именно последняя материя того, что есть сущность в наибольшей мере. Движущие причины предшествуют тому, что вызвано ими, а 
причины в смысле формы (ho's ho logos) существуют одновременно с ним; в самом 
деле, когда человек здоров, тогда имеется и здоровье, одновременно существуют 
облик медного шара и медный шар. А остается ли какая-нибудь [форма] и 
впоследствии - это надо рассмотреть. В некоторых случаях этому ничто не мешает; например, не такова ли душа - не вся, а ум (чтобы вся душа оставалась - это, 
пожалуй, невозможно). Таким образом, ясно, что нет необходимости в существовании идей, по крайней мере на этом основании: ведь человек рождает человека, единичный человек - какого-нибудь одного; и так же обстоит дело и в области искусств: 
врачебное искусство есть [причина] здоровья как форма (ho logos) 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п