.
Приложение № 1 к главе 9. Дендичка Лихоев.
Роман-гурман Дендички Лихоева «Смотрите,какой
у меня, у Дендички, симпатичный...», сотряс советско-эмигрантский континент
как падение шлеЙфастой кометы. Странички о симпатичном Дендички собрали
признательную дань подтверждающего выдвинутый тезис успеха - у всех тех,
кто в глубине души не уверены в симпатичности их собственных
(подобная неуверенность типична для многих советских людей). В самом
деле, прожить
годы в СССР и не иметь возможности не только типографски, но просто
во всеуслышанье и всеувиденье провозгласить такую законную, природой данную,
такую нестыдную и
советской властью репрессированную - симпатичность!
В романе отсутствие малейшего желания разобраться
в окружающей американской
жизни, малейшего интереса к ней, огульные и безответственные, чисто
эмоциональные охаивания её - были тоже приятны эмигрантской шатии, ибо
дали возможность
отреагировать «в невинном - литературном только ключе» раздражение
на друговость
Америки, на то, что Америка скроена не по Махачкаласски.
Интересно, что «Дендичка», по «заявочке» названия
книги ориентированный на
высветление сугубо индивидуальных моментов в герое и его судьбе, на
деле оказался
предельно типично-описательным и массово направленным. Вместо
описаний индивидуального, данных индивидуально - описания всехского,
данных по
всехскому. Начиная с выражений «я её люблю» вместо раскрытия того,
что этим штампом покрыто (десятки раз на протяжении книги заменившего то,
что могло бы быть ощущаемо индивидуально), и кончая общей трафаретной публицистичностью
языка - вся вещь стандартнолика. В этом одна из причин её успеха и один
из факторов её - соцреалистической преемственности. Читатели «Дендички»
идиэдничают точно так же (познавая коллективно-коммунального человека вместо
персональности), как читатели любого соцреалистического романа.
Непроизвольно следуя «законам» соцреалистической
идеологии Дендичка-автор
граблями нивелировки сгребает листья черт стандартного человека в кучу
номинально индивидуальной формы. Состоит эта куча из сугубо типичных,
не персональных элементов.
Говоря о герое-Дендичке-люмпен необходимо
отделить его «образ» от так называемого «подпольного человека русской литературы»,
на обветшавший скелет которого натягивают Дендичкину кожу те, кто норовит
в эмиграции наращивать капитал на литературных
аналогиях. Подпольный человек отвергает мир, но не строит собственное
бытие на этом отрицании. Он всегда имеет прихотливую, подчас витиеватую
«философию», самоё по себе интересную и оригинальную в экзистенциальном
смысле. В отличие от Дендички
подпольный человек - индивидуальность, и может быть только пасынком
действительности, построенной на похожести и типичности. Он - падшая уникальность,
карикатура на
человеческую неповторимость. В отличие от подпольного человека Дендичка
не только
типичная типичность, не только существо без развитого мира в себе,
но и типичный тоталитарист, отрицающий не внешний мир, а друговость его
- то, что ему чуждо и
непонятно.
Дендичкина «любовь» не только типично названа,
но и типична в своей
порнографической фиксации, в том жирном намёке на «чувства», который
делается тощими прозаизмами, бытовизмами и вульгаризмами. И показана типичность
«любви» этой
типично - только внешне, без образа тайны именно этой любви, без вскрытия
её жил и
поджилок.
Безнадёжный реализм изложения, беспомощная
однозначность слов, алкогольная
шаткость фраз, легко прерывающееся дыхание нервического подростка,
элементарность
языка - всё это говорит о люмпенпролетарских задворках соцреалистического
быта.И как предшественников Дендички-героя надо искать в пролетарской литературе
раннего
периода,
в русско-пролетарской бунтоватости на коленях, так и предшественников
Дендички-автора надо искать среди рабоче-крестьянских прозаиков 10-20-х
гг.
Поскольку Дендичка «некритически отвергает»
«другую» страну, не-Россию, его
целесообразно сблизить именно с «критико-реалистической» ветвью соцреализма,
отвергающей Запад - чуждое, мрачное, декадентское. Этот роман - продолжение
в эмиграции соцреалистической традиции, трактующей на протяжении уже стольких
лет советской
власти то, «как плохо жить на Западе», «как ужасен Запад», «какие монстры
там живут», «как погибают люди в Америке», и т.п. Конечно, люмпенпролетарское
упрощение сказалось и
здесь - отрицание Америки ведётся не от иконы какой бы то ни было доктрины,
а просто
огульно, от метаний коленного рефлекса. Это «протест» без (идеологических)
выкрутас и (философских) инкрустаций. Протест подпольного человека - экзистенциальный
протест
против мира. Протест соцреализма - идеологически-шовинистический против
Запада.
Протест эмигрантского люмпенпролетария - тоже против Запада, но - голый,
бесплатформный, без идеологической (как в соцреализме) или
индивидуально-психологической (как у подпольного человека) пазухи.
Протест
эмигрантского люмпена против Америки - с камнем, но без пазухи, и потому
просто
зажатым в руке, как у до-пращура.
В целом, «Дендичка» - это интерпретация Америки
в соцреалистическом духе,
подмоченная люмпенпролетарской психологической неустроенностью и неотёсанностью
чувств, мышления, характера. И в этом ещё раз несоизмеримость ни с
«подпольным
человеком», ни с «социально отверженными» характерами русской литературы.
Эти
последние - самородки «из низов» были и богаче душевно, и сильнее индивидуальностью
.
Дендичка Лихоев - персонификация тоталитарно-люмпенпролетарского
бессознательного всякого советского человека. Он - эссенция душевного ядра
массового советского эмигранта.
В нём цинизм становится наивностью, культурная недоразвитость кондовостью,
нетерпимость/игнорирование друговости мира - спонтанностью, примитивный
нарциссизм - редуцированной формой само-созерцания, стандартность натуры
- причастностью к общечеловеческому.
«Дендичка» имеет успех не только в советской
эмиграции, но и в Европе. И не трудно догадаться, почему. Частично это
обусловлено антиамериканскими настроениями
европейских «левых» и «левеющих», частично просто досужим интересом
к жизни
сравнительно недавно «открытого» на Западе антропологического вида
- советского
эмигранта. На «Дендичку» взирают через литературное стекло антропологического
террариума.
Будучи проекцией загнанного советского бессознательного,
Дендичка - тип, не личность.
К нему подходят с инструментарием для классификации. Его измеряют и
взвешивают. К
нему подходят так, как он того и заслуживает: прокрусто и просто как
к информации о
появлении в «американском выгуле» нового типа существ - советских эмигрантов.
<.........................>
_____________________________________________________________________________________________
|