4

     Ссылка в колофоне на стиль Фань Куана станет наглядной в том случае, если мы покажем картину, приписываемую кисти Фань Куана. Независимо от того, действительно она принадлежит Фань Куану или нет, она представляет стиль, который история живописи связывает с именем Фань Куана. Резкие, монументальные контуры темнеющих в высоте горных пиков, которые кажутся очень далекими из-за тумана, клубящегося у их подножий, в долине, иллюстрируют тот постоянный эпитет - Мастер высот и далей, - который дали живописцу современники. Но особенности этого стиля позволяют понять и то стремление к патетике, о котором свидетельствовал и аскетический образ жизни художника: он никогда не состоял на государственной службе, жил в уединении среди гор, занимался живописью и созерцал величие природы. 
     Таким образом, важнейшие содержательные элементы этого стиля - величие, монументальность, мрачный эмоциональный колорит. Конечно, на картине Ши Тао все это получает подсобное значение, то есть трансформируется: величие означает уважение к семейным узам, монументальность служит для выражения дали, мрачность передает ощущение одиночества. Высокие качества, эстетические моменты здесь проявляются в смягченном, уменьшенном варианте, величественная монументальность переводится в идиллию. Это покажет и дальнейший, более подробный анализ картины, который может быть осуществлен на основе полученных уже данных. 


<....................................>

_____________________________________________________________________________________
п