На последнем сеансе
По вечерам, пока жена развлекалась на коврике
с баночками из-под крема, гребешками или цветными пуговичками, бывший аптекарь
устраивался в кресле, прослушивал по радио последние известия, а потом,
закрыв глаза, оставался сидеть еще немного, отдыхая от прожитой жизни и
старости или погружаясь в воспоминания о прежнем Тель-Авиве, веселом и
уютном, и о себе в атом городе, и о невесте, идущей с ним за руку.
Иногда аптекарь опускался к жене на коврик,
молча разглядывал ее лицо или с восторгом читал вслух стихи Мангера, и,
утомившись от чтения, вдруг наклонялся к жене и спрашивал: «Как сегодня?»
Безответные губы, безответные глаза.
«Терпимо, да?» - аптекарь смотрел, как жена
радостной рукой поднимала флакончик с пульверизатором и, хотя флакончик
был пустой, сжимала резиновую грушу еще и еще. И тихо смеялась.
«Вот и хорошо!» - думал аптекарь и уходил
на кухню готовить компрессы, потому что летом жену мучили опухшие ноги.
- Я с тобой, я здесь!, - то и дело напоминал
аптекарь, и от твердого звучания собственных слов, было самому светлее
и покойнее.
Однако в этот вечер аптекарь был печален и
оставался в кресле дольше обычного.
«Завтра, 16 сентября... Старое здание кинотеатра
«Офир» - На снос» - сообщало радио.
На стекле окна аптекарь заметил свое отражение.
«Тощая тень», - подумал он и, скучно задержав
костлявую руку в воздухе, тяжело уронил ее на колено. Рука без часов -
время давно потеряло смысл.
Кинотеатр «Офир»... И он тоже... все теперь
из послушания уходит: и дети, и ноги, и город...
«Надо бы избавиться от радио, как избавился
от часов», - решил аптекарь.
Завтра... Снос... Тель-Авив уже не узнать...
И себя... И жену... И приятели, словно вдруг спохватившись, из жизни убираются...
Аптекарь поднялся из кресла, походил по комнате,
а потом долго стоял на кухне с погасшими глазами.
Завтра...
Аптекарь встряхнул головой, задумчиво почесал
под штаниной сухую гладь ноги.
- Помнишь, - сказал аптекарь, вернувшись к
жене в комнату, - помнишь кинотеатр «Офир»? Последний сеанс... Мы ходили
только на последний...
- Далеко-далеко, - ответила жена и, отложив
в сторону пуговичку, немного посмеялась.
- Помнишь! - аптекарю хотелось погладить жене
руку, но он не успел: рука снова потянулась к пуговичке.
Аптекарь отвернулся и долго смотрел на свет
лампочек под потолком, а потом он вдруг увидел темный зал «Офира» и бледный
экран, и еще он увидел бар, в который они забегали после последнего сеанса,
чтобы выпить по кружке пива, и жене нравилось опускать лицо в его ладони.
Потом, дома, он желал жену, а она его, и ему нравилось слушать, как она
скулит от неги, и, успокоенные, они мечтали о сыне и о том, что когда-нибудь
у них будет целая библиотека с хорошими книгами.
Аптекарю захотелось напомнить жене фильмы,
которые они просмотрели в «Офире», но он промолчал, потому что жена глядела
куда-то в сторону и блаженно улыбалась, и еще мешал запах плесени, который
исходил от коврика возле кровати.
Лоб у аптекаря был холодный и глаза холодные, и во рту холодный язык:
«Умер «Офир»... Завтра казнь.. Утром...»
Жена улыбалась.
«Вот и хорошо! - готовый ко всякому, аптекарь
терпеливо ждал, когда ночь, такая же тесная и узкая, как сама старость,
наконец, обессилев, отойдет, а днем все кажется не таким запутанным и не
таким пугающим.
«Я с тобой!» - по ночам голова жены мечется
на подушке, а тело, отрешенное, вовсе не ее, по утрам наполняется толикой
упругости и тянется вниз, к коврику, на котором цветные пуговички и пустой,
но неизменно влекущий к себе пульверизатор.
«Я - здесь!» - ладонь аптекаря легла на влажный
лоб жены, а потом скользнула в знакомую, по-прежнему волнующую мягкость
волос.
«Я - с тобой!» - слушая долгий, неясный говор
жены, аптекарь подумал, что у нее распухли еще и губы, но, приподнявшись
на локте, кроме мучительной улыбки, ничего не заметил.
Аптекарь прислушался к тому, как шумят за
окном автомобили, и хотелось ему пойти к улице Грузенберг, на которой старый
приятель «Офир» доживает свою последнюю ночь, но не пошел, а, продолжая
лежать с открытыми глазами, шептал в темноту комнаты: «Потерпи еще, потерпи...»
Он снова перевел взгляд на жену, на ее привычно
мечущуюся на подушке голову, и неотвязно сверлила мысль, что через несколько
часов погибнет «Офир», и о том, что скоро уже сам тоже умрет, а жена останется
одна, и распухшие ноги замучат ее вовсе.
Вскрикнул аптекарь, но плотно прижал ко рту
ладонь.
«Не бойся, - шептал он в ладонь, - не бойся,
не бойся!»
Почувствовал боль в висках.
Почувствовал в ногах холод.
Сбросил с губ ладонь, обнял тучное тело жены.
«Как же так?» - шептал он. - Как же это?»
Он долго и яростно качал головой, словно не давая кому-то задушить себя,
а потом, успокоившись, долго и желанно улыбался тихими губами, и виделся
давний ночной Тель-Авив, мигающие в небе звезды и девушка с тонкой послушной
талией.
«Мой выходной костюм там, в шкафу, - подумал
он. - Он еще вполне приличный... Я одену мой выходной костюм, и мы пойдем
в кино. Да... На последний сеанс...»
* * *
Человек в ярко-красном комбинезоне и в желтой
каске на голове, величественно расставив ноги и разбросив по сторонам руки,
перекрыл собою вход в улицу Грузенберг.
«Нет прохода, нет!» - без конца повторял он,
и прохожие, потоптавшись на месте и молча оглядывая огромный строительный
кран, отходили прочь.
- А вы? - человек в желтой каске изумленно
взглянул на черный костюм и лакированные туфли аптекаря, потом на стоящую
рядом пожилую женщину, которая смотрела перед собой безучастными глазами
и, громко посапывая носом, пила молоко прямо из бутылки.- А вы?
- Останется! - заявил аптекарь и обнял жену
за плечи.
- Вам лучше уйти, - советовал человек в каске,
а то ведь сейчас начнут...
Аптекарь покачал головой, чуть вздохнул и
не спеша, аккуратно расставил на самом краю тротуара прихваченные из дома
походные стульчики.
- Сейчас начнется, - пояснил он жене, усадив
ее и присев сам.
Человек в каске, недовольно сдвинув брови,
пытался сказать что-то, но понаблюдав за тем, как опадают на розовый ворот
женщины капли молока, промолчал, лишь рукой махнул.
«Сейчас начнется!» - снова проговорил аптекарь,
но теперь уже ни к кому не обращаясь; прищурив глаза, он разглядывал тяжело
развалившиеся на асфальте гусеницы экскаватора.
А потом началось. Грустно пошумев, экскаватор
затрясся, зачихал и вдруг, вытянув из себя сверкающую на солнце стальную
шею, нетерпеливо, словно обозленная змея, ужалил «Офир» в бок.
Густые, хмурые клочья пыли валились на дорогу
и не просматривались больше ни улица, ни экскаватор, ни даже небо;
только слышно было, как бросается змея на «Офира» и как молчит за спиной
город.
Мерзко взвизгнула разбитая бутылка.
«Я - с тобой!» - аптекарь наклонился, собрал
с тротуара осколки, опустил их в боковой карман пиджака, а потом забрал
испуганные руки жены в свои руки.
«Прости, - белоснежным, аккуратно сложенным
платочком протер он влажный подбородок жены, - прости, забыл я, что фильмы
ужасов ты не любила. И я не любил... Я лишь хотел... Господи! На последний
сеанс...»
Аптекарь сказал что-то еще, а потом замолчал,
а жена недоуменно глядела то на мужа, то на внезапно почерневшую улицу.
Кинотеатр «Офир», издав протяжный, трескучий
выдох, рухнул на мостовую. Аптекарь отвернулся.
«Пойдем!» - позвал он жену.
Женщина послушно встала, вдохнула в себя горячий
воздух, и вокруг ее губ разбежались радостные морщинки.
Аптекарь сложил стульчики и, взглянув на залитую
молоком блузку жены, вдруг подмигнул затянутым слезинкой глазом: «Дома
я поменяю на твоей ноге компресс, а еще радио в окно выброшу».
Оглянувшись назад, он заметил, как бегают
по куполу Большой синагоги солнечные блики.
<...............................................>
________________________________________________________________________________________
|