Причины и начала в одном смысле разные у разных
предметов, а в другом - если
иметь в виду общее [в них] и соответствие между ними - они одни и те
же у всех. В
самом деле, можно было бы спросить, разные ли или одни и те же начала
и элементы сущностей и отношений, и точно так же относительно каждой категории.
Однако
было бы нелепо, если бы они были одни и те же у всех. Ведь в таком
случае
отношения и сущности происходили бы из одного и того же. Но что же
это такое?
{122}
Ведь наряду с сущностью и остальными родами сказываемого нет чего-либо
общего
им; между тем элемент должен предшествовать тому, элемент чего он есть.
Поистине
ни сущность не есть элемент для отношений, ни отношения - элемент для
сущности. Кроме того, как это возможно, чтобы у всего были одни и те же
элементы? Ведь ни
один из элементов не может быть тождествен тому, что состоит из элементов,
например: Б или А не тождественно БА (также, конечно, ничто умопостигаемое
не
есть элемент, например сущее или единое: ведь они присущи и всякому
составному [целому]). Значит, ни один элемент не будет ни сущностью, ни
отношением; между
тем это было бы необходимо. Стало быть, нет одних и тех же элементов
для всего. -
Или же, как мы утверждаем, они в одном смысле одни и те же, а в другом
нет;
например, можно сказать, что у чувственно воспринимаемых тел теплое
есть элемент
как форма, а в другом смысле - холодное как лишенность [формы]; а как
материя - то,
что как первое сама по себе есть в возможности то и другое. И они,
и то, что из них состоит и для чего они начала,- все это сущности, а также
то, что из теплого и
холодного возникает как нечто одно, например плоть или кость: полученное
из [составных начал] должно быть отлично от них. Таким образом, у этих
сущностей -
одни и те же элементы и начала, а в других случаях Другие; в этом смысле
не все
имеют
одни и те же начала, разве что в смысле соответствия, как если
бы сказали,
что начал имеется три: форма, лишенность [формы] и материя. Однако
каждое из
этих начал - инаковое в каждом отдельном роде, например: для цвета
это белое,
черное и поверхность, а из света, тьмы и воздуха получается день и
ночь.
А так как не только содержащееся в вещах есть
причины, но и нечто внешнее, например движущее, то ясно, что начало и элемент
- это разное, но и то и другое причины и начала бывают этих двух родов.
И то, что приводит в движение или в состояние покоя, [также] есть некоторое
начало и сущность; так что элементов,
если иметь в виду соответствие между ними, три, а причин и начал -
четыре; но у различных вещей они различные, и непосредственно движущая
причина для разного разная. [Так, например], здоровье, болезнь, тело; движущая
причина - врачебное искусство. [Или] форма, такого-то рода беспорядок,
кирпичи; движущая причина -
строительное искусство, (и начала бывают этих родов). А так как движущая
причина у природных вещей-для человека, [например], человек, а у порожденного
мыслью -
форма или противоположное ей, то в некотором смысле имеется три причины,
а в некотором - четыре Ведь врачебное искусство есть в некотором смысле
здоровье,
равно как строительное искусство есть форма дома, и человек рождает
человека. А помимо этих причин имеется еще то, что как первое для всего
движет все.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|