продолжение I I
.
 

   Таким образом, исходя из вышеизложенного, великие культуры древности смогли появиться потому, что в результате предшествующей длительной по времени биологической эволюции сознания оно, наконец, оказалось готовым к более разумному и прогрессивному способу жизни. Время становления этих культур с IV тыс. до н. э. по II – т. е. 2000 лет, что неизмеримо меньше предшествующей длительности. Чем же объяснить, что такое становление не произошло раньше? Ведь и в более отдаленные времена существовали долины тех же самых рек и те же самые их периодические разливы, способствующие развитию земледельческого хозяйства. Были в этих местах и люди. Археологическими раскопками установлено, например, что первые поселения на территории средней части Месопотамии появились в позднюю неолитическую эпоху (начало IV тыс. до н. э.), и что исконные хозяева этих поселений принадлежали к древнейшему этническому слою передней Азии – к племени, населявшему этот район до исторического времени непосредственно и далее в глубину веков – вплоть до разрозненных родовых групп. 
   Идентичная картина наблюдается и в долине Нила. Археологическими раскопками были обнаружены поселения эпохи неолита, как в дельте, так и в южной части этой могучей африканской реки. «Неоспоримо, – замечает Тойнби, – явное сходство физических условий в долине нижнего течения Нила и нижнего течения Ефрата, ставших колыбелью, соответственно, египетской и шумерской цивилизации». Но подобную картину мы наблюдаем и в Северо-Западной Индии, в бассейне реки Инда, где археологами были обнаружены развалины городов, восходящие к III тыс. до н. э. и свидетельствующие о существовании в этом районе больших государств. В бассейне Хуанхэ также обнаружены поздние неолитические поселения и другие памятники, восходящие к периоду возникновения древнейшего китайского государства Шан-Инь (начало II тыс. до н. э). 
   Мы полагаем, что сходство физических условий, в особенности климатических, имело большое значение в том, что древнейшие цивилизации возникли в долинах этих рек, а именно – в узкой полосе на земной поверхности между 40-градусной параллелью и 25-градусной. Но решающим фактором явилось то обстоятельство, что к IV тыс. до н. э. человек сделал качественный шаг вперед в эволюционно-биологическом процессе освобождения сознания от превалирования мистической доминанты, подавляющей всякую творческую инициативу. Нам кажется, что конкретно это выражалось в том, что примерно в середине неолитической эпохи, задолго до создания четких государственных объединений, в некоторых из разъединенных племен, живущих в указанной нами узкой полосе от Египта до Китая, мистическое отношение к природе (когда каждое дерево, каждое живое и неживое существо сопричастно одухотворялось) было вынесено за скобки непосредственной природы – т. е. было обозначено некоторое центральное культовое место, где независимо от отличающихся родовых тотемов членами всех родов, входящими в состав племени, мистические церемонии совершались вначале на общих созывах – т. е. в особых случаях (война или, например, стихийное бедствие), а затем и регулярно, перерастая постепенно в традиционное культовое служение. Именно таким образом, очевидно, тотемизм начал отмирать и переходить в идолопоклонство. Подобная централизация культового служения была следствием того, что среди племен, живущих в гуще этнического многообразия, в борьбе за выживание естественный эволюционный отбор происходил медленно, но неуклонно по линии существенного увеличения роли индивидуального сознания в сравнении с коллективными представлениями и, следственно, постепенного отхода от партиципации в пользу логического осмысливания реальности. И плюс к этому само наличие этнического многообразия приводило в результате как межэтнических конфликтов, так и мирных договоренностей к увеличению частоты экзогамных браков и в итоге к нормальной (в пределах кривой нормального распределения Гаусса – графическое построение  смотри рис. 4 ) по отношению к инерционной массе численности представителей III группы населения – именно тех мутантов, которые необходимы для эволюционно-биологического процесса, текущего в генотипическом направлении. 
   О качественном изменении мышления, которое произошло в те далекие времена, можно судить по смысловому содержанию некоторых стихов из дошедшего до нас литературного памятника – песен о Гильгамеше (были обнаружены глиняные «таблицы» с клинописным текстом этих песен на четырех древнейших языках Востока – шумерском, аккадском, хурритском и хетском) и по характеру архитектурных сооружений того времени, обнаруженных археологическими раскопками. 
   Исследователями выяснение, что шумерские былины о Гильгамеше сложились в конце первой половины III тысячелетия до нашей эры. Известно также и то, что Гильгамеш (Бильгамес) – историческая личность – жрец и военный вождь Урука, живший в 2800–2700 г. до н. э. Но больше того, этимологически происхождение этого имени восходит, очевидно, к образу героя и верного его спутника полубыка-получеловека, изображенных на шумерских печатях конца IV – начала III тысячелетия до н. э.. Особенно любопытным, с нашей точки зрения, свидетельством качественного изменения мышления является часть эпоса о Гильгамеше, повествующая о его пребывание на острове карабельщика Утнапишти (прообраз Ноя), и именно то место этого поэтического произведения, где Утнапишти рассказывает Гильгамешу о потопе и о строительстве спасительного корабля: 

   Заложил я обводы, чертеж начертил я: 
   Шесть в корабле положил я палуб, 
   На семь частей его разделивши ими, 
   Его дно разделил на девять отсеков, 
   Забил в него колки водяные, 
   Выбрал я руль, уложил снаряженье. 
   Три меры кира в печи расплавил, 
   Три меры смолы туда налил я, 
   Три меры носильщики натаскали елея... 

   Цифровые величины, встречающиеся в приведенном нами поэтическом отрывке (шесть, семь, девять, три), не выходят за пределы десятка. «Первые числа (до 10 или 12 приблизительно), – утверждает Леви-Брюль, – привычные для пра-логического и мистического мышления, сопричастны его природе, они лишь очень поздно сделались чисто арифметическими числами». И если это так, то вполне вероятно, что количество палуб и отсеков на строящемся корабле носит не только конструктивный, но и мистический характер. Следует отметить, что числа в пределах от единицы до двенадцати называются довольно часто по ходу поэтического повествования о Гильгамеше, что, действительно, говорит о том, что человек того времени еще стиснут рамками пра-логического мышления, но следует обратить внимание на то, что несмотря на мистические оковы определяющим моментом при постройке корабля является логический подход – Утнапишти строит грандиозное судно продуманно – по чертежу. Однако пралогическое мышление еще занимает значительное место в жизни общества – очевидно, что вокруг очага шумерской государственности еще существовали племена руководствующиеся тотемическими представлениями. Внимательный читатель заметит, что в шумерском эпосе есть некое, чуть ли не антагонистическое, противопоставление интеллектуального Гильгамеша (представителя населения, предпочитающего оседлый образ жизни) новоявленному другу Энкиду – дикому степняку, необузданному кочевнику, чье мышление слепо подчинено коллективным первобытно-мистическим представлениям – 

   Гильгамеш уста открыл и молвит: 
   «Энкиду, друг мой, твоя мать антилопа 
   И онагр, отец твой, тебя породили, 
   Тебя воспитали хвостатые твари 
   И скот в степи и на пастбищах дальних!» 

   Противопоставление оседлого образа жизни кочевому в эпосе носит не эпизодический характер, но, исходя из экспозиции произведения, было в те древнейшие времена вопросом чуть ли не самым актуальным. Блуднища (чей профессионализм, судя по детальному эротическому описанию в поэме процесса соблазнения, ни в чем не уступает современному – «раскрыла Шахмат груди, свой срам обнажила, – увидел Энкиду – забыл где родился!» говорит своему возлюбленному: 

   Зачем со зверьем в степи ты бродишь? 
   Давай, введу тебя в Урук огражденный, 
   К светлому дому, жилищу Ану... 

   Светлый дом – это, вне всякого сомнения, культовый храм бога неба Ану, покровителя города Урука. И, таким образом, смысл речи блудницы Шахмат сводится к тому, что она просит Энкиду оставить кочевой образ жизни и приобщиться, иначе это не назовешь – к новой вере. И несмотря на то, что дружба с Гильгамешем невольно вводит кочевника в систему пусть не иных религиозных представлений, но все же, очевидно, претерпевших в сравнении с теми, что ему знакомы, существенное изменение, он продолжает мыслить по-старому – пра-логически. Критическая коллизия переживается «неофитом» сопричастно, как первобытным человеком – в собственном смысле слова: 

   Энкиду поднял с одра свои очи, 
   С дверью беседует, как с человеком: 
   Знал бы я, дверь, что такова будет плата, 
   Что благо такое ты принесешь мне, – 
   Взял бы топор я, порубил бы в щепы, 
   Циновку привязал бы в дверном проеме! 

   Нельзя пройти и мимо того факта, что библейская история Адама и Евы косвенно (в алегорической форме) напоминает историю взаимоотношений кочевника Энкиду и блудницы Шахмат в эпосе о Гильгамеше. Судите сами – Шахмат (Ева) покоряет Энкиду (Адама) красотой своей и искусством в деле любви. Но суть «грехопадения» не в этом, а в том, что Шахмат (Ева) соблазняет Энкиду (Адама) прелестями оседлой жизни (плодами «от дерева познания добра и зла» – Бытие, гл.2:17). В поэме о Гильгамеше детально и непосредственно описано первое боевое крещение Энкиду на этом богопротивном поприще – то, как он цивилизует свою буйную энергию в объятиях великолепной блудницы (надо отметить, что она это делает с неподражаемым мастерством): 

  

Смирился Энкиду – ему, как прежде не бегать! 
   Но стал он умней, разумением глубже... 

   И если в библейской истории Бог предупреждает, что непослушание приведет человека к гибели и, когда оно становится фактом, заменяет немедленное уничтожение на вечное проклятие; то «грехопадение» действительно приводит Энкиду, в итоге (после целого ряда героических подвигов), по решению великих богов (Ану, Эллиля и Шамаша) к смерти. Есть и проклятие, но оно касается только соблазнительницы Шахмат и проклинает ее сам Энкиду, заменяя по просьбе Гильгамеша длинный перечень своих недобрых первобытно-жестоких пожеланий на противоположные – милостивые и гуманные. 
   О качественном изменении мышления, выраженном в характере архитектурных сооружений того времени, наиболее полно можно судить по данным архитектурных раскопок произведенных в Северо-Западной Индии, в бассейне реки Инда. Развалины древнего города в Мохенджо-Даро сохранились особенно хорошо. Исследования показали, что это был крупнейший город начала III тыс. до н. э. Улицы этого города тянутся, как правило, строго параллельно с востока на запад и с юга на север. Фасады зданий выровнены в одну линию, их углы на поворотах округлены. Центральная улица достигает в ширину 10 метров (очевидно в этом городе пользовались колесным транспортом). Среди стандартных построек выделяется дворец с залами, служебными помещениями и кладовыми для хранения продовольствия. Общая картина города создает впечатление о явно продуманной сознательно проводившейся планировке. Мышление его создателей пра-логическим уже никак не назовешь. 
   Такого же рода сооружения, принадлежащие тому же самому времени, раскопаны в бассейне этой же реки несколько севернее – в Хараппа. 
   На основании того, что не имеется каких бы то ни было археологических свидетельств о возведении подобных сооружений в более ранние исторические периоды и на основании исследованных нами моментов эпоса о Гильгамеше, мы с полным основанием можем утверждать, что с IV по II тыс. до н. э. произошло качественное скачкообразное изменение мышления, выраженное усилением в нем логической доминанты. 
   Библейское повествование, как известно, начинается с Сотворения. Но здесь, в связи с нашим исследованием, следует обратить внимание на стих 5 главы 2 из Бытия, но не на утверждение аллегорического характера, что до Сотворения на земле ничего не росло – ни полевого кустарника, ни полевой травы , и не на то, что не росло это потому, что «Господь не посылал дождя на землю», а на то обстоятельство, что главной причиной такой всеохватывающей безотрадности было отсутствие «человека для возделывания земли». И тут мы сталкиваемся с первым противоречием. Исходя из Бытия, гл 5:2, Бог заранее знает, что создает человека для «возделывания земли» – для тяжелого физического труда – т. е. для проклятия, выраженного им в гл. 3:19 – «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю». Почему же при такой предопределенности, идущей от Него, от самого Создателя, Он помещает человека в райские условия ничегонеделания в Эдеме? Только ли для того, чтобы искусить его плодами «от дерева познания добра и зла»? Мы предполагаем, что здесь, в начале библейского повествования, в мифической форме выражена не только мысль, что «для возделывания земли» нужны знания, но и та, что цивилизация и сам человек, как человек разумный (Homo sapiens), начинаются с того момента, когда человек становится способным в результате предшествующей многовековой генотипической мутации перейти от кочевого к оседлому образу жизни и научается при этом возделывать землю. 
   Отсюда вытекает, что отмеченное нами выше противоречие, связанное с Сотворением человека, есть противоречие кажущееся. Для того, чтобы быть действительно Сотворенным, человек должен был вначале пройти долгий путь эволюционно-биологического преобразования: освободиться от оков мистического мышления – стать человеком разумным. Накопительный процесс становления насчитывал, вероятно, сотни тысячелетий, и внешне ничем себя не проявлял до тех пор, пока количественное накопление не привело к достаточному увеличению усредненно-коллективного уровня адекватного контактирования с реальным объектом и вследствие этого к качественному скачкообразному изменению иерархических, социальных и прочих общественных структур. И то, что накопительный процесс становления до обозначенного нами момента происходил в историческом смысле 
так долго, объясняется тем, что в кочевых условиях коллектив, очевидно, мог быть спаянным только при условии племенной организации родовых общин по тотемным признакам и браки, как правило, носили эндогамный характер – заключались внутри данной общественной группы – т. е. племени, что не способствовало ускоренному процессу мутации. 
   То, что родственные древние индейские цивилизации ацтеков и майя значительно моложе цивилизаций древнего востока, служит еще одним доказательством тому, что на темпы биологической эволюции сильное влияние оказывает наличие этнического многообразия, способствующее мутационным процессам и, следовательно, повышению уровня усредненно-коллективного сознания, а значит и переходу в более короткие исторические сроки от племенной организации общественных групп к менее архаической, когда заключение экзогамных браков становится естественным элементом жизни. 
   Попробуем объяснить нашу гипотезу в отношении индейцев несколько более аналитически. 
   По той причине, что в Америке не обнаружено древних ископаемых остатков человека, которые относились бы ко времени, предшествующему последнему ледниковому периоду, а также на основании антропологических, археологических и этнографических данных ученые предполагают, что заселение Америки осуществилось из Азии через Берингов пролив после последнего отступления ледника. Но что значит заселение? – в каких количественных масштабах оно происходило? В антропологическом отношении индейцы довольно однородны и близки по всем своим признакам к монголоидной расе. Сравнение всех индейских языков в грамматическим отношении и словарные соответствия между разными индейскими языками говорят о взаимном родстве всех индейских наречий. В сумме своей это свидетельствует, что в Америку примерно 10–15 тысяч лет тому назад из Азии через Берингов пролив переселилось, вероятно, несколько родовых общин, имевших по линии ближайших предков общее происхождение – т. е. одинаковые культурные навыки и один язык. 
   Через несколько тысяч лет потомки этих переселенцев, кочуя, размножаясь и отпочковываясь новыми родовыми общностями, расселились по всей Америке. Понятно, что при этом этнического многообразия и в помине не было. Понадобилась смена нескольких десятков поколений, чтобы различие биохоров и соответствующих способов приспособления к окружающей среде привели к зачаткам этнического многообразия (фенотипическая мутация) и в результате к активизации мутационных процессов и естественного отбора по генотипическому признаку. Вот почему переход от пра-логического мышления к логическому у коренных народов Америки произошел значительно позднее, чем у народов Европы и Азии. Приглушенность этнического многообразия долгое время держала индейские племена в состоянии близком к реликтовому. Но и сегодня они, при условии сохранения чистоты крови, значительно ближе уровнем своего усредненно-коллективного сознания к реликтовым этносам, чем к тем этническим сообществам, которые вписываются в воспеваемый и прославляемый по всему миру стандарт. И если время от времени раздаются возмущенные голоса, что Соединенные Штаты Америки страна демократии и свободы и что индейцев никто не заставляет жить в резервациях; они, мол, сами виноваты в том, что не хотят растворяться в американском, или что то же самое – в современном образе жизни, то на это мы со всей ответственностью заявляем – им не позволяет это сделать реликтовый уровень сознания – они не то чтобы не хотят – они к этому биологически не подготовлены – они не могут! 
   Развивая нашу теорию и высказывая при этом мысли крамольные, с точки зрения общепринятого, с неуклонной последовательностью ведущие к пересмотру целого спектра социальных и естественных наук, мы предвидим появление на мировой арене наших яростных оппонентов. «А как же согласуется с реликтовостью индейцев, живущих в резервациях, – спросят они с иронически-въедливой интонацией, – мексиканское или, например, бразильское экономическое чудо?» Суть этой въедливости заключается в идеологизированном мышлении – оно привыкло считать свою позицию гуманистической, а нашу расистской. Но у нас, в этом смысле, нет никакой позиции. Мы противники подобной априорности. У нас есть результаты исследований наших предшественников и наши усилия в этом же направлении. Исходя из уже проделанной нами работы, мы с уверенностью заглядываем в разного рода справочники и энциклопедии, зная заранее, что найдем в них сведения, лишний раз убеждающие нас в правильности наших теоретических рассуждений. Но судите об этом сами: 

<................>
_______________________________________________________________________________________
п