продолжение
.
 

   Но одна фраза Заболоцкого выглядит довольно странной: платформы слипаются почему-то «образовавшись в огненном металле». Это утверждение поэта, на первый взгляд , никак не согласуется со всеми положениями как классической, так и современной геологии. Уже лет 100 известно, что жидкое металлическое ядро расположено на глубине 3000 км под материковым ложем. А тут - явная несообразность: «огненный металл» почти на поверхности Земли - под континентами и вблизи их краев. 
    Попробуем разобраться со смыслом этого экзотического высказывания.  Прежде всего, что означает «огненный металл», и где он развит вблизи поверхности более всего. Здесь мы видим, что Заболоцкий ходит в отношении Земли по путям , мало изведанным современной наукой. Для этого необходим анализ, включающий химию звезд и планет. С этой точки зрения становится понятным, что «огненный металл» - это водород. Известно, что Солнце является водородной звездой. Этот же металл широко развит и на больших планетах солнечной системы: Юпитере и Сатурне. Но при чем же здесь малые планеты, и в том числе наша Земля, сложенные более тяжелыми химическими элементами? Где здесь развит «огненный металл», т. е. водород? Очевидно, что в биосфере, но в форме не огненной, а углеводородной. А огненная развита локально: в метановых выбросах из жерл грязевых вулканов, в шахтных стволах и в техносфере - в аварийных зонах возгорания нефти и газа на скважинах, трубопроводах и хранилищах. 
    Все это, как видим, достаточно далеко от того, что пишет Заболоцкий: «огненный металл» он явно связывает с динамикой континентов. Нет ли здесь предвидения нового явления, о чем мы предполагали в самом начале нашего изыскания? 
    Разумеется, есть - и более того, упреждая строго научную сторону анализа, мы можем сообщить заинтригованному читателю, что в этой фразе закодировано не только новое геологическое явление, но и прорицание кардинально нового хода человеческой цивилизации. 
    А теперь представим доказательства этого утверждения. Они многоаспектны, но достаточно просты. Прежде всего, сошлемся на данные геохимии, установившее широкое развитие на Земле глубинных подтоков углеводородов и гелия. С этим явлением связана сравнительно новая для геологии теория неорганического происхождения нефти и газа. В то же время, многие геохимики считают, что металлический водород является существенны элементом земного ядра (концепция гидридной Земли). По этому поводу возникли экстравагантные теории об экспансии объема Земли. Но это положение - из области борьбы научных школ. А нас интересуют реальные природные процессы, связанные с «огненным металлом» И второе открытие с ним связанное не прямо, а косвенно. Оно было сделано около 15 лет тому назад в результате исследования автором этих строк механизмов гидросферных возмущений мелового периода развития Земли. 
     Было установлено, что в самом конце мелового периода произошло резкое увеличение объема чаши мирового океана, не согласующееся ни с какими известными на тот момент данными геодинамики. Позже, при анализе других этапов геологической истории и с привлечением данных глубинной геофизики и геотектоники удалось установить, что резкие изменения уровней мирового океана связаны с катастрофическим явлением межслоевых срывов литосферы в нижней части которой накапливались избыточные флюиды. Кстати, с явлениями такого порядка связан ряд биосферных кризисов и, в частности, знаменитое «вымирание динозавров» и других меловых фаун. Это открытие не было замечено ни одним из исследователей. Однако, уже в 90-х годах исследования дна мирового океана привели к открытию слоя метаногидратов, залегающих на глубине до 100 км от поверхности океанического ложа. Это и есть тот «огненный металл», о котором в 1946 году писал русский поэт Николай Заболоцкий. Его провидческий дар вполне объясним с позиций теории Станислава Грофа (рождение - смерть - рождение). Это возвращение в мир жизни из мира «лагерной пыли». 
    В сегодняшней жизни производные «огненного металла» определяют все геополитические аспекты мира. Воистину «люди гибнут за металл». И мы не сомневаемся, что в ближайшие десятилетия об этом будут вспоминать как об одном из очередных исторических курьезов. 
    Дальнейшие строки стихотворения «Урал» также содержат ряд геологических сюрпризов. Часть из них понятна, а иные моменты сегодня мы расшифровать еще не можем. Обратимся к следующим - по порядку - строкам: 

        «В огне и буре плавала Сибирь, 
        Европа двигала свое большое тело...» 

    Здесь возникают два вопроса: почему «в огне и буре» плавает только Сибирь и почему «большое тело» именно у Европы, тогда как хорошо известно, что Сибирь размерами превышает Европу? 
     Рассмотрение проблемы на уровне одного лишь здравого смысла приводит к самым простым аналогиям - например, что это калька известной песни  - «Песни о Ермаке». И действительно: 

              «Ревела Буря, дождь шумел, 
              Во мраке молнии блистали...» 

    Сибирь - это лагерный апокалипсис. И ассоциативность по аналогии: если «Россия - во мгле», то Сибирь - во мраке. 
     Но у Заболоцкого не говорится о мраке ни в прямом смысле и ни в переносном - все происходит днем, что видно из последующих строк. Значит, речь идет об иных, не исторических, а геологических катаклизмах. Сибирь то, ведь, только формируется. К ней причленяются  Уральская, Казахстанская, Туранская плиты и пояса Средней Азии, Алтая и Тянь-Шаня, с их конечным вулканизмом. А Европа была активна лишь на юге и в зоне грабено Осло. Как видим, здесь все точно совпадает с геологическими реалиями. 
     А теперь «о большом теле» Европы. 
      Известно, что Заболоцкий в казахстанской ссылке работал картографом. И он разве что иронически мог бы писать о том, что у маленькой Европы  «большое тело». Ибо сравнительные величины «больше, меньше» в геометрическом порядке могут быть связаны с различными способами картографических проекций сферы на плоскость. Однако ирония выглядела бы здесь избыточной и даже неуместной. В том что это так, нас убеждает анализ смысла поэтического высказывания. Европа как бы одушевлена. Внимание акцентировано не на пассивности - двигалась, а на активности - двигает: «двигает свое большое тело». Что же это за «большое тело», возглавляемое персонифицированной Европой? 
    Сегодня, на фоне известного геологического прошлого, продолжается реконструкция древних материков. Известно, что Европа в ранние (до столкновения с Сибирью) времена была наглухо припаяна к Северной Америке, а своим юго-западным концом соединялась с гигантским суперконтинентом Гондвана. Это и есть «большое тело», о котором говорится в тексте Заболоцкого. Разумеется, такая картина в 1946 году еще не была известна геологам. 
   

Перейдем, однако, к дальнейшим строкам текста, описывающим солнечно-земные связи: 

       «И солнце, как огромный нетопырь, 
        сквозь желтый пар таинственно глядело». 

     Декодировка этих строк не может быть осуществлена в полной мере. Мы, ведь, знаем теперь, что поэт «запредельно» точен в словоупотреблении ибо точность эта осенила его за пределами уровня рационального познания. И все же попытаемся кое в чем разобраться. Солнце-нетопырь - атрибут жаркого климата. А перед закрытием Уральского океана, в каменноугольную эпоху, климат был не аридный (сухой), а влажный, гумидный. Огромные болотистые пространства приморских равнин (маршей) занимали густые леса, из которых потом сформировались пласты каменного угля. А огромный «нетопырь» глядит таинственно сквозь желтизну, надо полагать, болотистых испарений. Но в том то и дело, что таинственностью взгляда обладает не солнце, а луна. Ибо только она способна к диалогу с человеком. Ей свойственен некий интим, если хотите. 
Словом, умному достаточно (sapienti sat). А с солнцем не очень то пообщаешься. Его яркий свет императивен и не допускает фамильярности. Почему же Заболоцкий усматривает в этом «нетопыре» какие-то черты, общие с хрупким человеком - таинственность, отчуждение, неуклюжесть. В связи с этим вспоминается  сентенция Станислава Красовицкого: «То человек повешен на крюке, овеянный какой-то смелой тайной». А в чем же таинственность взгляда могущественного солнца? Может быть она обусловлена специфичностью состава атмосферы того времени? Ведь это была эпоха великого гондвандского оледенения, влиявшего на ее запыленность, газовый режим вследствие деятельности многочисленных вулканов, по причине чего в атмосферу выделялось аномальное количество газа и метана - эпоха развития наибольшей биомассы на Земле. Весьма вероятно, что солнце в такой атмосфере могло выглядеть больше обычного ввиду специфики ее оптических свойств и химического состава. Кстати «желтый пар» - это спектральная линия натрия, входящего в химический состав выбросов поваренной соли из прибрежных зон вихрями конвективных ячеек атмосферы. 
    Но тайна солнечного взгляда может быть и другой. Если аномален режим Земли, то мы с определенностью можем утверждать об аномальности магнитогидродинамического режима Солнца. Ибо этот режим обусловлен характером приливных воздействий больших планет солнечной системы, а в меньшей степени - и планет земной группы. Сегодня еще нет науки, которая могла бы именоваться « исторической гелиофизикой» или, проще, «палеоастрофизикой Солнца». Но такой перспективный взгляд весьма реален в будущем, ибо в земных процессах запечатлена запись воздействий Солнца. Именно об этой научной тайне и говорят две строки Заболоцкого. 
    В финале стихотворения (а, вернее, его геологической части) поэт описывает процесс столкновения двух тектонических  плит, которые в современной тектонике именуются «коллизией»: 

    И вдруг, подобно льдинам в ледоход, 
    Материки столкнулись. В небосвод 
    Метнулся камень, образуя скалы... 

    В классической геологии - это завершение геосинклинального процесса, а в новой тектонике плит - иная геодинамика: не складчатая, а глыбово-надвиговая. Материки - действительно, как льдины. И движение их основания осуществляется как по смазке. Вместе с гранитными глыбами в движение вовлекаются и более плотные базальтово-серпентинитовые породы океанического дна. Они и образуют «камни», взметнувшиеся на поверхность платформенных образований. Ученые называют такие породы офиолитами. 
 Но наряду с этими породами, в движение вовлекаются и близлежащие «камни» - жесткие рифовые массивы и прочие образования. С большими «камнями», а по научному «клиппенами», «отторженцами», «тектоническими пластинами» 
связаны месторождения нефти и газа. 
    Отметим же, что понятие «камень» вовлечено здесь в самодавлеющую направленность геологического процесса. «Метнулся» (указание на быстроту) 
«камень», а не «каменные скалы». И главное - каким образом  эти «камни» являются созидающим истоком - «образуют скалы»? - разве только в том случае, когда они (эти «камни») слипаются. И действительно, это реальное явление, и название ему -  тектоническая брекчия. 
    Наряду с фиксацией нами научного контекста в поэтическом творчестве  Заболоцкого, не будем забывать, что речь в данном случае идет прежде всего о художественном осмыслении. Вспомним, что Урал издавна называли «Каменным поясом». И «камнями» здесь именуют также и огромные  тектонические глыбы - подземные горсты: «Полюдов Камень», «Пытков Камень» и тому подобная фольклорная прелесть. Мы, таким образом, пришли к обоснованию разновариантности употребленной Заболоцким семантики слов и мыслеобразов. И если рассматривать эти образы, как процесс «голографической акустики», то обратимся еще раз к мыслеобразу «льдины», 
«льда». 
    Первая, и самая простая модель  - это процесс «торошения», ломки краевых частей континентальных глыб.  Вероятно поэты  обладают даром двустороннего (поэтического и научного) внутреннего видения подобного рода процессов. Понятие «лед» в геологии и физической географии многослойно и многоассоциативно. Оперируя таким понятием, поэт может выходить на разные уровни физической реальности. Вспомним строки Владимира Соколова: 

   Он видел, как земля качалась, 
   Выпрастываясь изо льда, 
   Как из туманности рождалась 
   Неповторимая звезда. 

    Это пример перехода понятия «лед» на планетарный и космологический уровень. 
    У Заболоцкого этот уровень скрыт, но он проявляется в тексте в невербальном, аллитерационном контексте, дающем как бы эффект гула, вибрации, резонанса: «И вдруг  подобно  льдинам в ледоход». 
    Надо полагать, что в выделенном просматривается второй (зеркального плана) мотив льда, в котором угадывается «ледниковый» смысл уральской тектонической фазы, захлопнувшей Уральский океан, после чего резко изменился климат на Земле, ввиду уменьшения емкости мирового океана и роста ледникового щита в южной полярной области*. 
   _____________ 
  * Этот процесс детально описан в одной из моих работ совместно с И. Ю. Лапкиным.

<...........................>

____________________________________________________________________________________
п