Три звонка в сентябре
Динь-нь-нь!
Динь-нь-нь!
Минутку... Отжимаюсь на руках - скрипит кресло, а может быть, скрипят
кости мои...
Динь-нь-нь!
Три звонка в сентябре. Этот сентябрь - восемнадцатый.
«Иду!» - кричу я на дверь.
Женщина, которая сорок лет назад меня оставила,
теперь там, за дверью; приходя на узкую мощеную улочку в сентябре, она
стоит у дверей моей студии.
Восемь ступенек, покрытых стертым, выцветшим
ковриком, поднимают меня к двери.
- Ты? - почему-то спрашиваю я.
На протянутой ко мне ладони дрожит палец.
- Ну вот... - наклоняюсь к руке; палец под
моими губами
замирает.
«Напрасно ушла тогда», - думаю я.
Ресницы женщины опущены. Тогда они были гораздо
темнее. И брови тоже...
«Если б не оставила меня, то у нас была бы
дочка - теплые ручонки, мягкие губки».
- Ты? - повторяю я.
Вскидываются ресницы - большие темные зрачки
недвижны, но вдруг сужаются, сверкнув острыми, загадочными точками.
- Ты! - шепчу я. - Ты!
Ее глаза улыбаются, в уголках бьются слезинки.
Я бодро встряхиваю головой.
- Пойдем! - говорю я.
Слезинки, скользнув по щеке, падают на сомкнутые
немолодые губы.
Мы бродим, бродим - молчим, молчим. Мы никому
не нужны, никто нам не нужен. В Цфате, в сентябре...
- Дыши! - советую я. - В Цфат приходят надышаться!
- Да, едва слышно говорит женщина, - надышаться.
Шумно, смешно глотая воздух, она берет меня
под руку, и мне кажется, что вся кровь моего тела перелилась в локоть,
а через миг в уши, а потом в глаза и колени; поглядываю на солнце, зная,
что пока оно над нами, пока не сошло в изгибы лиловых холмов, женщина будет
весь день со мной.
«Солнце, постой!» - Тогда, когда она ушла
от меня, я себе сказал: «Держись, стой ровно!» - я говорил, а меня качало,
и я падал в кресло, которое в те годы еще не скрипело.
«Солнце, держись!» - прошу я в сентябре.
Облокотясь о косяк дверей кондитерской и сложив
на груди праздные руки, узколицая продавщица босой ногой ласкает сонную
кошку, но, завидев нас, поспешно подбирает валявшийся возле кошки сандаль
и, в ответ на мой молчаливый поклон, спрашивает удивленными глазами: «Э,
вы ли это, господин художник?»
Приходится снова поклониться и тоже глазами
ответить: «Разумеется, это - я, и пусть вас не удивляет, что в сентябре
я - Мужчина, да-да, настоящий...»
«Солнце, постой!» - придерживая рукой шляпу,
щурюсь на слепящий в небе круг.
- Не побежать ли нам туда? - говорю я женщине
и киваю головой в сторону горы Кнаан. - Мы, возможно, еще...
Женщина останавливается резко, рассеянно вглядывается
в даль, и лицо ее вдруг сжимается, прячется в морщинках, и я, не сдержавшись,
целую это лицо, увереннный в том, что только художники знают, как выглядят
морщинки Долгих Лет Ожидания.
- Что ты, что ты? - шепчу я. - Дурень я, старый
дурак...
Женщина молчит. «Боже, - думаю я, - как их
много, морщинок этих». Тогда, когда женщина была Моей Девушкой, я брал
ее с собой на гору, и она наблюдала за тем, как я рисую крыши города, а
когда я уставал, мы, устроившись в тени огромных древних валунов, ели хлеб
с сыром и целовались, и вечером, спускаясь с горы, я прыгал на одной ноге
и визжал, как одуревшая от радости обезьяна. «Мальчишка!» - смеялась Моя
Девушка, пожимая плечами и качая головой. Я требовал клятвы в вечной любви.
- Можно бежать медленно-медленно, - поясняю
я, - даже едва передвигаться... Топ-топ... Топ-топ... Зачем спешить?..
Там... Наверно, там... Сможем...
Женщина не трогается с места, смотрит на меня
и слушает с таким напряжением, словно я изъясняюсь на языке эскимосов,
а потом, закрыв глаза, - качает головой и пожимает плечами.
- По-твоему, я все еще мальчишка? - осторожно
спрашиваю я. - Ты действительно так считаешь?
Женщина качает головой и пожимает плечами.
Мне кажется, что во мне не осталось даже капли
крови, что она вся под ногами, утекла в плиты тротуара. Рядом какие-то
голоса прохожих: «Господи, вам нехорошо? На солнце-то... В таком возрасте...»
«Сгиньте, - прошу я, - еще накаркаете...»
Люди оставляют нас в покое, а потом за спиной,
издали, слышу: «Если пьяные, то сидели бы дома!»
Я не оборачиваюсь, я смотрю на плечи Женщины.
Вот именно, - думаю, почти всю жизнь просидел
я в подвале, довольствуясь своей работой и тишиной, хотя всегда знал, что
рано или поздно повешусь. И возвращался Сентябрь...»
- Взберусь на вершину, - говорю я Женщине.
- Семнадцать раз собирался; находило на меня в сентябре... И сегодня...
Быть мальчишкой, который взобрался на гору Кнаан - это, как... Я взберусь
на самую вершину и оттуда прокричу: «Ты - Моя Девушка!» Подожди меня внизу,
ладно? Сегодня... Подожди...
Плечи Женщины недвижны, тяжело опущены, но
мои ладони улавливают их молчаливую, тайно накопленную податливость. «Спасибо!»
- говорю я, чувствуя, как возвращается ко мне кровь.
Сегодня день не базарный, и Почтовая площадь,
обычно шумная и тесная от сваленных на нее мешков, корзин и ящиков, теперь
молчит; и дорога, уводящая от площади, напоминает оставленный кем-то бессмысленно
прижавшийся к земле шарф, по которому ступать неловко, но и обойти возможности
никакой нет.
- Ты всегда молчишь, - говорю я Женщине. -
Приезжаешь на несколько часов и молчишь.
- Я устала, - Женщина снова берет меня под
руку, - устала говорить. Я устала от разговоров с
собой.
- С собой? О чем это?:
Женщина долго разглядывает оливковые деревья,
на дальних холмах.
- О лжи, - отвечает она.
- Ты говоришь с собой о лжи? Почему о лжи?
- О чем же еще? Разве все - не обман?
- И то, что ты сейчас здесь?
- Обман! Даже то, что я сейчас здесь - тоже
обман... Ну, если не совсем обман, то, во всяком случае, сон.
- Ты утомилась, - говорю я. - Ты наверно,
вся выжата.
-А ты?
- Я об этом не думаю.
Я тоже смотрю на холмы, а потом, когда до
заправочной станции уже совсем близко, вдруг, заслонив собою полнеба, выглядывает
верхушка горы Киаан.
- Знаешь, - говорит поспешно женщина, - сегодня
я здесь - ото правда! Правда?
- Конечно! - соглашаюсь я и добавляю: «Сегодня
взберусь на самую вершину. Подожди здесь, а я взберусь!
- Дитя! - смеется женщина. - Везучий!
- Везучий?
- Ты - младенец, а потому у тебя все еще впереди.
Из заправочной станции выезжает длинный автомобиль.
Он поворачивает налево, в город.
- Впереди - старость, - говорю я.
- Дитя!
Слежу за автомобилем - повороты он делает
мягко, с легкостью.
Тогда, когда женщина была Моей Девушкой, она
тоже сказала «Ты еще дитя» и ушла из города. Она ушла на двадцать три года
и, лишь узнав о смерти моей жены, стала Женщиной, которая приходит ко мне
в сентябре.
- Однажды ты сказала так...
- Я помню. Вспоминала об этом по-всякому...
- Тогда ты спешила стать взрослой...
«Наверное, муж ее деловой, рассудительный»,
- думаю я и говорю:
- Я могу быть только художником.
- Да, говорит женщина, - да.
От заправочной станции дорога ведет вверх,
только вверх, и я знаю, что нужно идти и ни о чем не думать, но я думаю
о козе с крупным тяжелым выменем и о стакане холодного молока. Когда-то
мы, дети, пели в походе песни, а теперь я слова песен позабыл, теперь я
старик, который пытается быть бодрым, чтобы на гору суметь... И вдруг вспоминаю
- не песню, а целую оперу. «Тореадор, смелей та-та-та! То-о-о-ре-одор!
То-о-о-ре-одор! Эх, ноги мои та-та-та, чтоб их та-та-та. Легкие мои та-та-та.
И сердце та-та-та. Тореадор, смелей та-та-та! То-о-о-ре-одор! То-о-о-ре-одор!»
- Не дошел, - говорю я потом женщине, - возможно,
что если бы еще шаг, тогда бы...
- Ты не дошел совсем немного.
- Я хотел...
- Знаю!
- Мне показалось, что сверху на меня посыпались
белые и голубые искры, а потом - кружки зеленые, синие, черные.
- Не смотри туда, - говорит женщина, - не
смотри больше наверх.
Я чувствую, что крови во мне осталось совсем
мало, и замечаю, как солнце, скользнув, низко наклоняется над лесом. «Солнце
пролежит в лесной траве всю ночь, - думаю я, белое в черной траве».
- Утром оно поднимется, - говорю я, когда
подходим к автобусной станции. - Так всегда.
- Кто? - спрашивает женщина. - Кто поднимется
утром?
Я молча вскидываю руку, чтобы помахать отходящему
автобусу.
Автобус голубой с широкими окнами.
<...............................................>
_______________________________________________________________________________________
|