.
.
21
В чем наша вера?
Прекрасно помню, с чего это началось. Пришли
Рената Г. и
Коля П. Я в это время то ли посуду мыла, то ли картошку чистила,
а они пытались вежливо оттолкнуть меня от мойки и все за меня сделать.
Разговор, с которым они пришли с улицы, между тем, не прерывался. И я услышала,
что Рената говорит о своих сложных отношениях с богом, о том, что она,
в конце концов, в него уверовала. Я могла бы и промолчать, конечно, но
откликнулась, причем довольно небрежно:
- Брось! Ни во что ты не веришь, так, модничаешь...
Затянувшаяся пауза заставила меня оглянуться.
Рената смотрела на меня с недоброй прищуркой:
- Удивительно. Самый сильный человек из всех,
кого я знаю, и вдруг - атеист...
- Это про меня, что ли? - усомнилась я: утверждение
«самый сильный» как-то сбило меня с толку.
- А про кого же?
- Здорово. Слушай, разве я ни во что не верю?
- Сами говорите.
- Но я же верю!
- Во что?
Я надолго задумалась: в самом деле, во что?
Лет пятьдесят, по крайней мере, не задумывалась ни о чем подобном.
- Подожди, подожди! Так вот сразу и не скажешь. О черт! Может быть,
в вас?
- Как это?
- Не знаю.
И мы, уже трое, всерьез задумались: а во что
мы, в самом деле, верим? Подумавши же, решили: собрать всех, кто в ближайшее
время прорежется, - ну, и захочет, конечно, - сесть всем вместе за привычный
стол под родимейшим абажуром и написать сочинение - как все они в свое
время писали, когда у меня учились. Сочинение на неожиданную тему: «Во
что я верю». Вот так.
Сказано - сделано. И в одно из ближайших воскресений
сели мы за стол - человек двенадцать ребят и я. И стали писать о том, во
что же каждый из нас верит.
Сочинение было нелегкое, скажу прямо. Но многие
ребята, узнав задним числом об этом нашем великом сидении, обижались: «А
я? Почему меня не позвали?» Мы отвечали: «Всех не обзвонишь». Отвечали:
«Кто же тебе запрещает? Садись и пиши». «А других - дадите прочитать?»
«Конечно. Напишешь - прочтешь».
Это я отвечала: «Напишешь - прочтешь». И все
понимали: это справедливо, откровенность за откровенность. Потому что когда
мы, собравшись в то воскресенье, закончили свою работенку, оказалось, что
кому-то надо на внеурочную работу, у кого-то диплом горит, кого-то семейные
дела поджимают. И ребята быстро наварили картошки и сели ее есть. А меня,
поскольку я никуда из собственного дома не торопилась, - меня попросили
все, что они написали, читать вслух. «А все ли согласны на это?» Оказалось,
все.
Бросили жребий, в каком порядке читать, и
я, помнится, над первым же сочинением замялась: не могу я такое читать
вслух. Рената, - а первое сочинение было ее, - кивнула головой:
- Ничего, читайте.
Сочинение ее было открытое, беззащитное, -
как голый человек на ветру, - сочинение, после которого я уже легко, без
запинки читала всех. Я потому и отвечала тем, кто просил меня позднее заглянуть
в сочинения: «Сам напишешь - пожалуйста». Я и взрослым людям, своим друзьям,
говорила то же, - многие изнемогали от любопытства: «Пиши. Я же писала».
Им, кажется, трудней было, чем ребятам: с годами все трудней говорить о
своем открыто и просто. А когда это им все же удавалось, облегченно смеялись:
здравствуйте, дескать, добрались до самих себя!..
И, конечно, в сочинении Ренаты, в первом же,
которое я читала, и речи не было о боге, - она словно вовсе забыла наш
разговор. Верила в людей, верила в волю их к лучшему, верила, в конечном
счете, в слово, которое способно эту волю к лучшему пробудить. Кончала
она свое сочинение постскриптумом: «Любовь Рафаиловна, не стыдно ли это
- ежедневно, ежечасно мечтать о любви?..» И так как был это постскриптум,
я сочла возможным его не читать, а просто ответить через плечо, потихоньку,
чтоб никто на это не обратил внимания:
- Вовсе не стыдно, вот дурачок! Естественно!..
Когда она училась - года три назад, - она
была сорванец-мальчишка. В группе, кроме нее, было пять мальчиков, и другая
девочка на ее месте изошла бы кокетством, а у Ренаты и тени кокетства не
было, была она для всех добрым товарищем, всегда готовым на сочувствие
и помощь. А однажды я видела, как все они, уходя с урока, затеяли снежки
у меня под окном, и Ренатка, плечистая, крепенькая, прицельными, сильными
ударами гнала перед собой ослабевших от хохота противников. И вот такое
доверчивое, глубинно женственное: «Не стыдно ли... везде, всегда...»
Если поразмыслить, то, в конечном счете, писали
все об одном и том же: о хороших людях. Даже так: об «интернационале хороших
людей» - помните «Гедали» Бабеля? Вряд ли кто-нибудь из них читал этот
бабелевский рассказ, но писали они об этом: об единении хороших людей между
собой, а, значит, о счастье. Между прочим, и я - писала о том же. Читая
сочинения, я, грешным делом подумала: может, и не обошлось без квартиры
110, без нашего братства, без этого абажура, которому, как другу, радуются
пришедшие после долгой разлуки: «Висит! Все тот же!»
Вот такие великие сидения происходят в старом
блочном доме застройки шестидесятых годов!
Кое-кто из ребят сбился на самоанализ, - достоин
ли он вообще подобных проблем и той веры, о которой мечтает. «Я верю в
любовь, но ведь я эгоистка, я и с другими-то хороша для того, чтоб ко мне
относились получше...» «Я пока во всем сомневаюсь, но надеюсь, что вера
возникнет, в конце концов, как какой-то синтез...», «Верую в человеческое
достоинство», «В человеческую индивидуальность». Ошеломили всех мысли восточного
человека Равиля: живу, чтоб умереть. Ничего себе! Равиль решительно отклонил
шуточки: к этому, оказывается, надо долго и трудно готовиться - к тому,
чтоб умереть достойно, и уходит на это иногда вся жизнь. Впрочем, оказалось,
что до этого, до смерти, надо перевидать и перечувствовать возможно большее,
а эта мысль грешила не столько восточной мрачностью, сколько избытком юношеского
авантюризма. Не этот ли благородный юношеский авантюризм и приведет его,
в конце концов, в окровавленный Баку девяностого года, как позднее будет
приводить в бесконечные зоны восточных конфликтов.
Сколько зим, сколько лет
Я гляжу на этот свет
И топчу твою землю пятой.
У тебя, царь небес,
Закрома полны чудес,
Я карман подставляю пустой.
Этот стихийный взрыв радости обычен для нашей
любимицы Кати Ч. Я это позднее получила из городка на Волге, где она живет
с сынишкой и мужем.
Денег не было и нет,
Ни гроша, хоть плачь,
Если ж плачем согрешу - прости.
Мне бы только бы погоду,
Чтобы высох плащ,
И дорогу, чтоб с тобой по пути...
Получила я позднее, тоже по почте, и другое
сочинение, - впрочем, вовсе и не сочинение, а любительский снимок. На нем
- очень красивая девочка, умненькая и улыбчивая Даша, на солдатском плацу,
залитом солнцем, прижимается к локтю высокого, ломкого парня в матросской
форме, - сама нежность, сама любовь. На обороте - надпись. «Сочинение:
во что я верю? Я верю - в Ваньку». И это «сочинение», вот сейчас, когда
я перебираю их, рвет мне сердце, потому что маленький Петька у Даши есть,
активный и предприимчивый, как поколения материнских предков, а Ванечки,
в которого верят, Ванечки нет и, как говорится, не надо. Потому что Ванечка
уже тогда, кажется, задумывался, несмотря на безукоризненную наружность
Даши и темнорусую, медовую ее масть: в его семье эту нацию уважали не очень.
А вот случай обратный, зеркальный, так сказать,
- сочинение очень недоступной на вид и очень беззащитной девочки: «Сколько
можно терпеть колотушки, которыми награждает жизнь!..» Это сочинение не
о том, во что она верит, а о том, почему верить - перестает.
Очередной поклонник Катьки, - так зовут девочку,
- безукоризненно влюбленный и безукоризненно, казалось, воспитанный, после
долгих своих просьб привел избранницу к своим родителям. Предполагаемый
свекор подступил к дорогой гостье со скептической дотошностью много повидавшего
иудея, уклончиво поднимая бровь каждый раз, когда девочке казалось, что
разговор между ними идет на равных. «Врачи! - сказал он сыну, когда катькины
следы уже были занесены снегом. -Это хорошо - врачи! Это - деньги. Но что
ты хочешь, Ося, - у нее же мама - русская.»
Бедные мои ребята! Вот так отзывается в моей
душе: «бедные», «мои». Я очень точно сказала тогда, на кухне, еще не успев
додумать до конца: «Верю - в вас.» В них - верю. А ведь тогда не было еще
ни землетрясения в Армении, ни всех этих событий на Кавказе, не было защиты
Белого дома. Не было, между прочим, неожиданного звонка одного из ребят,
Виталия В.: «Если почувствуете опасность, звоните на ближайший студенческий
пост, - через пять минут у вас будут люди». Это было тогда, когда по Москве
попозли слухи о готовящихся еврейских погромах.
И никто не написал «Верю в коммунизм» или,
предположим «не верю в коммунизм», «верю в перестройку». Впрочем, о перестройке
тогда только-только начинали говорить. Звезда Горбачева едва поднималась.
А о том, что будет после так называемой перестройки, мы в ту пору и предположить
не могли. И еще одно сочинение:
«Я верю в праздник. Праздник, который всегда
с тобой. Верю, что его можно дарить окружающим, в первую очередь друзьям.
Но если со стороны трудно представить себе вечный праздник, то я верю и
в будни, когда есть работа и на себя можно не отвлекаться вовсе. Так что
разница между праздниками и буднями не очень большая...
Еще - если очень серьезным голосом спросить
у меня, верю ли я в бога, то я скажу: да, но не очень. Как на всяких доброжелательных,
но далеких людей, я стараюсь не очень на него рассчитывать. Верю я больше
всего в друзей, которые .тебя понимают (пусть по-разному) и которых можно
радовать всякими нехитрыми вещами. В остальном же я живу, рассчитывая только
на самого себя...»
Это прорвался голос Коли Пл., человека, движимого
бесконечным интересом к жизни, искренностью и фантазией. Он пришел в то
воскресенье с опозданием, потому что вместе с другими работниками Донского
монастыря (а он работал там сторожем) убирал территорию. С ним была какая-то
дудочка, - наверное, радовал своих сослуживцев «всякими нехитрыми вещами»:
Он и к нам пришел, как на праздник, - писать сочинение? С друзьями?.. Вот
это праздник!..