А так как дело может обстоять таким именно
образом (иначе все должно было бы произойти из Ночи, или смеси всех вещей,
или из не-сущего), то затруднение можно считать устраненным. А именно:
существует нечто вечно движущееся беспрестанным движением, а таково движение
круговое; и это ясно не только на основе
рассуждений, но и из самого дела, так что первое небо можно считать,
вечно. Следовательно, существует и нечто, что его движет. А так как то,
что и движется и движет, занимает промежуточное положение, то имеется нечто,
что движет, не
будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и деятельность
И движет
так предмет желания и предмет мысли; они движут, не будучи приведены
в движение.
А высшие предметы желания и мысли тождественны друг другу, ибо предмет
желания - это то, что кажется прекрасным, а высший предмет воли - то,
что на деле прекрасно. Ведь мы скорее желаем чего-то потому, что оно кажется
нам хорошим, а
не потому оно кажется нам хорошим, что мы его желаем, ибо начало -
мысль. Ум приводится в движение предметом мысли, а один из двух рядов [бытия]
сам по себе
есть предмет мысли; и первое в этом ряду - сущность, а из сущностей
- сущность
простая и проявляющая деятельность (единое же и простое не одно и то
же: единое означает меру, а простое-свойство самой вещи). Однако прекрасное
и ради себя предпочтительное также принадлежат к этому же ряду: и первое
всегда есть
наилучшее или соразмерное наилучшему
А что целевая причина находится среди неподвижного
- это видно из различения:
цель бывает для кого-то и состоит в чем-то, и в последнем случае она
имеется [среди неподвижного], а в первом нет. Так вот, движет она, как
предмет любви
{125}
[любящего], а приведенное ею в движение движет остальное. Если же нечто
приводится в движение, то в отношении его возможно и изменение; поэтому
если деятельность чего-то есть первичное пространственное движение , то,
поскольку
здесь есть движение, постольку во всяком случае возможна и перемена
- перемена
в пространстве, если не в сущности; а так как есть нечто сущее в действительности,
что движет, само будучи неподвижным, то в отношении его перемена никоим
образом невозможна. Ибо первый вид изменений - это перемещение, а первый
вид перемещения - круговое движение. Круговое же движение вызывается [первым]
движущим. Следо-вательно, [первое] движущее есть необходимо сущее; и, поскольку
оно необходимо сущее, оно существует надлежащим образом, и в этом смысле
оно
начало. (А необходимое имеет вот сколько значений. Во-первых, нечто
необходимо
по принуждению вопреки собственному стремлению; во-вторых, необходимо
то, без
чего нет блага; в-третьих, то, что иначе существовать не может, а существует
единственным образом (hap-los).)
Так вот, от такого начала зависят небеса и
[вся] природа. И жизнь его - самая
лучшая, какая у нас бывает очень короткое время. В таком состоянии
оно всегда (у
нас
этого не может быть), ибо его деятельность есть также удовольствие
(поэтому бодрствование, восприятие, мышление - приятнее всего, и лишь через
них-надежды
и воспоминания). А мышление, каково оно само по себе, обращено на само
по себе лучшее, и высшее мышление - на высшее. А ум через сопричастность
предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь
с ним и мысля его,
так что ум и предмет его - одно и то же. Ибо то, что способно принимать
в себя
предмет мысли и сущность, есть ум; а деятелен он, когда обладает предметом
мысли,
так что божественное в нем - это, надо полагать, скорее само обладание,
нежели способность к нему, и умозрение - самое приятное и самое лучшее.
Если же богу
всегда так хорошо, как нам иногда, то это достойно удивления; если
же лучше, то это достойно еще большего удивления. И именно так пребывает
он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума - это жизнь, а бог
есть деятельность; и
деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная
жизнь. Мы
говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так
что ему
присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть
бог.
Неправильно мнение тех, кто, как пифагорейцы
Спевсипп, полагает, что самое прекрасное и лучшее принадлежит не началу,
поскольку начала растений и животных хотя и причины, но прекрасно и совершенно
лишь то, что порождено этими началами. Неправильно потому, что семя происходит
от того, что предшествует ему и обладает законченностью, и первое - это
не семя, а нечто законченное; так, можно сказать, что человек раньше семени
- не тот, который возник из этого семени, а другой, от
которого это семя.
Таким образом, из сказанного ясно, что есть
вечная, неподвижная и обособленная
от чувственно воспринимаемых вещей сущность; показано также, что эта
сущность
не может иметь какую-либо величину, она лишена частей и неделима (ибо
она
движет неограниченное время, между тем ничто ограниченное не обладает
безграничной способностью; а так как всякая величина либо безгранична,
либо ограниченна, то ограниченной величины эта сущность не может иметь
по указанной причине, а неограниченной - потому, что вообще никакой неограниченной
величины нет ); с другой стороны, показано также, что эта сущность
не подвержена ничему и неизменна, ибо все другие движения - нечто последующее
по отношению
к пространственному движению . Относительно всего этого ясно, почему
дело
обстоит именно таким образом.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|