продолжение
.
 

   Баухауз в переводе с немецкого значит «строят дом». Принцип: что красиво, то целесообразно. Максимальная целесообразность здания, искоре-нение тех деталей или украшений-излишеств, которые не служат целям жилищного удобства. Час-то баухауз идентифицируется с функционализмом. Но это не совсем так, потому что функционализм: целесообразное есть красивое. Здесь доминирует прагматический принцип, в то время как в баухаузе эстетика. Баухауз должен был продемонстрировать возможности современной архитектуры: стекло, железобетон, алюминий. В наследиях «ретро» он не нуждался. Геометрически здание баухауза должно быть скомпоновано так, чтобы человек, глядя на него, видел примые линии изгибающимися. Видел иллюзорность явлений, которых в жизни нет. Здания должны выглядеть элегантными, даже если он и сделаны из тяжелых материалов. 
    Первый баухауз был построен вДассау в Германии в 1926 году (начало строительства в 1925-м) архитектором Вальтером Гроппиусом. В 1995 году в Тель-Авиве был международный фестиваль бау-хауза. Архитекторы баухауза с приходом фашизма эмигрировали из Германии. Сначала они пытались прижиться, даже писали Геббельсу: гордятся, что именно в Германии появился новый стиль в архи-тектуре и изопластике, стиль промышленного века, что это - революция, - но Геббельс, министр пропаганды, ответил: нацистская Германия не нуждается в еврейско-большевистском искусстве. Архитекторы эмигрировали из Германии, часть - в США, другая - в Израиль, Эрих Мендельсон, например, и др. Они и стали основателями тельавивского баухауза, здесь столица баухауза (более 150 домов), в то время как в Германии все дома этого стиля разрушены войной. В США домов баухауза было немного, они сменились новым стилем - конструктивизмом, или дизайном. 
    Вообще тельавивский баухауз очень резко отличается от американского. Он вовсе но ставит своей целью продемонстрировать достижения в использовании материалов, стекла, например. Тельавивский баухауз - это нс стеклянные дома, это - изгибающиеся балконы и лоджии (болоджи) по всему пространству здании, по всему этажу. Тельавивский баухауз полон настроения. Он должен создать настроение комнатного, пусть несколько тяжеловесного, но психологизированного уюта. Центральная площадь Тель-Авива, площадь Зины и Меера Дизенгофа, напоминает интимную комнату. Автор ее - архитектор Геня Авербух, которая выиграла конкурс на лучший проект центра Тель-Авива, составив круглую площадь из шести одинаковых по архитектуре трехэтажных зданий. Но эти здания различны по длине, они огибают площадь, и площадь напоминает тарелочку. Здесь в основу положен принцип уже даже не баухауза, а концепта: одинаковые здания образуют легкий, с почти незаметными отклонениями друг от друга в плане длины или других нюансов, они создают ощущение необычайной легкости и... площади. 
    Первоначальный проект Гени Авербух был несколько изменен, поскольку архитекторы поняли, что огромные деревья закроют часть зданий. Поэтому несколько домов надстроены (в один или два этажа), рядом с шедевром Гени Авербух (дом .11) архитектор Арье Шарон построил в стиле Авербух другое здание, угловатое, на этаж или на два выше, оно также имеет изгибы, как и дом 11, но это здание явно придумано мужчиной (единственный известный мне пример супружества зданий в архитектуре, идеальная супружеская пара). Рядом стоят два здания - отель (дом 11) и тоже гостиница Арье Шарона в более резких формах. Идея осталась, но стала глубже, площадь напоминает уже не тарелочку, а комнату со шкафами, диванами, но создает ощущение интима. 
    Рядом с домом 13 (тоже Гени Авербух) - надстроенное здание. Оно перекликается со зданием Арье Шарона, этакий диванный стиль. Сейчас, к сожалению, правая часть дома 11 застеклена (лоджии и др.), но большие деревья делают эту часть дома невидимой, левая же часть реставрирована, побелена, сняты несколько квадратов, что сделало эту часть и все здание более легким. Это о доме N 11 Гени Авербух. Гене Авербух, израильскому Корбюзье, не повезло. Несколько ее зданий уничтожили кабланы (изумительная была вилла по улице Бялик). Это потеря невосполнимая, о чем говорит реставрированное здание в этом же стиле на сдерот Ротшильд (три баухауза). И еще одно здание в стиле арт-нови, дом Левина (номер 46). Необычайно красивое весеннее здание, тельавивский арт-нови. Автор - классик Иегуда Магидович. Многие его работы сохранились. Страшная потеря - потеря кафе на берегу моря. По своей легкости и фантастичности, такой, что ли, беседочности, оно было исключительным... Все это работы Иегуды Магидовича. 
   

Напротив дома Левика стоял дом Ковалькина, более сложное здание Иегуды Магидовича, оно настолько обветшало, что просто рушилось. Архитекторы боролись за спасение этого шедевра, увы... Это - одно из лучших сооружений стиля арт-нови в Тель-Авиве.. 
    Но вернемся к баухаузу. Среди реставрированных или воссозданных самым прекрасным является дом Якова Пинкерфельда по сдерот Ротшильд, 75. Сколько ни смотришь на это здание, оно никогда не может надоесть. Это как сияние. В особенности среди этого безликого шоссе, и вдруг - озаряет сияние, шедевр, элегантнейшее, даже девическое здание... Там, правда, снесли флигель... Здание продолжалось уже не по бульвару, по улице, без флигеля стало как-то непривычно... Но, оказывается, в проекте флигеля не было, он был потом пристроен. И, действительно, здание кажется игрушечным с несколько припухлым основанием, изящным портиком... Все же это модерн, скорее полет птиц... Я всегда специально заворачиваю, чтобы посмотреть на это удивительно нежное здание... Реставрирован шедевр Рихарда Кауфмана по ул.Идельсона, 23 и Хесс, 21. Там была выставка венского баухауза... Эти здания в натуре красивее, чем в альбоме... И на этаж выше, чем по первоначальному рисунку... Недавно реставрировано здание по Ахад Гаам, 49. Тоже необычайно красивое, элегантное... Оно в альбоме тоже не смотрится, замызгано, а здесь к фестивалю баухауза его реставрировали - прекрасное здание. 
    Замечательный образец баухауза - дом по улице Хавевей Цион, б5, где улица Хесс пересекается с Мендели,30. 
    Оно, правда, не отремонтировано, но сохраняет свою красоту, задушевность.Тель-авивский баухауз отличается от хайфских или иерусалимских домов (монументально-изысканных) своей интимностью. Иерусалимский баухауз известен, в основном, по работам Эриха Мендельсон и Леопольда Краковера. Постройки Мендельсона в Иерусалиме легко отличить от других. Некоторые из них отличают рельсы над этажом, над окнами, четыре выступающих железных стержня... В них наблюдается сочетание массивных геометрических кубообразных форм и крошечных малозаметных полуовальных балкончиков. Они создают впечатление изысканности, очарования... 
    У Леопольда Краковера совсем другие мотивы. В нем большая затаенность, что-то мистическое... Cвойственное Иерусалиму... 
    Есть в нем элементы еврейской философии... Во всем мире известно здание Эриха Мендельсона - госпиталь «Хадаса». Это - каменный поезд, идущий и каменный город...

<..................................>

 
п