.
Александр Шойхет

Моему поколению  посвящаю. 

     Продолжая тему предыдущего лектора (Ефрема Бауха) о том, что литература может спасти 
этот мир (в докладе лектор упомянул совр. Философа Андре Глюксмана и его мысль о том, 
что после 11 сентября спасение может прийти только через литературу). Я хочу напомнить, 
что острие меча современного терроризма направлено прежде всего против Израиля и 
еврейского народа, так же как в 40-х годах Х Х века международный фашизм стремился полностью уничтожить евреев Европы.
     Я хочу также напомнить, что проарабская печать Европы и Америки обвинила в терракте 
11 сентября израильские спецслужбы (т. е. всех тех же ненавистных евреев ). И , что самое интересное, многие европейцы и американцы охотно приняли эту людоедскую версию. В 
период последней палестинской интифады мировое общественное мнение всецело оказалось 
на стороне  палестинских бандитов, а многочисленные жертвы среди евреев(в т. числе, новорожденные дети и беременные женщины) воспринимались в мире, как нечто само собой разумеющееся. Трехлетняя борьба израильтян за свое выживание не вызывает в мире 
сочувствия и поддержки ,в то время, как вылазки и терракты палестинцев воспринимаются, 
как справедливая борьба. Дело дошло уже до того, что недавно депутат германского 
парламента публично назвал евреев Израиля народом убийц(!). В чем причина  такой 
небывалой вспышки антисемитизма в мире, в котором сравнительно недавно (по 
историческим меркам), произошел Холокост? Казалось бы, народы Европы и бывшего 
СССР, на глазах, и с молчаливого согласия которых происходила вакханалия массовых 
убийств, должны были испытывать сочувствие к израильтянам -жертвам  арабского 
террора, но, увы, душой оказались на стороне исламских радикалов.
       Я полагаю, разгадка столь странной реакции  интеллектуальной элиты европейского сообщества, кроется именно в русской и европейской литературе 19-20 столетий, с ее антисемитскими традициями.
          К сожалению, многие  мыслители-философы и литераторы, которые по праву 
считаются выразителями традиции европейского гуманизма, одновременно выступали с откровенно антисемитских позиций. В этой «славной плеяде» совсем недавно оказался и 
такой известный российский писатель-правозащитник, Нобелевский лауреат, 
А. И. Солженицын.

«Двести лет  вместе» в свете европейских 
литературных традиций.

       На эту тему уже достаточно имеется и возмущенных, и смущенных откликов в 
российской и зарубежной прессе, в основном опять же со стороны еврейских  авторов. 
Надо сказать, что во всех  публикациях на эту тему, от угодливого повизгивания известного 
еврея-русофила Дм Быкова до блестящей отповеди Вал. Каждая («Новое время»), 
присутствует одна и та же ошибка. Во всех текстах проступает некая  о б и д а.  Как же так? - 
как бы вопрошают  авторы, - вот он, Солженицын, борец за правду, многолетний сиделец 
Гулага, Нобелевский лауреат, участник Великой войны, надежда и пример для подражания 
целого поколения диссидентствующих граждан СССР, (среди которых процент евреев опять 
же был непропорционально велик) -  как же это он посмел написать т а к о е про нас, евреев? 
      Возмущаться тут нечему. Великий «правдоискатель» Солженицын, страстотерпец и 
страдалец, прежде всего - русский человек и русский писатель. Именно поэтому он, по выражению В. Каждая и «плывет по мутной волне народного суеверия». Именно по  этой причине и исторический анализ у Солженицына превращается в «бытовые, сниженные до кухонного уровня размышления» о вредоносной приспособляемости еврейского народа. Это нормальный ход. И, хотя  надо отдать должное  блестящей полемике Вал. Каждая в «Новом времени» ( Москва), все же, по трезвому размышлению делать этого не следовало. Ибо 
«великий писатель Земли Русской» и все его почитатели останутся при своем мнении. Тот 
же Каждая упрекает Солженицына за то, что тот - «не сумел разглядеть» со своего «второго эшелона» погибших воинов-евреев первого (т. е. евреев-фронтовиков, павших на переднем 
крае. Возникает вопрос - не с у м е л  или  н е   з а х о т е л? Вероятнее всего - второе. Даже из беглого ознакомления с текстом «Двухсот лет...» ясно, что никакого «рукопожатия взаимопонимания» Солженицын не планировал. А как истинно русский народный писатель преподнес читателям полный набор тех самых тысячелетних - антисемитских взглядов и предрассудков накопленных  в  русском народе. Но разве он первый среди российских 
писателей прославился на данном поприще? Солженицын лишь продолжил старую добрую традицию в русской литературе - повторение всяческих вздорных мифов очерняющих 
еврейский народ . Тут нечему удивляться. Все мы, родившиеся и выросшие в СССР, много слышали (или читали) о великой воспитательной роли русской литературы. Несомненно 
великие российские литераторы оказали в свое время влияние и на росшего в 
интеллигентной среде Александра Солженицына, а их произведения  бесспорно сыграли 
свою воспитательную роль в формировании этой незаурядной личности.

Антисемитская традиция  в русской литературе.

    Начиная с «солнца русской поэзии», Александра Сергеича Пушкина прослеживается в российской литературе четкая позиция по поводу отношения к «жидам». Ну, во-первых, во 
время служебной командировки в Кишинев, известная фраза из письма «о лавках 
г р я з н ы х  жидов» и проч., знаменитая «Черная шаль»: «Ко мне постучался презренный 
еврей».
   Ростовщик-меняла Соломон в «Маленьких трагедиях», омерзительный тип, предложивший сыну скупого рыцаря, благородному Альберу, отравить отца. В «Песнях западных славян», 
(якобы перевод из Проспера Мериме) полные презрения строчки о жидах-предателях, 
которых сербские гайдуки вешали на деревьях, о жиде-колдуне, наведшем порчу на 
непорочную женщину и т. д.
        Если антисемитскую традицию в поэзии продолжили Тютчев, Фет и Алексей Константинович Толстой, то в  русской прозе пальму первенства несомненно удерживали 
Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский. Первый весело смеялся в «Тарасе Бульбе» по поводу 
тощих трусливых жидов, с воплями летящих в Днепр. Второй  грозил России всеми 
мыслимыми бедами, если она (Великая Русь) двинется по «жидовскому пути» развития. 
Избежали антисемитских высказываний в своих произведениях лишь М. Ю. Лермонтов, 
Л. Н. Толстой и И. А. Бунин. Тонкий интеллигент Чехов начал свою писательскую карьеру 
с сотрудничества с черносотенным «Новым временем» и в «рассказах Антоши Чехонте» не стеснялся в показе евреев в неприглядном свете. С возрастом, правда, опомнился, имел в 
друзьях Левитана.
    А. И. Куприн, автор прекрасных «Гамбринуса», и «Суламифи» тем не менее в личной 
переписке не удержался, обрушившись на молодых еврейских авторов: -Эх! Писали бы вы, паразиты, на своем говенном жаргоне и читали бы сами себе вслух свои вопли. И 
оставили бы совсем русскую литературу. Естественно, что такое отношение к евреям со 
стороны великих писателей формировало не только мнение простого народа, но и интеллигентного слоя россиян. За полтора века в русской литературе, этой главной воспитательнице российских умов и душ, не было создано  н и  о д н о г о  положительного 
образа еврея. Каким изображался еврей в произведениях русских писателей? В лучшем случае 
(как в купринском «Гамбринусе») еврей - это трусливое, хоть и доброе существо, испуганное 
и жалкое даже во гневе, достойное лишь снисходительного покровительства со стороны представителя титульной нации. Иногда, правда, проскальзывал образ «прекрасной 
жидовки», стремящейся вырваться из тисков «сурового иудейства» к светлому христианскому миру. Но это, как исключение. В основном же еврей в русской литературе -  маклер, торгаш, ростовщик, скряга, мироед и погубитель христианских душ. Истинный бог еврея -деньги. Мужество, отвага, честь, любовь к родине еврею не свойственны. Русские литераторы 
почему -то, не заметили евреев-гренадер, сражавшихся бок о бок со своими русскими 
товарищами на Шипке во время русско-турецкой компании, еврейских солдат, сложивших 
головы в Порт-Артуре и под  Мукденом в 1904 году. Как не заметили они героического п
орыва евреев-добровольцев (несмотря на погромы, процентную норму, унижения «черты оседлости») в августе 1914 года. Зато газеты 14-го года запестрели статьями и очерками о предательстве и шпионаже евреев в пользу Австро-Венгрии и Германии. И, практически 
никто из русских литераторов не возвысил тогда свой голос в защиту в который 
раз оклеветанного народа. К чему все это привело - известно. Как в 1905-м, (после русско-японской войны), так и в 1914-м, по России прокатилась волна еврейских погромов. 
И в них повинны не только черносотенный Союз русского народа и, как это было принято 
писать в учебнике истории, царское правительство, но и  русская  художественная 
литература в лице своих великих представителей.
       Нобелевскому лауреату А. Солженицыну было у кого учиться «сермяжно-посконной» методологии( выражение В. Каждая). Как ни горько это признавать, почти никто из великих русских литераторов  так и не сумел подняться над мутной волной народного суеверия.

«Интернационализм» советской литературы. 

     Ну, хорошо, скажет иной читатель, но тот же Солженицын вырос и сформировался как личность уже в советский период и читал не только русских классиков. К началу 2-й 
Мировой войны существовала довольно объемная советская литература, в которой напрочь отсутствовали антиеврейские высказывания. На первый взгляд это верно. Активное участие евреев в революции, гражданской войне и социалистическом строительстве, сравнительно большой процент евреев в руководстве партии, и, особенно, идеологическая установка большевистского правительства, все это как бы закрывает тему антисемитизма в российском обществе. Но, как это ни странно, герои-евреи в литературе советского периода практически отсутствуют. За исключением командира партизанского отряда Левинсона в фадеевском «Разгроме», и в поэме Э. Багрицкого «Дума про Опанаса» (командир  продотряда Коган), в произведениях классиков советской литературы Ал. Толстого, Катаева, Шолохова, Федина, Паустовского, Платонова, Олеши, сильные героические личности еврейского 
происхождения не встречаются. У Бабеля герои его Конармии - терские и донские казаки, 
а евреи - всего лишь жалкие местечковые жертвы гражданской войны. Все эти писатели 
были активными участниками описываемых событий и не могли не видеть евреев, 
достойных стать героями произведений  российской литературы. Можно по разному 
относиться к революции и гражданской войне в России, но нельзя было отрицать и не 
замечать героизма евреев, участников тех событий.
    И тем не менее советские писатели, среди которых были и евреи, старательно обходят «еврейскую тему» в своих произведениях.
    У стоящего в русской советской литературе особняком М. Булгакова «еврейская тема» присутствует, но со знаком минус. Продолжая традиции Н. Гоголя в русской прозе, Булгаков продолжает и традицию антисемитизма, правда делает это уже более утонченно, учитывая идеологию интернационализма, временно победившую в российском обществе. Евреи в произведениях Булгакова - проходные фигуры, но независимо от того принадлежат ли они 
к лагерю победившей пролетарской революции, просто запуганные обыватели, или 
эмигранты, все они крайне несимпатичные личности. И зарубленный насмерть 
петлюровским сотником Галаньбой снабженец гетманской армии, выскочивший на улицу 
в поисках акушерки (жена рожает!) («Белая гвардия»), и «тараканий царь» Артур Артурович, эмигрант в Стамбуле («Бег»), и преданный делу революции местечковый дурак Швондер («Собачье сердце»), и руководитель научной лаборатории комиссар Рокк, подвергший 
молодую Республику смертельной опасности («Рокковые  яйца»), - все они мелкие, жалкие, омерзительные, недостойные уважения люди.
     Но и после того как пронеслась над человечеством 2-я Мировая война, принесшая евреям Европы и СССР Холокост, даже после этого периода, названного в еврейской истории 
временем Катастрофы и героизма, не появилось в российской литературе ни одного 
героического образа еврейского происхождения. Русские, украинские, белорусские 
литераторы «еврейскую тему» замолчали. Не было но Катастрофы, ни героизма. Советский, 
да и западный читатель узнавал о подвигах героев Бреста и Аджимушкая, о Гастелло и 
Матросове, о сержанте Павлове и Николае Кузнецове. Среди Героев Советского Союза и Кавалеров Ордена Славы отмечали наряду с великим русским народом и представителей 
других братских народов СССР, вплоть до тувинцев, чукчей и нганасанов. Евреев - героев 
войны - не было. Не было подпольщиков Ковенского форта. Не было еврейских 
партизанских отрядов Белоруссии, не было героев танкистов, братьев Вайнтруб, не было 
Абрама Левина., закрывшего собой абразуру за год до Матросова, не было летчиц полка 
ночных бомбардировщиков -Героев Советского Союза Лии Литвяк и Полины Гельфман, 
не было расстрелянного комиссара Брестской крепости Фомина, не было Цезаря Куникова, командира десанта на Малую землю.
        Российская советская литература продолжила и укрепила добрую традицию  русской классической литературы : о евреях либо ничего, либо - плохо. А как же обстояли дела в 
этом вопросе в литературе Европы?

Гуманная  европейская литература.

     Оставим русскую (и советскую) литературу на время в покое. Русская литература 
сравнительно молода, менее 2-х столетий, истоки ее, как ни крути, в европейской 
литературной

традиции, основу которой составляют идеи гуманизма. Но встречается ли у авторов, следующих европейской  гуманистической традиции (в т. ч. в литературе) 
позитивное отношение к еврею? Нигде, кроме как у Кристофера Марло (трагедия 
«Мальтийский еврей»), мы не найдем сочувственного отношения к евреям. Шекспировский 
купец Шейлок и бальзаковский ростовщик Гобсек, нищий оборванец Фейгин («Оливер 
Твист» Диккенса), и авантюрист-магнетизер Свенгали (в  романе Эжена Сю «Трильби»), - 
все эти герои принадлежат разным слоям населения, они живут в разных странах, их 
разделяют большие отрезки времени, но все они  одинаково отвратительны. Даже великий интеллектуал и умница Анатоль Франс не удержался, изобразив в знаменитой «Харчевне королевы «Гусиные лапы» - мерзкого ростовщика и чернокнижника Мозеса, от которого 
сбегает собственная дочь (разумеется с христианином). 
      То же самое мы видим и у великих французских просветителей 18-го века, Жан Жака 
Руссо, Вольтера, Дидро. Практически все, написанное о евреях смело можно отнести к 
тому же самому пережевыванию антисемитских взглядов. Почти никто из писателей 
Старого Света 19-го и первой трети 20-го века не написал о евреях ничего позитивного. В европейской литературе не известно ни одного положительного героя-еврея. Из крупных писателей Европы удержались от падения в позорную яму антисемитизма пожалуй, только 
Эмиль Золя, Мопассан, Дж. Джойс и Э. М. Ремарк. Если духовная элита христианской 
Европы находилась на таком уровне, что же тогда требовать от остальных?
     Не в этом ли разгадка  победы  нацистской идеологии на европейском континенте и Катастрофы европейского еврейства? Мировое общественное мнение, сформированное 
отчасти христианской традицией, а отчасти и произведениями литературы, сыграло 
зловещую роль в уничтожении евреев Европы.
     А теперь, возвращаясь к заданной теме, зададим себе вопрос - мог ли Александр 
Солженицын, подняться выше Шекспира и Пушкина, Данте и Вольтера, Бальзака и 
А. Франса? Мог ли удержаться от падения в антисемитскую яму, как Э. Золя, Л. Толстой 
или Д. Джойс? Наверное, для этого надо было обладать другим уровнем духовной культуры, другим видением мира и другим природным умом.
 

     Но дело не в одном Солженицыне. Сегодня, как и  шестьдесят с лишним лет назад, 
многие современные интеллектуалы ставят на ту же лошадь, что и их предшественники в 
Европе 30-х годов. Доктор историч. наук Ирвинг читает в университетах Старого и Нового 
Света лекции в которых отрицает Холокост, называя его «еврейской выдумкой». Выходят в 
свет научно-популярные книги известного ученого-этнографа Льва Гумилева, где автор на полном серьезе доказывает враждебность евреев-ашкеназов всему  укладу европейского христианского мира и рисует самыми черными красками чуть ли не заговор еврейских 
купцов и раввинов Хазарского каганата против молодого Русского государства. 
Распространяется на всем постсоветском пространстве труд академика И. Шафаревича «Трехтысячелетняя загадка», в  котором в лучших геббельсовских традициях (с поправкой 
на совр. реалии) с ссылкой на других авторов-антисемитов, обрисовывается власть 
«еврейства над всем миром». Я назвал лишь наиболее известных и популярных у 
сегодняшнего читателя авторов. Все они принадлежат к интеллектуальной элите своих 
стран, являются властителями дум и авторитетами среди образованных слоев населения. 
В современной литературе Европы, Америки и России как и в начале Х Х-го века нет положительных еврейских образов, скорее наоборот.  В сегодняшних СМИ 
телекомментаторы, журналисты, культурологи, писатели создают отрицательный образ  еврейского народа-оккупанта, гонителя слабых, угнетаемых палестинцев. Мы, евреи, как 
и шестьдесят лет назад стоим перед огромным рвом, куда нас снова пытаются столкнуть 
на этот раз исламские радикалы под радостное улюлюканье «прогрессивного 
человечества». И вряд ли  современная литература, в том виде, в коем она сегодня 
существует, сможет спасти евреев, а с ними и все цивилизованное человечество.

Пасынки Великой России.

     Не надо обвинять Солженицына. Не надо приводить статистические выкладки о 
количестве павших на фронтах евреев и о процентном количестве евреев среди Героев Советского Союза. Не надо объяснять русским  лабазникам про солдатских матерей-евреек, 
и про их могилы на подмосковных кладбищах, потому как наверняка найдутся подонки, 
которые пойдут и осквернят. Я полагаю, А. Солженицын прекрасно  з н а е т  статистику 
и еврейских смертей и наград за  доблесть. Не надо возмущаться тому, что он, проведший 
войну в тыловой батарее, имеет наглость подсчитывать число евреев, воевавших на 
передовой. Дело в том, что он для России  с в о й,  к о р е н н о й.  Потому и имеет право 
быть  в с я к и м. Храбрым, трусливым, честным, подлецом, дезертиром, героем. Он 
прекрасно знает, что его никто не осудит за то, что не пошел в сорок первом добровольцем 
на фронт, а был призван и начал войну в гужтранспортном батальоне, т. е. обозником. А 
вот он судить российских евреев (причем всех оптом) имеет право. Самое интересное, что 
ни Солженицыну, ни кому -либо другому в России почему-то не приходило в голову 
проверять процентное соотношение участников войны и героев Советского Союза среди 
грузин, армян, татар, узбеков, хакасов. Проверке на героизм и патриотизм подлежат в 
России только евреи. Это касается не только последней, 2-й Мировой войны. Та же самая 
картина наблюдалась и в  российских войнах 19-го столетия, и, как я уже говорил, и в 1-й Мировой. И тогда тоже находились предтечи Солженицына, журналисты и писатели, 
которые, сидя в тылах, клеветали на еврейский народ, провоцируя мутную волну 
погромов, в то время, как тысячи еврейских добровольцев гибли в Мазурских болотах и 
на галицийских полях.
     Солженицын, выступая от имени русского народа, обвиняет евреев в отсутствии 
«львиного порыва» в защите русского отечества. Русский человек испокон веку унижавший 
еврея бранными прозвищами, похабными анекдотами, процентной нормой приема в 
институты, чертой оседлости, погромами, кровавыми наветами и проч., в то же время 
т р е б у е т  от еврея беззаветного патриотизма и любви к Матери-Родине. И даже примеры героизма евреев, как пишет тот же Солженицын, «ничего не доказывают» русскому человеку. Потому как он, воспитанный, с одной стороны, той самой народной молвой, а с другой 
стороны - произведениями русских классиков, просто  н е   х о ч е т  этого видеть. 
     Мне невольно вспоминается спор двадцатилетней давности с одним из активистов 
общества «Память». Тогда я тоже приводил статистические данные о числе воевавших 
евреев, называл цифры погибших ( те же 205 тысяч ), и Героев Советского Союза (кстати, 
их было 158, а не 150, как у Каждая!), на что тот активист-патриот, человек далеко не 
глупый и весьма информированный, скептически ухмылялся. Не выдержав его ироничного 
тона, я вытащил из своего портмоне несколько фотографий своих близких родственников 
(к тому времени уже умерших), в военной форме с боевыми наградами. Он внимательно 
рассмотрел их, заметив, что они мало похожи на евреев, а затем, возвращая мне фотографии, ответил: «Что ж, может быть, ты в чем-то прав по поводу еврейского участия (в войне )... Но мне    у д о б н о  думать  и н а ч е, понятно?»
     Нобелевскому лауреату А. Солженицыну тоже  у д о б н о  думать и писать не в 
соответствии с объективной статистикой Мировой войны, а в соответствии с неким 
«народным» чувством. Потому что если взглянуть правде в глаза, то и правозащитнику Солженицыну и всем тем русским людям, в которых еще не совсем  угасло чувство 
природной совести, должно почувствовать стыд и страх. Стыд за подлое предательство 
2,5 миллионов своих сограждан в период Великой Отечественной войны, за а к т и в н о е  соучастие в убийствах граждан еврейской национальности на всех оккупированных 
территориях бывшего СССР. И страх перед  грядущей расплатой (неважно - перед 
Всевышним ли, или перед лицом будущего человечества) за совершённый геноцид. Ибо, 
если немецкий народ заплатил  дорогую цену за политику массовых убийств, прошел денацификацию и испытал раскаяние за содеянное зло, то славянские народы Восточной 
Европы, соучастники уничтожения евреев, никакого наказания не понесли, никакой вины 
за собой не чувствуют, и, соответственно не испытывают и раскаяния. Более того, сегодня  «теоретики» национал-патриотизма обвиняют евреев в умышленном геноциде(!) 
славянских народов. Господину Солженицыну надо бы не подсчитывать, сколько евреев приходилось на 1000 фронтовиков, а сесть и задуматься над вопросом - почему евреи, так 
храбро и беззаветно сражавшиеся на фронтах 2-х Мировых войн, сначала за Россию, потом 
за Советскую Родину, в конце минувшего века проголосовали ногами, эмигрировав в 
Израиль, США и (самое парадоксальное) Германию!? Для многих и многих евреев само это эмигрантство стало внутренней трагедией именно потому, что Россия была для них 
р о д и н о й  и, если они покинули ее, то не из-за того, что «впереди маячил, без сомнения, 
свой Израиль», а лишь по причине  глубоко въевшегося в подсознание «массы славян» зоологического антисемитизма. Горько было постоянно ощущать себя пасынками великой 
страны, ради которой было пролито столько крови и слез.
     Очень странно, что Солженицын назвал свою книгу «Двести лет  в м е с т е». Во-первых, евреи проживали на территории Древнерусского государства как говориться, со дня 
основания оного, а на территории Российской Федерации (Сев. Кавказ), и соседней 
Украины (в Крыму) с начала нашей эры. То есть, не 200 лет, а  больше тысячелетия. И 
потом, почему это - в м е с т е? Правильнее было бы сказать - на одной территории. Вот, например, в древней Спарте, илоты и спартиаты  проживали на одной территории, 
говорили на одном языке и, в случае большой войны, даже сражались в одном войске. Но 
ни один, самый циничный античный писатель не посмел бы заявить, что они живут 
вместе. Ибо илоты были рабами, а спартиаты - хозяевами. Разумеется, нравы в рабовладельческом обществе были более жесткими и рабы древней Спарты были более бесправны, чем евреи в николаевской или сталинской империи, но суть отношения народа-угнетателя к угнетенному во все времена одинакова. И тот факт (или факты), что большинство евреев в СССР имело высшее или специальное образование, что были евреи-преподаватели вузов, высшие офицеры армии, конструкторы военной техники, 
лауреаты госпремий и (даже!) чиновники в высшем партийном аппарате, все это говорит 
лишь о талантах, упорстве и умении приспосабливаться к обстоятельствам. В империях древности, в Египте, Вавилоне, Персии, Риме, тоже были евреи, приближенные к 
царствующим особам, что весьма слабо сказывалось на положении бедных еврейских масс.
     «Надо нам понять друг друга, надо нам войти в положение и самочувствие друг друга», - восклицает Солженицын во 2-м томе своего опуса, но при этом, увы, не делает даже 
слабой попытки взаимопонимания, подменяя строгий и честный  исторический анализ отношений двух народов, хорошо продуманной ложью.
        «Не знаю, найдется ли еврей-фронтовик, который протянет в ответ Солженицыну 
свою руку» - так завершает свою полемическую статью московский журналист Вал. Каждая. 
Я полагаю, большинство евреев-фронтовиков не дожило до позорной книги Нобелевского антисемита, а те, кто еще жив, коротают свой век вдали от бывшей родины, так же как их 
дети и внуки. Еврейские общины стран СНГ год от года сокращаются и, по прогнозам 
демографов в ближайшие 10-15 лет завершат свое существование. «Рукопожатие» не 
состоялось, и слава  Б-гу! Русские, украинцы и белорусы будут жить дальше без евреев и это 
к лучшему, ибо не будет у них более соблазна обвинять евреев в собственном головотяпстве, лени, спаивании народа, воровстве, предательстве интересов государства. Ну, а мы, 
нынешние граждане Израиля, по совету великого Зеэва Жаботинского, гордо повернемся 
спиной ко всем обвинениям и обвинителям, переможем всплески ностальгии по 
оставленной родине, научимся жить, как свободные люди, не стыдясь своего 
происхождения, не идя на компромиссы с врагами, отстаивая свои национальные 
интересы перед лицом остального мира.
     А  бывшему  борцу с тоталитарным режимом и нынешнему национал-монархисту Солженицыну можно напомнить старую русскую поговорку : «Была без радости любовь, 
разлука будет без печали». 

==============================
============= 

                                                          Было опубликовано в  израильской газете «Секрет» 14.09.2003 г.

<..........................................>

_____________________________________________________________________________________________

п