3. Отец Моисея
начало
.
 

   Манефон был первосвященником (египетским жрецом в г. Ольвиополе в царствование Птолемея I Сотера и Птоломея II Филадельфа). В этот период Египет находился под сильным культурным влиянием греков. Благодаря своему высокому жреческому сану, Манефон имел доступ к египетским храмовым архивам и библиотекам и мог подробно изучить древнеегипетские источники. Результатом этого изучения была «История Египта» (в 3-х томах), написанная на греческом языке. Работа эта, к сожалению, в полном виде не сохранилась. Известен, переданный позднейшими историками, краткий конспект труда Манефона, включающий перечень фараонов, объединенных в 30 династий, с краткими историческими сведениями и хронологическими датами. Сохранились также краткие выдержки из Манефона у некоторых позднейших писателей. Археологическими раскопками и находками подтверждено, что труд Манефона является серьезным и добросовестным исследованием. Но вернемся к еврейскому историку Иосифу Флавию, вернее к выдержкам из Манефона, которые приводит Флавий. 

   Выдержка I: Был у нас царь по имени Тимеос. В его царствование Бог, неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу землю люди      бесславного, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно. Они покорили всех бывших в ней князей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов. С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, а других  вместе с женами и детьми обращая в рабство. После этого они избрали царя из своей среды, имя которого было Салитис. Последний основал свою резиденцию в Мемфисе, обложив данью верхнюю и нижнюю землю и поставив гарнизоны в более подходящих пунктах. Но в особенности он укрепил  восточные окраины, в ожидании, что ассирийцы, когда-либо, собравшись  с силами, сделают нападение на его царство, желая завладеть им. Найдя в Сетроитском номе, на востоке от Бубастийского руква Нила, весьма удобно расположенный город, который согласно древнему религиозному сказанию, назывался Аварис, он обстроил его, укрепил его весьма сильными стенамии поместил в нем многочисленный гарнизон,состоявший из двухсот сорока тысяч тяжеловооруженньх. Туда он отправился летом как для раздачи продовольствия и жалованья, так и для того, чтобы, с целью внушения страха соседним народам, заставлять воинов усердно заниматься военными упражнениями. Он умер, процарствовав девятнадцать лет. Ему наследовал другой по имени Бнон, который царствовал сорок четыре года. После него Апахнан царствовал тридцать шесть лет и семь месяцев. После него царствовал Апофис – шестьдесят один год и Ианнас – пятьдесят лет и один месяц. Последним из всех этих царей был Ассис, который царствовал сорок девять лет и два месяца. Вот эти шесть были первыми царями среди них и они постоянно и со все большей силой стремились к тому, чтобы искоренить род египетский. Весь их народ назывался гиксос, что значит «цари-пастухи». Ибо гик означает на священном языке «царя», а сос в народной речи – «пастуха» или «пастухов»; из этих же двух частей образовалось слово гиксос. Некоторые полагают, что это арабы». 

   Вникая в содержание выдержки I, находим общий период правления первых гиксосских царей равным 259 годам 10 месяцам (19 + 44 + 36.7 + 61 + 50.1 + 49.2). Обращая внимание на то, что эти цари были первыми гиксосскими царями, делаем заключение, что царствование гиксосов было более продолжительными, ибо вслед за первыми царями должны быть последующие. Отметим так же и то, что гиксосы очень жестоко обращались с египтянами. 

   Выдержка II: «Вышеупомянутые цари из так называемых пастухов и их преемники владели Египтом в продолжение пятисот одиннадцати лет. После этого цари фивские и верхнее-гипетские поднялись против пастухов и вспыхнула сильная и продолжительная война. В царствование Мисфрагмуфоса пастухи были побеждены и вытеснены из всего Египта и они заперлись в одном месте, которое в окружности своей заключало десять тысяч арур (окружность радиусом 2.6 км – примечание автора этой статьи). Место это называлось Аварис. Его со всех сторон пастухи окружили большой и крепкой стеной для того, чтобы иметь все свое состояние и добычу в безопасности. Но Фуммос, сын Мисфрагмуфоса, расположившись перед стеной во главе войска из четырехсот восьмидесяти тысяч человек, осаждал их, стараясь силой подчинить их себе. Но отчаявшись в успехе осады, он заключил с ними договор, в силу которого они должны были оставить Египет и могли все в полной безопасности направиться, куда им угодно было. И тогда они, на основании состоявшегося соглашения, со всеми домочадцами и своим состоянием оставили Египет в количестве не менее двухсот сорока тысяч человек и пошли в Сирийскую пустыню. Но из страха перед могуществом ассирийцев, которые тогда владычествовали в Азии, они в ныне называемой Иудее построили город, который мог бы вместить столько тысяч людей и наименовали его Иерусалимом». 

   Сравнивая информацию выдержки I с информацией, содержащейся в выдержке II, находим, что после шести первых гиксосских царей последующие царствовали 251 год и два месяца (510.12 – 259.10). То, что гиксосы, запершиеся в Аварисе, были вытеснены из всего Египта, говорит о том, что до этого момента они были распространены по всей территории Египта. Поразмыслив, мы понимаем, что все же в Аварисе собрались не все гиксосы, но, невидимому, наиболее организованная и мобильная часть , а также те гиксосы, которым было что терять (царедворцы, воины и высокопоставленные представители чиновничьего аппарата). Мы должны понимать, что за 511 летний период пребывания гиксосов в Египте появились смешанные браки – как по мужской линии, так и по женской. Так что бежать из Египта им не оченьто и хотелось. Перечитывая выдержку II, замечаем, что в Аварисе собрались те гиксосы, которые были побеждены. Значит имеется в виду гиксосская армия. Возвращаясь к упоминаемому нами в начале нашей статьи фараону Яхмосу I – основателю XVIII династии фараонов и к описанной одним из его вельмож победе этого фараона над гиксосами, и отметив на этот раз с более сильным акцентом, что гиксосы были изгнаны (судя по рассказу этого же вельможи) из города Аварис; приходим к выводу, что в выдержке II говорится именно об этой битве. Посему мы смело можем считать упоминаемого в этой выдержке фараона Фумосса и называемого в автобиографическом рассказе вельможи победителя гиксосов Яхмоса I одним и тем же лицом. Учитывая, согласно историческим сведениям, что гиксосские цари были изгнаны из Египта в 1580 г. до н. э. и что гиксосские цари стопроцентно контролировали весь Египет, начиная с воцарения в Аварисе в 1700 г. до н. э., мы, на основании информации из выдержки II, приходим к выводу, что в течение 391 года в Египте наблюдалось явление государства в государстве [511 – (1700 – 1580)]. В этот период происходила постепенная инфильтрация гиксосов в Египет. Гиксосские цари в этот период находились вне Египта, ибо власть их распространялась вплоть до реки Ефрат. Но в период упадка и хаоса, венчавших конец Среднего царства, гиксосы, сделав своей столицей Аварис (1700), воцарились над всем Нижним Египтом... Отметим также, что гиксосы основали город Иерусалим, по Манефону, в первой половине XVI века до н. э. И еще одна деталь, исходя из наших предыдущих расчетов – Авраам во время своего египетского путешествия встречался с гиксосами-хурритами. Но поскольку, как известно, в состав гиксосских племен входили племена хабиру, то очевидно, что египтяне в те далекие времена чужеземца Авраама считали гиксосом. 

   Выдержка III: «После переселения народа пастухов из Египта в Иерусалим, царь Тефмос, вытеснивший их из Египта, царствовал еще 25 лет и 4 месяца, а затем умер, передав власть своему сыну, Хеврону, который стоял во главе ея 13 лет. После него царствовали: Аменофис 20 лет и 7 месяцев; его сестра Амесса 21 год и 9 месяцев; затем Мефрес 12 лет и 9 месяцев; Мефрамуфос 25 лет и 10 месяцев; Фмос 9 лет и 8 месяцев; Аменофис 30 лет и 9 месяцев; Орос 36 лет и 5 месяцев; его дочь Акенхера 12 лет и 1 месяц; ее брат Рафотис 9 лет; Акенхер 12 лет и 5 месяцев; Акенхер II 12 лет и 3 месяца; Армаис 4 года и 1 месяц; Рамесс 1 год и 4 месяца; Армес Миамун 66 лет и 2 месяца; Аменофис 19 лет и 6 месяцев. Этому последнему наследовал Сетос, он же Рамесс». 

   Подвергая логическому разбору выдержку III, отметим, что последовательность продолжительностей царствований династий фараонов дана от Яхмоса I (Тефмос) до начала царствования Рамзеса II. Арифметическое суммирование этих последовательностей дает величину периода от Яхмоса до Рамзеса равную 332 годам, не учитывая 2 месяцев (25.4 + 13 + 20.7 + 21.9 + 12.9 + 25.10 + 9.8 + 30.9 + 36.5+12.1+ 9 + 12.5 + 12.3 + 4.1 + 1.4 + 66.2 + 19.6).  В то же время известная науке цепочка династий и продолжительности царствований от Яхмоса I до Рамзеса Великого дает величину этого периода равную 267 годам (1584 – 1317). Разница между суммой цепочки по Манефону и суммой цепочки согласно современным научным данным – 65 лет. Но в цепочке древнеегипетского историка не указывается были ли случаи совместного царствования или нет. Известно, например (согласно современным научным данным), что в цепочке этой Хатшепсут и Тутмос III (1525–1503) правили совместно. Тутмос III вступил на престол в 1521 г. до н. э., при живом отце Тутмосе I за 4 года до его смерти, но как малолетний был отстранен от власти женой Тутмоса II – Хатшепсут; фактически стал править страной после ее смерти в 1503 году. Как видим, живая история – это не составление кубиков, когда один процесс следует непосредственно за другим, это, зачастую, совмещение во времени одного процесса с другим, их живое неразрывное переплетение. В дополнение к сказанному, просмотрим более вдумчиво цепочку династий фараонов, которую дает Манефон. Мы видим, что в цепочке встречаются такие последовательности – Аменофис и его сестра (возможность совместного правления 20 лет), дочь Ороса Акенхера и ее брат (возможность совместного правления 9 лет). Учитывая это и сказанное выше о Хатшепсут и Тутмос находим, что общая величина лет совместных правлений уже может быть равна 50 годам. Это говорит нам о том, что разницу в 65 лет уже можно довести до 15. У Манефона только в одном месте указывается на непрерывность: «Тефмос умер, передав власть своему сыну», – говорит Манефон. Но дальше он не дает никаких пояснений о порядке последовательности передачи власти от одного лица к другому. Вывод: разница в 65 лет – это не некомпетентность Манефона (кстати династии фараонов, упоминаемые Манефоном в выдержке III, удалены от него на расстояние в 1000 лет); это, прежде всего, результат отсутствия у нас соответствующей информации о тех далеких интереснейших временах, ибо мы удалены от тех времен на расстояние в 3500 лет. 

  

Выдержка IV: Иосиф Флавий пишет следующее: «Итак, сообщив, что предки наши вышли из Египта за столько лет раньше (Рамсеса) и вставив затем царя Аменофиса, он заявляет (под «он» Флавий подразумевает Манефона), что этот последний (Аменофис) пожелал, подобно Гору, одному из своих предшественников на престоле, лицезреть богов и сообщил о своем желании сыну Пааписа, тезке своему Аменофису, который вследствие своих знаний и дару предвидения будущего считал свое происхождение божественным. Тезка его ответил, что он (лишь в том случае) сможет лицезреть богов, если очистит всю страну от прокаженных и прочих нечистых людей. Сообразно с этим царь велел собрать со всего Египта всех калек, и число их дошло до 80000. Затем он приказал заключить их в каменоломни, находящиеся к востоку от течения Нила, где работали и остальные выделенные из общества египтяне. Среди последних, говорит он, находились и некоторые ученые жрецы, пораженные проказою. Но в то же время Аменофис, этот мудрый прорицатель, перепугался, боясь за себя и за царя гнева богов, как бы не освободились насильно отведенные в каменоломни; и вот он стал поговаривать, что кое-кто заступится за прокажнных с оружием в руках и овладеет Египтом на тринадцать лет. Не решившись, однако, высказать это самому царю, он оставил об этом последнему письмо и покончил жизнь самоубийством. Фараон был в полном отчаянии». 

   Судя по приведенной нами выдержке IV, Иосиф Флавий упрекает Манефона в том, что тот один раз говорит о выходе евреев из Египта (поражение гиксосов и уход их из Авариса) в эпоху фараона Яхмоса I (1584–1559); и тут же говорит о событиях при фараоне Аменофисе, словно не замечая, что Аменофис и Яхмос I жили в разные времена. Но надо сказать, что критика Иосифом Флавием Манефона не обоснована, ибо Манефону отмечать в своем повествовании эту разницу во времени нет никакой надобности. Разве не ясно, что Манефон не ставит себе задачу сравнения этих двух правлений и выявления их отличительных особенностей. Манефон в своем повествовании, не имея при этом в виду ничего иного, рассказывает о двух событиях. И нам понятно, что одно из них (изгнание гиксосов из Египта в количестве 480000 человек) происходит при Яхмосе I, второе (заключение прокаженных в каменоломни) при Аменофисе. 
   В книге «О древности иудейского народа» (см. выдержку III) Иосиф называет, цитируя Манефона, именем Аменофис трех царей: преемника Хеврона Аменофиса I (1559–1538), преемника Фмоса Аменофиса II (1491–1465), преемника Армеса Миамуна Аменофиса III (1455–1419). Отметим здесь тот важный момент, что 1444 г. до н. э. (время исхода, получаемое в том случае, если принять за точку отсчета начало строительства храма Соломоном) выпадает на период царствования фараона Аменофиса III, или, что то же самое – Аменхотепа III (Аменофисы – греческая транскрипция имени египетских фараонов Аменхотепов). 
   В период Аменхотепа III наблюдается значительное ослабление государства (владения Египта в предыдущие царствования простирались до Ефрата). Благодаря этому племена хабиру (существует мнение, что подобное назваие племени связано с происхождением Авраама от Эвера – отсюда иври) проникают в Палестину. 
   Есть еще и Аменофис (Аменхотеп) IV (1418 –1400) – встречающийся в египетских памятниках, но не упоминаемый Манефоном. Этот фараон заменил древнее многобожие культом Атона – единого государственного бога, и принял новое имя Эхнатон. 

   Выдержка V: Манефон пишет буквально следующее: «Когда же истек несчастных срок в каменоломнях, то царь, по настоятельной просьбе дать им убежище и кров, предоставил им покинутый гиксосами город Аварис. Заняв этот город и пользуясь всею (прилегающею к нему) областью в качестве убежища, они выбрали начальником своим некоего жреца из Гелиополиса, Осарсифа, поклявшись беспрекословно повиноваться ему. Первым же изданным им постановлением был закон – не поклоняться богам и не воздерживаться ни от каких издавна в Египте почитавшихся священными животных, но убивать и употреблять в пищу всех, равно как не сближаться ни с кем из населения, кроме принесших клятву единомышленников. Издав такой и много других противных египетским обычаям постановлений, он приказал народу восстановить стены города и готовиться к войне с фараоном Аменофисом. Сам же он, собрав как прочих жрецов, так и прокаженных (жрецов), отрядил посольство к изгнанным Тутмосисом пастухам в город по имени Иерусалим и, сообщив о положении своем и прочих подвергшихся позорному насилию сотоварищей, просил предпринять общее единодушное нашествие на Египет. При этом он советовал направиться сперва к Аварису, первоначальной родине их общих предков, и обещал в достаточной мере припасти для войска провиант, чтобы затем уже, когда понадобится, сражаться вместе и без труда подчинить себе (всю) страну. Крайне обрадовавшись этому обстоятельству, те единодушно выступили в поход в количестве до 200000 человек и скоро прибыли в Аварис. Узнав в подробности об этом нашествии, Аменофис, фараон египетский, немало смутился, так как вспомнил об Аминофисе, сыне Пааписа. Созвав тот час египетское войско и посоветовавшись с его начальниками, он приказал прислать к себе наиболее чтимых в капищах животных и повелел жрецам, каждому в отдельности, охранять в самых безопасных местах изображения божеств. Пятилетнего же сына своего, Сефоса, называвшегося также по отцу Рамсесу Рамсесом, он отправил к своему другу. Сам же он приготовился защищаться с прочими и египтянами в числе до 300000 отборных воинов. Сойдясь с врагами, он однако не вступил с ними в битву, так как ему пришла в голову мысль, что он собирается воевать с богами. Повернув поэтому быстро назад и прибыв в Мемфис, он захватил Аписа и всех прочих, доставленных туда священных животных и немедленно отправился со свитою и всем войском в Эфиопию, в виду того, что царь эфиопский был по добровольному признанию его вассалом. Последний принял фараона и всю его свиту, поскольку страна его обладала в достаточной мере городами, селениями и нужным для всех этих преследуемых судьбою пришельцев на, по крайней мере, тринадцатилетнее изгнание, и выставил на границе Египта эфиопский сторожевой лагерь для охраны людей царя Аменофиса. Так обстояло дело в Эфиопии. Гиксосы же соединившись с прокаженными египтянами, поступали столь жестоко с (покоренным ими) населением, что видевшим их тогдашние зверства первое их владычество казалось золотым: они не только жгли города и деревни, грабя и оскверняя храмы, не только не щадили изображений богов, но и делали из святилищ постоянно кухни, в которых зажаривали особенно высоко почитавшихся священных животных, а соответствующих жрецов и прорицателей заставляли разыгрывать при этом роль жертвоприносителей и резников, чтобы затем, обобрав догола, выгонять их. При этом рассказывается, что происходивший из Гелиополиса жрец Осарсиф, так названный по гелиополитскому божеству Озирису, основав новое свое государство и, дав ему законы, изменил, пристав к этим людям, свое имя на название Моисея, которым и стал с тех пор именоваться». 

<................>
______________________________________________________________________________________
п