Н.А.
Ожидание
«Что ж, - проговорил Мастер; и цепкими пальцами
сдавил тонкую шейку скрипки. - Что ж...»
Невесомыми ногами прокружил он вокруг просторного
кресла, в котором сидела девушка, пробрался вдоль стены к окну.
«Сейчас, - думала она, - сейчас случится Это:
Мастер вскинет скрипку к плечу, возложит смычок на струны, встрепенутся
тонкие пальцы, и все живое остановит дыхание. Сейчас...»
Девушка в радостном ожидании сомкнула глаза,
но тут же, в испуге, широко раскрыла их снова -ничто не должно случиться
не услышанным, не увиденным, не пережитым вполне. Не для того ли она, воспользовавшись
случаем, пришла к Мастеру, чтобы своими глазами увидеть, почувствовать
ту таинственную, волшебную силу больших артистов, о которых написано в
старых, тревожащих ее романах.
В отличие от других ее сверстниц, ей не доводилось
бывать в знаменитых концертных залах, зато она прочитала огромное количество
романов и с легкой, сладострастной готовностью отдавалась долгим мечтаниям
о зимних вечерах, когда достойные, красивые люди, расположившись в просторной
гостиной со стариной узорчатой мебелью, слушают стихи поэта или завораживающую
игру вернувшегося с гастролей прославленного виолончелиста, и к исходу
ночи, в рассветные часы, лица у людей по-особенному добрые, размягченные,
и тонкие синие язычки пламени, тихо вспыхивая в глубине камина, плотно
прижимаются к темным, уже обуглившимся поленьям.
«Какая юная!» - думал Мастер о девушке.
За окном была ранняя, но крепкая весна: побитые
зимними ливнями ветви кустов отдышались, обросли новыми, плотными, непугаными
листьями; на тротуарах, рядом с распахнутыми магазинами, выстроились тележки
с апельсинами.
Мастер просунул голову в открытое окно, понюхал
воздух.
«Второе одеяло, пожалуй, уложу в шкаф», -
решил он, спиною вспомнив прохладную ткань зимних простыней, слепое скучное
царапанье дождя о стену дома и свое озябшее, бесстрастное, холостяцкое
тело под тяжестью двойного одеяла.
На тротуаре прохожие склонились над веселым
сиянием апельсинов, и Мастер на минуту вообразил, что в небе рассыпалось
солнце, опав сверкающими оранжевыми мячиками вниз, на тележки. Вздохнув
облегченно, по-весеннему. Мастер, встряхнув головой, взглянул на девушку.
- «О втором одеяле она, разумеется, не догадывается»,
- подумал Мастер.
На стене, напротив окна, солнечный зайчик,
сверкнув своим плоским возбужденно-дрожащим тельцем, на мгновенье замер,
но вдруг вспыхнув, метнулся к потолку уже расплывшимся, бледным и сразу
погас.
- «Что ж, - проговорил Мастер и ловко вскинул
скрипку к подбородку, - что ж...»
Напрягая взгляд и пряча влажные ладони в крупных
складках раскинутого на коленях платья, девушка тихо вздохнула, но тотчас
задержала дыхание.
«Сейчас, - подумала она, - сейчас случится
Это!»
Рука Мастер, словно задумавшись, повисла в
воздухе, над скрипкой, но вдруг два пальца, словно клюв случайно залетевшей
в комнату шаловливой птицы, клюнули в струну, подпрыгнули вверх, снова
упали.
«Что-нибудь из Сибелиуса, - подумал Мастер,
перекладывая смычок из левой руки в правую, - а может, из... Да, пожалуй,
из...»
- Любите Венявского? - проговорил он.
Девушка поспешно кивнула головой, но тут же
отвела взгляд в сторону, густо покраснела, оттого что никогда имени такого
не слышала и еще оттого, что не призналась в этом Мастеру.
- Прекрасно! - ликовал Мастер, довольный тем,
что юная красивая девушка любит Венявского и что теперь у него с девушкой
есть что-то общее, что связывает, единит.
Он, разумеется, знал о магической, гипнотизирующей
силе своей музыки, которая подчиняет себе слушателей, заставляет их сжимать
губы, когда губы сжимаются у него, закрывать глаза, когда глаза у него
закрываются, наполнять души волнением, когда его душа волнуется. Мастер,
находясь на сцене, упивался своей властью, а потому его постоянно охватывала
боязнь покинуть сцену, остаться за кулисами, тревожно вслушиваясь в приглушенный
гул толпы, покидающей зал; он знал, что как только скинет с плеча скрипку,
тут же потеряет силу, сладостную власть свою.
Мастер еще плотнее обхватил пальцами скрипку,
и вдруг ощутил мощный толчок смутного, волнующего желания; и не покорить
захотел он девушку, не победить ее красоту, а вместе с нею, он и она, покориться,
свободно отдаться звукам, которые добудет из своей скрипки.
«О, боже, какие у нее глаза, - подумал Мастер
о девушке, - они одновременно и глядят, и слушают, они ждут... Боже, я
хочу, чтобы они слушали меня, чтобы смотрели так... Что если пригласить
девушку с собой в Лондон, на гастроли?»
Мастер улыбнулся неожиданной, дерзкой мысли,
вгляделся в смуглое личико девушки, в темные глаза с темными застывшими
ресницами, но поспешно отвел тоскливый взгляд, устало покачал головой -
вспомнил первое, двадцатилетней давности выступление за границей, неудержно-громкое
биение сердца от похвал музыкальных критиков, ночную набережную Темзы,
цветы в номере гостиницы, молчаливую, с матовым румянцем на щеках девушку,
с которой в ту ночь не проговорили ни слова, а молча лежали на широкой
хрустящей простыне, молча отдавались тому, отчего мутилось сознание, молча
вставали, чтобы молча смотреть в окно на темно-серый город и снова молча
ложились, проделывали со своими телами то, что подсказывал им воспаленный
мозг, пока не иссякли силы в губах, спине, ногах, пока не наступило ощущение
обморока, и тот, кто был в состоянии подняться, вставал, чтобы принести
воды. А утром ее рука, лежащая на его бедре, время от времени вскидывалась,
и он продолжал молчать, потому что тогда не знал, что так уходят навсегда.
Мастер почувствовал, как внутри у него что-то
загорелось, заболело, и он подумал, что девушку не пригласит ни в Англию,
ни в Японию, ни в Бельгию, ни в Филадельфию.
«Нет, в Англию не приглашу!», - боль в груди
утихла так же внезапно, как и появилась, жар упал; теперь он снова ровно
дышал и думал о том, что то, в Лондоне, повториться не сможет, и что То
останется, видимо. Единственным, а теперь достаточно того, что в Англии
его ждут добрые приятели - профессор Джон Эмильтон и его милая, постоянно
улыбающаяся супруга Бетти, и они не допустят, чтобы он снял гостиничный
номер, не позволят въезжать в Лондон на скучном такси, а встретив его в
аэропорту Хитроу, отвезут в длинной серебристой машине к себе.
Мастер зажмурился, провел языком по влажным
губам и, подумав «с собою возьму лишь скрипку», сипло вздохнул, зная, что
желания сбываются не всегда.
- Поиграю Венявского, - Мастер проговорил
сдавленным, едва слышным голосом - так приобщают собеседника к строго сберегаемой
тайне, и, стараясь, не глядеть на девушку, протянул руку к окну, решительно,
хлестко задернул штору.
Мрак, густо хлынув в комнату, залил ее, поглотил
нетерпеливый затаенный блеск девушкиных глаз, оставил Мастера наедине с
едва заметным в темноте недвижным немым силуэтом девушки.
То было обычным, давно заведенным: плотно
запахнув на окне шторы, Мастер изгонял из пространства комнаты и свет,
и краски, и форму предметов, и тогда уже ничто не отвлекало, не мешало
погружению в самое необходимое для его музыки - в самого себя.
«Разреши племяннице, - просил на днях толстый
Леон, - позволь ей придти поглядеть, как ты играешь. Она будет только смотреть,
мешать не посмеет. Она столько читала о тебе в газетах, столько слышала
повсюду... Она давно умоляет меня поговорить с тобой, со знаменитым музыкантом...
Ведь мы с тобой встречаемся иногда на рыбалке... Что скажешь? Согласись,
а?
«Что ж...» - стараясь не слушать дыхание девушки,
Мастер встал к ней вполуоборот, закрыл глаза, решительно провел смычком
по струне.
Вначале говор скрипки был осторожным, плавным,
неторопливо-размеренным, словно давал понять, что рассказать необходимо
о многом и важном, а потому спешить не следует, и только позднее, сменив
тему беседы, скрипка заговорила спешно, нетерпеливо, с ускорениями, а то
вдруг смолкала, будто затем, чтобы перевести дыхание или затем, чтобы продолжить
повествование совсем по-иному - игриво, скользяще, щекочуще.
Погруженный в поспешное звучание скрипки,
Мастер, кажется, не заметил, как сыграв этюд Венявского и, даже не взглянув
в сторону девушки, перешел к Шуману, Брамсу, Дебюсси.
Жадный, увлеченный смычок то неуемно суетился,
прыгая по струнам, то ласково гладил их, то яростно терся об их бока, и
в темной тесноте комнаты метался клубок усталого шепота тоски, робкого,
сдержанного напева радости и тихой печали молитвы.
Сжавшись, девушка вглядывалась в темноту неподвижными,
широко раскрытыми глазами, словно не узнавала чего-то, однако надеясь,
что еще разглядит. Слишком бережно хранила она в себе, до мельчайших подробностей
помнила каждую страницу из старых романов, чтобы сейчас, при встрече с
Мастером, усомниться в том, что не узнает, не ощутит Это знакомое Оттуда.
Она помнила целые абзацы, чуть ли не главы из прочитанного и ей было не
сложно предугадать, что именно увидит, что за чем последует, только смущали
темная комната и нескончаемо длившаяся музыка..
Всеми силами утомившихся глаз следила она
за движением упрямого и едва заметного смычка, за застывшей на месте черной
фигурой Мастера, и вдруг ощутила в горле скребущую, удушливую, мерзкую
сухость.
«Воды!» - хотела выкрикнуть девушка, но сумела
отогнать от себя охватившую ее слабость, непонятную, неясную тревогу.
А скрипка не переставала говорить, о чем-то
жаловаться, просить.
«Пить! - едва слышно прошептали тяжелые, набухшие
губы, а обмякшие руки тщетно пытались приподнять девушку, чтобы до смычка
дотянуться, схватить его, остановить.
«Пить!» - силилась повторить девушка, но раздутый
язык омертвел, а глаза недоуменно глядели на прыгающие на ее коленях звездочки.
«О, Господи, - шептала девушка; но горячая
слезинка заволокла глаза, застыла в ресницах, - Господи, я боюсь».
В короткой спешной молитве просила она дать
ей силы, чтобы смогла поднять голову, вернуть глазам зоркость, а от души
страх отогнать, и воды просить не станет, а лишь на Мастера смотреть будет,
потому что волшебное Это... Там, в романах, читала...
Девушка затормошила, взволновала свою память,
вызывая из нее, словно надежных свидетелей защиты, строки любимых книг:
«... меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки.
Как будто яркий, весенний свет проник в мою душу. Мне стало хорошо, весело.
Заснувшее внимание мое снова устремилось на все окружающие предметы».
«Именно, именно», - подумала девушка и подняла
голову, старательно вслушиваясь в ревущую темноту комнаты.
Черная рука Мастера водила черным смычком
по черным струнам.
«Все спутанные, невольные впечатления жизни
вдруг получили для меня значение и прелесть. -Губы девушки шептали теперь
еще поспешнее и горячее. - В душе моей как будто распустился свежий благоухающий
цветок. Вместо усталости, рассеянья, равнодушия ко всему на свете, которые
я испытывал перед этим, я вдруг почувствовал потребность любви, полноту
надежд и беспричинную радость жизни. Чего хотеть, чего желать? - сказалось
мне невольно, - вот она, со всех сторон обступает тебя красота и поэзия».
Девушка мягко сомкнула губы, улыбнулась: «Я
рядом с Мастером, я здесь, в его комнате, я его слушаю!».
Черный смычок, пробежавшись по струнам, рвался
вверх, в черное пространство, вонзаясь в него, прокалывая, словно шпагой.
«Один, два, три...» - девушка, силясь удержать
на губах улыбку, вела счет уколам и, сбиваясь, начинала сначала.
«Глядеть, - говорила она себе, - глядеть...»
«Эти звуки мгновенно живительно подействовали
на меня, как будто яркий, веселый свет проник в мою душу», - не отрывая
взгляд от черной скрипки на беспокойном плече Мастера, девушка вдруг увидела
тихие огни очень высоких и очень белых свечей, толпу красивых мужчин и
женщин, белый торжественный камин, возле которого стояли задумчивый дядя
Леон и Мастер, знаменитый музыкант с вдохновленным лицом.
«Я увидела, - подумала девушка, - я знала,
что увижу Это!»
И не успела она вполне восхититься увиденным,
как в глубине камина раздался гулкий, тяжкий вздох, огонь потух, белые
плитки, словно перезрелые плоды на дереве, разом попадали на пол и, шумно
ударившись, потрескались, рассыпались; в серебряных подсвечниках печально
прогнулись высокие белые свечи, извиваясь тонкими, немощными телами - они
пытались устоять, но расплавились, уронив последнюю желтую слезу.
Свет погас.
Тьма.
Что-то оборвалось, опустело в груди девушки,
плечи, невесомые, сникли; испугавшись своего состояния, она уныло и очень
протяжно вскрикнула.
Черный смычок остановился, насторожился, будто
прислушался к обвалу тишины, и сутулая фигура Мастера, немного выждав,
выпрямилась, пошла к девушке.
«Что, девочка» - спросил Мастер. Его черное
лицо блестело, словно смазанное жиром, а с рукавов, с пуговиц на пиджаке
сходил к девушке едкий упрямый запах пота.
Девушка покачала головой, бросила короткий
испуганный взгляд на Мастера, на черную скрипку, на штору, упрятавшую свет.
«Где же Это, - подумала девушка, - все, что
здесь, в этой комнате - не Это!»
Различив волнение девушки. Мастер улыбнулся,
щеки его блестели радостной вспышкой и, думая о том, как хорошо ему работается
сегодня и о весне думая, и о супругах Эмильтон, он молодо зашагал по комнате,
снова и снова испытывая на струнах силу и страсть смычка.
«Я в форме, - думал он, кажется, я в отличной
форме, и англичанам предстоит плен. Заманив в великолепные залы, я повалю
англичан в кресла, сдавлю им дыхание, свяжу победной музыкой и - в плен!
Британцев - в плен!.
Как пловец, перед прыжком с вышки. Мастер
шумно вздохнул, закрыл глаза.
Он играл Бен-Шаула, музыку заклинаний, ропота,
смирения и пророчества, и библейские люди, загорелые, в белых просторных
одеяниях молча касались его скрипки кривыми пыльными посохами, одобрительно
качали головами и, скрестив под собой ноги, опускались на пол. А потом
пришли козы и лани, и два льва. Было тесно, все громко дышали, и Мастер
не расслышал торопливых шагов девушки у двери, не увидел сухие от ужаса
глаза и рот, приоткрытый, немой, как у ребенка, которого не понятно как
и почему обманули.
Мастер играл еще и еще, пока не заныло в суставах,
а на пальцах ног выступила липкая влага. Он открыл глаза, с радостью подумал,
что в отличной форме и о том - не взять ли с собой на гастроли юную девушку.
<...............................................>
______________________________________________________________________________________
|