Так как сущностей, как было указано, три вида,
а именно: две из них природные, а
одна - неподвижная, то об этой последней надо сказать, что необходимо,
чтобы существовала некая вечная неподвижная сущность. В самом деле, сущности
суть
первое среди сущего, а если все они преходящи, то все преходяще. Однако
невозможно, чтобы движение либо возникло, либо уничтожилось (ибо оно существовало
всегда),
так же и время не может возникнуть или уничтожиться: ведь если нет
времени, то не может быть и «раньше» и «после». И движение, значит, непрерывно
таким же образом, как и время: ведь время - или то же самое, что движение,
или некоторое свойство движения А непрерывного движения, кроме пространственного,
не бывает, из пространственного же непрерывно круговое движение.
Однако если бы было нечто способное приводить
в движение или создавать, но
оно в действительности не проявляло бы никакой деятельности, то не
было бы
движения: ведь то, что обладает способностью, может и не проявлять
ее. Значит, нет никакой пользы, даже если мы предположим вечные сущности,
как это делают те, кто признает эйдосы, если эти сущности не будут заключать
в себе некоторого начала, способного вызывать изменения; да, впрочем, и
его недостаточно (как недостаточно
предположить другую сущность помимо эйдосов): ведь если это начало
не будет деятельным, движения не будет. И даже если оно будет деятельным,
то этого недостаточно, если сущность его только возможность, ибо в таком
случае вечного движения не будет, так как сущее в возможности может и не
быть [в действительности]. Поэтому должно быть такое начало, сущность которого
- деятельность. А кроме того, такие сущности должны быть без материи: ведь
они должны быть вечными, если только есть хоть что-нибудь вечное; следовательно,
они должны пребывать в деятельности.
Однако здесь возникает затруднение: полагают,
что все проявляющее деятельность способно ее проявлять, но не все способное
проявлять деятельность действительно ее проявляет; поэтому-де способность
первее. Но если это так, то ничто существующее
не будет [с необходимостью], ибо возможно, что всякое сущее
{124}
способно существовать, но еще не существует.
Впрочем, если следовать взгляду рассуждающих
о божественном, что все рождено
из Ночи , или мнению рассуждающих о природе, что «все вещи вместе»
то получится такая же несообразность. В самом деле, каким же образом что-то
придет в движение,
если не будет никакой причины, действующей в действительности? Ведь
не материя
же будет двигать самое себя, а плотничное искусство, и не месячные
истечения или
земля,
а зерна и мужское семя.
Поэтому некоторые предполагают вечную деятельность,
например Левкипп и
Платон : они утверждают, что движение существует всегда. Однако, почему
оно есть
и какое именно, они не говорят и не указывают причину, почему оно происходит
так,
а не иначе. Ведь ничто не движется как придется, а всегда должно быть
какое-нибудь основание, почему нечто движется вот так-то естественным путем,
а этак
насильственным путем или под действием ума или чего-то другого (затем
- какое движение первое? Ведь это чрезвычайно важно [выяснить]). Сам Платон
не может сослаться на начало движения, которое он иногда предполагает,
а именно на то, что
само себя движет, ибо, как он утверждает, душа позже [движения] и [начинается]
вместе со Вселенной . Что касается мнения, что способность первее деятельности,
то
оно в некотором смысле правильно, а в некотором нет (как это понимать
- мы уже
сказали ); а что деятельность первее, это признает Анаксагор (ибо ум
есть
деятельность) и Эмпедокл, говорящий о дружбе и вражде, а также те,
кто, как Левкипп, утверждает, что движение вечно. Поэтому Хаос и Ночь не
существовали бесконечное время, а всегда существовало одно и то же, либо
чередуясь, либо иным путем, если
только деятельность предшествует способности. Если же постоянно чередуется
одно
и то же, то всегда должно оставаться нечто, действующее одним и тем
же образом . А если необходимы возникновение и гибель, то должно быть нечто
другое, что всегда действует по-разному . Следовательно, оно должно таким-то
образом действовать само по себе а другим - по отношению к другому , либо,
значит, по отношению к чему-то третьему, либо по отношению к тому, что
было указано первым. Необходимым
образом, конечно, по отношению к первому, которое со своей стороны
есть причина
и для себя, и для третьего . Поэтому первое предпочтительнее: оно ведь
и было
причиной постоянного единообразия , а причина разнообразия - другое
; причина же постоянного разнообразия лежит, это ясно, в них обоих . Стало
быть, именно так
обстоит дело с движениями. Какая поэтому надобность искать еще другие
начала?
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|