2. К какому фараону говорил Моисей
.
 

   В Исходе (гл. 7:8), говорится: «Моисей был восьмидесяти, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону». Учитывая, что Моисей прожил 120 лет и что до прихода в Землю Обетованную прошло 40 лет, условимся считать началом исхода момент разговора Моисея с фараоном. Попробуем определить, в каком году это происходило, 3-я Царств (гл. 6:1) утверждает: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу». В предыдущей главе мы убедились, что Бытие в свое хронологической основе в точности совпадает с реальными историческими событиями. Попробуем и далее соотносить исторические события с фактами библейского повествования, доверяя в одинаковой степени обоим и держа при этом на страже аналитическое чутье, в целях определения истины. 
   В «Очерке истории еврейского народа» под редакцией профессор Ш. Эттингера, выпущенной в серии Библиотека-алия – 1990 г., читаем в главе третьей «Объединенное царство», о Сауле – царствование Саула – 1025–1004 гг. до н. э. В отношении следующего царя датировка указана в разобщенном виде – на стр. 43 пишется, что Давид стал царем приблизительно в 1004 г. до н. э., на стр. 48 нам сообщается, что Давид умер в 965 г. до н. э. О следующем царе Соломоне, по инициативе которого был выстроен храм – не датируется ни восшествие на престол, ни кончина. О следующем царе, сыне Соломона, Ровоаме с первых же слов сказано – взошел на престол в 928 г. до н. э. 
   Такая судорожная эквилибристика вызывает ощущение, что еврейские историки не с очень большой охотой датируют царствование общепризнанного мудреца. Нам кажется, что это связано с неприязненным отношением талмудистов к историкам, потому что если признать датирование историками царствования Соломона правильным, то исходя из указания в Библии (3-я Ц.) о том, что промежуток времени от начала строительства храма до дней исхода равен 480 годам, получается, что в Пятикнижии Бытие и Исход хронологически не согласованы. Моисей, исходя из указания в 3-я Ц., встречается с фараоном до смерти Иосифа, а не (судя из того, как это событие трактуется в Исходе) после. Отсутствие даты периода царствования Соломона в очерке вызвано тем, по-видимому, что проф. Ш. Эттингер не пожелал портить отношений с нашими талмудистами – так что пусть лучше пострадает истина, чем собственное спокойствие и благополучие... Но поскольку мы – исследователи свободные, то наша задача докопаться до голой сути – такой, какова она есть. 
   В Краткой еврейской энциклопедии, выпущенной Иерусалимским еврейским университетом в 1986 г. (том 3, стр. 77), находим – Соломон – 965–928 гг. до н. э. Итак, год вступления Соломона на престол 965 год и никаких гвоздей. Можно подумать, что историки занимаются не историей, а составлением кубиков. Кубик первый – Саул: начал в 1025, закончил – в 1004; кубик второй – Давид: начал в 1004, закончил – в 965; кубик третий – Соломон: начал в 965, закончил в 928, кубик четвертый – Ровоам: начал – в 928... И т. д... Но история не составление кубиков, а отражение реального объекта. Попробуем разобраться. В этой точке, производимого нами исследования, нас интересует царствование Соломона. Из разбега (965 – 928) выходит, что Соломон царствовал 37 лет. Но обратимся к Библии. В книге 3-я Царств, (гл. 11:42) читаем: «Времени царствования Соломонова в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет». Какая же продолжительность царствования Соломона в действительности – 37 лет или 40? Кто ошибся – историки или библейский летописец? Вдумавшись в смысл разбега (965–928) указанного историками, мы должны отметить, что, во всяком случае, одна из двух указанных цифр верная. А именно – 928, указывающая год смерти Соломона. Но тогда, если считать продолжительность царствования Соломона согласно Библии сорокалетним, Соломон начал царствовать при жизни своего отца – Давида. Обратившись снова к библейскому источнику, находим, что наш вывод в точности соответствует святому повествованию. В 3-я Царств (гл. 1:33, 34, 35) читаем: «И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего, и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону. И да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: «да живет царь Соломон!» Потом проводите его назад и он придет, и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды». И далее в этой же главе, стихи 45, 46: «И помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостию, и пришел в движение город. Вот отчего шум, который вы слышите. И Соломон уже сел на царском престоле». И после всего этого в гл. 2:1 сообщается: «Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря»... Совместив библейскую летопись с историческими данными, приходим к выводу, что Соломон начал царствовать в 968 гг. до н. э. (928 + 40) – т. е. за три года до смерти своего отца (968 – 965). Храм же Соломон начал строить через четыре года после вступления на престол, а именно – в 964 году до н. э. (968 – 4), или через год после смерти Давида. Попутно заметим, что в 3-я Ц. (гл. 6:38) сообщается, что строительство храма длилось 11 лет. Эта цифра дает нам право утверждать, что строительство храма было завершено в 953 году до н. э. Но такое утверждение будет верным только в том случае, если год смерти Соломона, указанный историками, соответствует действительному году его смерти и в том еще случае, если библейская летопись царствования Соломона отражает реальные факты биографии царя. Доверимся же имеющимся историческим и в равной степени сведениям библейского повествования, не считая безошибочными ни те ни другие, но сравнивая их, размышляя и выявляя при этом цель нашего исследования – истину. 
   Приняв за основу начало строительства храма 964 год до н. э., вычислим год исшествия сынов израилевых из земли египетской. Это произошло согласно 3-ей Царств (гл. 6:1) в 1444 г. до н. э. (964+480). Отметим попутно, исходя из уже известных нам данных, что Иосиф, умер в 1451 гг. до нашей эры. И , таким образом, выход евреев из Египта начался (беря за основу 1444 г.) через 7 лет после смерти Иосифа. Это означает, что Моисей, когда ему было 80 лет, встретился и разговаривал с тем же самым фараоном, при котором умер Иосиф. Но так ли это? Не будем спешить с окончательными выводами. Обратимся снова к Пятикнижию. В главе 15:13 Бытия читаем. «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет». Первыми потомками патриарха являются сыновья его: первенец Измаил (Ишмаэль), рожденный в 1726 г. до н. э. 86 летним Авраамом; и затем Исаак (Ицхак), рожденный Авраамом столетним. Поэтому отсчет продолжительности египетского рабства надо начинать от времени появления Авраамовых сыновей. С какого сына начинать отсчет – с Измаила, мать которого египтянка Агарь, или с Исаака, мать которого Сарра? Исходя из родословной Измаила, подробно указанной в Пятикнижии, никто из перечисленных потомков Измаила в египетском рабстве не побывал, за исключением одного интересного момента. В Исходе (гл. 2:15) говорится: «Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя». И далее – в стихе 16: «У священника Мадиамского было семь дочерей». И в стихах 21, 22: «Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Ципору. Она родила сына, и Моисей нарек ему имя: Гирсам; потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле». Затем Моисею явился «Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста» (Исход, гл. 3:2) и сказал ему: «выведи из Египта народ мой, сынов Израилевых» (Исход, гл. 3:10). И тогда Моисей: «Возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром» (Исход, гл. 4:18). И, наконец: «Взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла, и отправился в землю Египетскую» (Исход, гл. 4:20). 
   Порассуждаем. Во-первых, имя жены Моисея Ципора говорит о том, что она семитского племени. Ибо Ципора на иврите – птица. Во-вторых, нам известно, что мадианитяне – арабское племя из потомков Авраама от его жены Хетуры, родоначальником которого считается сын Хетуры и Авраама Мадиан (Бытие, гл. 25:2). Племя это жило по соседству с Египтом. Но проследим родословную Авраама от его жены – египтянки Агарь. Агарь родила Измаила. У Измаила родилась дочь Махалат (Басмат). Исав, сын Иакова, взял Басмат в жены и она родила ему сына Реуэля. Заметим здесь, что тесть Моисея, священник Иофор в Исходе (гл. 2:18), назван также Реуэлем. Реуэль на иврите означает пастырь Божий и, невидимому, является титулом священника мадианского. Первое же его имя Иофор означает превосходительный, преосвященный (от йофи на иврите). Это совпадение имени сына Басмат и титула мадианского священника не случайное – оно говорит о том, что тесть Моисея был из рода измаильтян. И далее: Иосиф родился у Иакова уже после того, как брат Иакова Исав отделился от него и «пошел в другую землю от лица Иакова, брата своего» (Бытие, гл. 36:6). «И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом» (Бытие, гл. 36:8). В главе же 37:27, 28 Бытия четко написано: «Пойдем же продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем; ибо он брат наш, плоть наша. И когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа из рва, и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать серебреников». Таким образом, очевидно, что в тех местах, где Моисей нашел свою Ципору, еще во времена семнадцатилетнего Иосифа обитали измаильтяне, которые, как видно из текста Бытия (гл. 37:27, 28), уже тогда отождествлялись с мадианитянами. Что же касается тех мадианитян, родоначальником которых является один из младших сыновей Авраама Мадиан – сын Хетуры, то они не исчезли бесследно, по-видимому, слились с племенем измаильтян после кровопролитной войны. Ибо в Бытие, в гл. 36, повествующей о потомках Исава и о старейшинах и царях Едома и Сеира, в стихе 35 говорится: «И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава: имя городу его Авиф». Отсюда следует, что Ципора, жена Моисея, измаильтянка. И в сыне его Гирсаме течет измаильтянская кровь. И поскольку Моисей возвращается в Египет вместе со своей семьей до начала исхода – это с очевидностью означает, что потомки Измаила, первенца Авраама, успели побывать в египетском рабстве. 
  

Исходя из этого, примем за точку отсчета четырехсотлетнего пребывания потомков Авраама в египетском рабстве год рождения Измаила ( в противоположность мнению гениального комментатора Торы раби Авраама Ибн-Эзра, который принимает за эту точку отсчета год рождения Исаака), ибо горькая истина нам дороже сладкого обмана. Простим же  раби Аврааму  Ибн-Эзра то, что он предпочел Исаака Измаилу, так как предпочтение это вызвано, вероятно, не националистическими побуждениями, а тем, что в Пятикнижии нет явных указаний на пребывании потомков Измаила в египетском рабстве и, может быть, тем, что уважаемый нами раби сделал в свое время расчет подобный нашему и, когда за точку отсчета он принимал день рождения Исаака, у него получалось, что евреи находились в египетском рабстве до 1312 г. до н. э., что в точности совпадает с годом начала строительства «городов для запаса». Однако мы, с учетом сказанного, произведем следующий расчет. 
    Год рождения Измаила – 1726 г. до н. э. [3760 – (1948 + 86)]. И, наконец: 1726 – 400 = 1326. То есть евреи находились в египетском рабстве до 1326 г. до нашей эры. Эта цифра говорит, вроде бы, о том, что евреи начали исход до начала строительства городов  Питом и Раамсес (1312), что не соответствует канве библейского повествования. Но поразмыслим. В Бытие, как мы уже знаем, Бог говорит Аврааму о четырехсотлетнем пребывании евреев в египетском рабстве. В Исходе же (гл. 12:37, 40) сказано: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф... Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет». 
   Вполне могло быть, что Бог назвал Аврааму цифру 400, но реальность несколько изменила это округленное число и в действительности получилось 430. Подумаем сами. В гл. 1:11 Исхода недвусмысленно говорится, что народ израилевый построил города Питом и Раамсес – говорится с ударением на построил. И затем в главе 12:37 говорится о начале исхода из города Раамсес. Сколько же понадобилось времени, чтобы построить эти города? При тогдашней технике 30 лет вполне приемлемая цифра. Бог, называя цифру 400, не учел продолжительности строительства. Не соразмерил он своих возможностей с возможностями человека – он бы мог Сотворить эти города в одно мгновение. С учетом этого божественного недопонимания, произведем перерасчет и получим, что евреи находились в Египетском рабстве до 1296 г. до н. э. (1326–30). Эту цифру мы и примем за начало исхода. Отсюда становятся возможными два следующих важных вывода: один – восьмидесятилетний Моисей разговаривал с фараоном Рамзесом II, другой – Моисей родился в 1376 году до н. э. (1296+80). 
   Все Пятикнижие полностью соответствовало бы реальным историческим событиям, если бы в 3-ей Царств, в гл. 6:1 не говорилось, что от начала строительства храма до начала исхода прошло 480 лет, потому что в этом случае началом исхода является 1444 г. до н. э. – времена фараона Аменхотепа III (1455–1424). Получается разница с началом исхода, вычисленным по привязке к году рождения Измаила, в 148 лет (1444 – 1296). Отметим также и следующее. В 1990 году нашей эры господином Элиэзером Шульманом была выпущена книга «Последовательность событий в библии». Автор принимает за начало исхода 1312 г. до нашей эры и, просчитывая хронологическую непрерывность событий по Библии в промежутке от начала исхода (1312) до начала строительства храма, находит равным этот промежуток 480 годам, что в точности совпадает с цифрой указанной в 3-я Ц., в гл. 6:1. Но в этом случае строительство Храма началось в 832 г. до н. э. Согласно же нашему анализу в 961 г. до н. э. Разница составляет 129 лет (961 – 832). Сразу же напрашивается вопрос: где ошибка – в исторических данных, совмещенных с помощью проделанного нами аналитического исследования с библейской информацией о царствовании Соломона, или в скрупулезном хронологическом расчете господина Элиэзера Шульмана, выполненного по библейскому источнику в отрыве от реальных исторических предпосылок? Прежде, чем ответить на этот вопрос, надо знать, что имели в виду современники Соломона, называя началом исхода ту точку, которая лежит от начала строительства храма на расстоянии в 480 лет? Если это не исход из города Пер-Рамзеса, а нечто иное, то тогда расчет, проделанный господином Элиэзером Шульманом является не чем иным, как составлением кубиков – подгонкой этих кубиков к цифре 480. И если, как мы уже успели заметить, реальный объект такой подгонке не соответствует, ибо исторические процессы это не пришлифовывание одной части к другой, а зачастую временное совмещение разных по своему характеру процессов, то, может быть, как бы это кощунственно с нашей стороны не выглядело, мы в праве предполагать, что I книга Пятикнижия (Бытие в конце своего повествования) и II книга Пятикнижия (Исход в начале своего повествования) были, неизвестным нашему времени летописцем, состыкованы таким образом, чтобы соблюдалась плавность повествования и одно событие следовало за другим в строгой последовательности. Т. е. этот летописец, как и наши историки, занимался не живой историей, а составлением кубиков. Важнее истины для него было, чтобы Пятикнижие выглядело теологически приглаженным, соответствовало теократическому направлению молодой еврейской государственности и на этом фоне служило сплочению 12-и колен израилевых в единый конгломерат, имя которому – народ. Логические шероховатости, а порой и ухабы придавали библейскому повествованию еще большую таинственность и притягательность. Создавали впечатление правдивости и естественности. И слава Богу, что это так! Но исследователь не имеет права идти на поводу у подобных впечатлений и втискивать поле своего исследования в прокрустово ложе традиционного религиозного мышления. Нам кажется, что ошибка уважаемого господина Элиэзера Шульмана не в расчетах, взятых само по себе, а в слепой вере в библейские каноны, ибо каноны, как известно, устанавливаются не Богом, а людьми. 
   Мы на исходе XX века предполагаем, что Гомер составил Илиаду из разрозненно существовавших мифов. Соединил эти мифы в одно повествование, плавно перетекающее от одного мифа к другому. Кстати, Илиада в древней Греции считалась книгой священной. Она воспринималась греками с таким же трепетом и благоговением, как верующими евреями до сих пор воспринимается Пятикнижие. И если это так, то почему бы не выдвинуть гипотезу, что и у евреев был летописец, пожелавший остаться неизвестным, который искусно соединил в одно повествование Бытие и Исход? Тем более, что такая гипотеза имеет право на существование – и вот почему: 964 г. до н. э. – год начала строительства храма (как было нами принято после соотношения исторических данных с данными 3-я Ц., гл. 11:42) отбрасывает начало исхода (если принять во внимание данные в 3-я Ц., гл. 6:1) к 1444 г. до н. э. (964 + 480), что не соответствует принятому нами в этой статье, на основе логических умозаключений и расчетов, началу исхода (1296 г. до аа). Разница, как уже было замечено, равна 148 годам (1444 – 1296). 
   Сделаем допущение, что во времена Соломона имелись какие-то архивные документы, или, по крайней мере, легенды, в которых за начало исхода был принят не год бегства евреев из Египта, а другое событие – такое, благодаря которому такой исход вообще стал возможным. Так, например, начальной точкой отсчета четырехсотлетнего периода пребывания евреев в египетском рабстве по традиции является год рождения Исаака, несмотря на то, что Исаак в Египте ни разу не был. 
   Выполненный нами выше анализ, позволяет предполагать, что летописец, тематически состыковавший два разноинформативных повествования Бытие и Исход, просчитавший и подкорректировавший все события и внесший соответствующее изменение в генеалогическое древо наших патриархов (то, что такое изменение было сделано, в дальнейшем нами будет логически обосновано), подшлифовал все моменты так, что комар носа не подточит. И не подточил бы, если бы не один из последующих летописцев Библии, который вывел на свет Божий этот злополучный промежуток (480) от начала строительства храма до оговоренного в 3-я Ц. (гл. 6:1) исхода евреев из Египта. Этот промежуток приводит нас к 1444 г. до н. э. Имеются ли об этих временах какие-либо исторические сведения, хоть как-нибудь связанные с исходом? Такие сведения есть. Донес их до наших времен Иосиф Флавий, цитирующий в своей книге «О древности иудейского народа» известного египетского историка Манефона. 
Информация, содержащаяся в этих цитатах, подвергается Иосифом Флавием уничтожающей критике. Но надо сказать, что за кажущимися неувязками, которые вроде бы допускает Манефон при изложении исторических событий, при соответствующем анализе смыслового содержания текста просматривается реальность, имеющая определенную логическую последовательность. 
<................>
_____________________________________________________________________________________
п