.
СОН СКРИПАЧА
Он спал, разметавшись,
свисала рука, касаясь пальцами пола,
он, кажется, ими еще шевелил,
словно перебирая струны арфы
(он в детстве мечтал стать арфистом,
но во время войны это казалось несбыточным
и смешным, да и слишком красивым - «арфист!»).
И стал он учиться играть на старенькой скрипке,
которую случайно нашли во время эвакуации
на дороге, верней у обочины - почти неправдоподобно -
в торбе вместе с буханкой хлеба, сушеным мясом и
коричневой пуговицей...
И стал он учиться играть на старенькой скрипке:
образ скрипача, владельца торбы, не выходил из головы,
верней, он стоял перед глазами -
высокий, худой еврей с большими слезящимися глазами,
он красными скрюченными пальцами держал смычок
и играл, играл, играл, а музыки не было слышно,
а на пальто, висевшем на нем, как на вешалке,
болталась единственная коричневая пуговица.
Так он часто видел его во сне и пугался, что надо ведь
скрипку чужую отдать, скрипку отдать - ведь стыдно,
скрипка вовсе чужая, и вот он, владелец, пришел -
и поэтому ничего не слышно, что он играет...
И он просыпался, и искал свою скрипку, и плакал, найдя,
и отдавать ни за что не хотел свою чужую скрипку...
И однажды тот высокий худой пришел и сказал,
да,
он впервые сказал, да, он так и сказал:
надо, чтоб кто-то на ней играл, иначе она умрет,
как умер и я в 42 году на той зимней дороге.
Он играл потом в разных оркестрах, вел партию,
а потом стал и вовсе солистом, и премьером, и лауреатом,
и в разных странах и в сельских клубах,
а в кармане всегда, словно случайно, вместе с платком
и сигаретными крошками, всегда, словно случайно,
обнаруживалась коричневая пуговица от пальто...
И он спал теперь, разметавшись, после концерта,
спал так крепко, что ему ничего не снилось.
<......................>
______________________________________________________________________________
|