.
V I I I. ЗА КОТЕЛОК БАЛАНДЫ...
Нам повезло, что мы были заняты на строительных
работах. Ибо в самом лагере обстановка с каждым днем все больше накалялась.
Радомский совершенно озверел. Он не уезжал домой, не застрелив за день
двух-трех человек.
Обычно начальник приезжал рано утром и начинал
с того, что заставлял одну из сотен до изнеможения делать варварскую «зарядку».
На тех, кто ему почему-то не понравился, он натравливал собаку. Рэкс бросался
на несчастных и вырывал из человеческих тел куски мяса. Штурмбаннфюрер
после этого успокаивался.
Что это ему давало? Неужели подымало настроение?
Сейчас, по прошествии полувека, я изредка задумываюсь над этими вопросами,
но не нахожу ответа. Может быть, на такие должности нацисты
специально назначали людей с садистскими наклонностями? Ведь чтобы терзать
беззащитных людей, а тем более лишать их жизни, нужно иметь какое-то особое
нутро с полным отсутствием сострадания, с жаждой крови...
Когда все узники - более 2500 человек - единым
строем шли по лагерю, Радомский, стоя на специальном возвышении, самодовольно
сопровождал нас зверским взглядом. У его ног обычно всегда лежал Рэкс.
Трудно было определить, в ком из них больше злости. И что может сейчас
выкинуть этот озлобленный человек.
Видя эти зверства, сотники и бригадиры тоже
усилили и без того непомерную жестокость. Все они старались перед начальником
продемонстрировать свое рвение, а он самых преданных подбадривал какими-то
только ему понятными репликами на немецком языке.
Врезался мне в память один жуткий эпизод.
Штурмбаннфюрер всегда присутствовал в лагере во время обеда. И вот однажды
какой-то голодный дистрофик решил схитрить. Получив баланду и на ходу выпив
ее, он встал в очередь за следующей порцией.
Это заметил Радомский. Сверкнув очками, за
которыми скрывались серые, как сталь глаза, он двинулся в сторону испуганно
озирающегося дистрофика. Офицер схватил его за шиворот и оттащил бедолагу
на несколько шагов в сторону. Спокойно вынув из кобуры браунинг, он заставил
несчастного лечь лицом вниз и на глазах у всей очереди его пристрелил.
Котелок и ложку убитого, которые валялись
рядом с корчившимся в конвульсиях телом, тут же подобрал тот, у кого их
не было...Одним котелком у нас часто пользовались два человека. Ложки имелись
далеко не у всех. Поэтому гущу от баланды многие подбирали руками, а затем
дочиста языком вылизывали остатки пищи...
В тот же вечер только в нашу землянку не вернулись
двадцать человек. Поговаривали, что эту акцию тоже провел Штурмбаннфюрер.
Мы заняли места расстрелянных. Особенно долго о случившемся не переживали.
Каждый рассуждал так: вполне возможно, что завтра и с нами подобное произойдет,
а затем кто-то займет наши места...
Хочу еще кое-что рассказать о лагерных умельцах
и нашей самодеятельности. Это звучит неправдоподобно, но все-таки она у
нас существовала. В нашей огромной землянке судьба собрала вместе людей
самых разных профессий: плотников, сапожников, токарей, парикмахеров.
Была здесь и интеллигенция: учителя, врачи, художники, музыканты, даже
один театральный критик. Поэтому вечером, после нашей основной работы,
в землянку к нам приходили бригадиры и сотники. И сразу же открывался своеобразный
«дом быта». Чинили обувь, шили и перешивали одежду, ремонтировали часы.
Вплоть до того, что брались за стирку - лучшей прачкой был скрипач Табаков.
Чем только мы не занимались, обслуживая и угождая этой паршивой «элите».
А расплачивались они обычно пайкой хлеба. Ну, а кто жадничал, тот и вовсе
ничего не давал.
По вечерам из бригадирской землянки присылали
за артистами. Коменданту Антону Прокопупе, например, нравилось, как танцует
и поет Иван Талалаевский. А по воскресным дням давали концерт для всего
лагеря. На него из Киева прибывал сам фон Радомский со свитой офицеров
СС.
Это были удивительные, ни с чем не сравнимые
концерты. Несмотря на свое состояние: постоянный голод, тоска по близким,
изнурительный труд, артисты во время выступления должны были изображать
бодрость и даже веселое настроение.
Комендант Прокопупе каждый номер обычно на
своем ломаном русском напутствовал одним и тем же шутливым, с его точки
зрения, требованием:
- Исполнять надо карашо - иначе будет плёхо!
Песни на таких концертах пел солист оперного
театра Владимир Веселый, а разные сцены из спектаклей разыгрывал актер
русской драмы Александр Шереметьев. Особенно тяжело было смотреть на Веселого.
Так и хотелось, чтобы при объявлении очередного номера его театральную
фамилию называли Грустный или Печальный. Один вид его чего стоил. Все лицо
в синяках и шрамах. Одна нога в галоше, другая - в порванном ботинке. Одет
он был в солдатское заношенное галифе и всю в дырах рубаху...
И это было настоящей пыткой смотреть на артистов.
Во что неотесанные эсэсовцы превратили людей талантливых и высококультурных.
Мы видели, как им тяжело. А тут еще эти настоящие бандиты издеваются не
только над ними, над их искусством, но и над всеми нами. Должен признаться,
что глядя на душевные и физические страдания мастеров сцены, у каждого
из нас куда-то отступала и собственная боль...
<...................................>
_____________________________________________________________________________________
|