4
Ссылка в колофоне на стиль Фань Куана станет
наглядной в том случае, если мы покажем картину, приписываемую кисти Фань
Куана. Независимо от того, действительно она принадлежит Фань Куану или
нет, она представляет стиль, который история живописи связывает с именем
Фань Куана. Резкие, монументальные контуры темнеющих в высоте горных пиков,
которые кажутся очень далекими из-за тумана, клубящегося у их подножий,
в долине, иллюстрируют тот постоянный эпитет - Мастер высот и далей, -
который дали живописцу современники. Но особенности этого стиля позволяют
понять и то стремление к патетике, о котором свидетельствовал и аскетический
образ жизни художника: он никогда не состоял на государственной службе,
жил в уединении среди гор, занимался живописью и созерцал величие природы.
Таким образом, важнейшие содержательные элементы
этого стиля - величие, монументальность, мрачный эмоциональный колорит.
Конечно, на картине Ши Тао все это получает подсобное значение, то есть
трансформируется: величие означает уважение к семейным узам, монументальность
служит для выражения дали, мрачность передает ощущение одиночества. Высокие
качества, эстетические моменты здесь проявляются в смягченном, уменьшенном
варианте, величественная монументальность переводится в идиллию. Это покажет
и дальнейший, более подробный анализ картины, который может быть осуществлен
на основе полученных уже данных.
<....................................>