.
Заключение (6-II)
В IV-III вв. до н.э. учение Мо-цзы
пользовалось в Китае известной популярностью, затем, в конце III в. до
н.э., внезапно исчезло со сцены, и когда уже в XIX в. к трактату «Мо-цзы»
снова пробудился интерес, моизм оказался не живым учением, а объектом исследования
историков философии.
Ученые предлагают различные объяснения уникальному
в истории китайской мысли факту внезапной утраты интереса к влиятельному
учению. Некоторые говорят о том, что причиной было гонение на гуманитарную
культуру при императоре Цинь
Ши-хуане {139}, другие видят причину
в моистском экстремизме, нашедшем выражение как в проповеди всеобщей любви
вместо всех остальных человеческих привязанностей, так и в аскетизме и
требовании суровой экономии {140}. Некоторые
исследователи связывают закат учения Мо-цзы с его мрачным утилитаризмом
и
полным отсутствием психологической тонкости {141}.
Б.Уотсон считает, что существенную роль наряду с другими моментами сыграл
и нудный стиль трактата, делающий мучительным его чтение {142}.
Признавая значение этих факторов, мы думаем,
что решающую роль здесь сыграла неспаянность теории Мо-цзы, делавшая ее
противоречивым и нежизнеспособным конгломератом. Возведение на пьедестал
государственной машины, стремление к ее наибольшей эффективности приводили
к мысли о манипулировании людьми при помощи наказаний и наград. Говоря
в этом контексте о необходимости увеличения
окладов
чиновников и усиления их власти, Мо-цзы вступал в кричащее
противоречие с имеющимися в его же системе эгалитарными тенденциями - борьбой
против роскоши ради удовлетворения потребностей народа в еде и в одежде.
Низведение человека до роли винтика никак не сочеталось с унаследованными
от Конфуция моральными устремлениями. Будучи в течение некоторого времени
идеологией воинствующей секты, учение Мо-цзы не могло надолго привлечь
ни моралиста, которого отталкивали утилитаризм и механистичность его утопического
идеала, ни настоящего поклонника всесильного государства, ощущавшего как
нечто чуждое его эгалитаризм.
<...............................................>
_____________________________________________________________________________________
|