КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
 

     Причины и начала в одном смысле разные у разных предметов, а в другом - если 
иметь в виду общее [в них] и соответствие между ними - они одни и те же у всех. В 
самом деле, можно было бы спросить, разные ли или одни и те же начала и элементы сущностей и отношений, и точно так же относительно каждой категории. Однако 
было бы нелепо, если бы они были одни и те же у всех. Ведь в таком случае 
отношения и сущности происходили бы из одного и того же. Но что же это такое? 
{122} 
Ведь наряду с сущностью и остальными родами сказываемого нет чего-либо общего 
им; между тем элемент должен предшествовать тому, элемент чего он есть. Поистине 
ни сущность не есть элемент для отношений, ни отношения - элемент для сущности. Кроме того, как это возможно, чтобы у всего были одни и те же элементы? Ведь ни 
один из элементов не может быть тождествен тому, что состоит из элементов, 
например: Б или А не тождественно БА (также, конечно, ничто умопостигаемое не 
есть элемент, например сущее или единое: ведь они присущи и всякому составному [целому]). Значит, ни один элемент не будет ни сущностью, ни отношением; между 
тем это было бы необходимо. Стало быть, нет одних и тех же элементов для всего. - 
Или же, как мы утверждаем, они в одном смысле одни и те же, а в другом нет; 
например, можно сказать, что у чувственно воспринимаемых тел теплое есть элемент 
как форма, а в другом смысле - холодное как лишенность [формы]; а как материя - то, 
что как первое сама по себе есть в возможности то и другое. И они, и то, что из них состоит и для чего они начала,- все это сущности, а также то, что из теплого и 
холодного возникает как нечто одно, например плоть или кость: полученное из [составных начал] должно быть отлично от них. Таким образом, у этих сущностей - 
одни и те же элементы и начала, а в других случаях Другие; в этом смысле не все 
имеют

одни и те же начала, разве что в смысле соответствия, как если бы сказали, 
что начал имеется три: форма, лишенность [формы] и материя. Однако каждое из 
этих начал - инаковое в каждом отдельном роде, например: для цвета это белое, 
черное и поверхность, а из света, тьмы и воздуха получается день и ночь. 
     А так как не только содержащееся в вещах есть причины, но и нечто внешнее, например движущее, то ясно, что начало и элемент - это разное, но и то и другое причины и начала бывают этих двух родов. И то, что приводит в движение или в состояние покоя, [также] есть некоторое начало и сущность; так что элементов, 
если иметь в виду соответствие между ними, три, а причин и начал - четыре; но у различных вещей они различные, и непосредственно движущая причина для разного разная. [Так, например], здоровье, болезнь, тело; движущая причина - врачебное искусство. [Или] форма, такого-то рода беспорядок, кирпичи; движущая причина - 
строительное искусство, (и начала бывают этих родов). А так как движущая причина у природных вещей-для человека, [например], человек, а у порожденного мыслью - 
форма или противоположное ей, то в некотором смысле имеется три причины, а в некотором - четыре Ведь врачебное искусство есть в некотором смысле здоровье, 
равно как строительное искусство есть форма дома, и человек рождает человека. А помимо этих причин имеется еще то, что как первое для всего движет все. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п