.
Истоки даосизма (1-IV)
Конфуцианство, моизм и легизм исходят
из того, что человек - существо общественное. Конфуций не мыслит послушного
сына вне семьи, как не мыслит и цзюнъ-цзы вне отношений с обществом.
Мо-цзы и легисты на первое место выдвигают государство. Представители этих
школ никогда не выражали сомнения в том, что место человека - в обществе,
среди ему подобных, и по отношению к обществу он должен выполнять определенные
обязанности. Но именно этот тезис полностью отвергают даосы, которые смотрят
на общество как на зло и призывают человека, вырвавшись из его цепких объятий
и стряхнув с себя оковы ложных обязанностей и долга, вернуться к природе
и слиться с потоком незамутненной, безыскусственной и истинной вселенской
жизни.
Появление таких взглядов отражено уже в «Лунь-юй»
{248},
где рассказывается о встрече ученика Конфуция Цзы-лу с отшельником. В характеристике,
которую дал Цзы-лу поведению отшельника, впервые сформулированы важнейшие
расхождения между конфуцианством и тем подходом к социальным проблемам,
который впоследствии был усвоен философами-даосами. «Отказываться служить
своей стране неправильно, - сказал Цзы-лу. - Если отношения между старшими
и младшими не могут быть нарушены, то как можно отказаться от обязанностей,
связывающих друг с другом государя и подданного? Стремление сохранить свою
личную чистоту ведет к разрушению основы человеческих взаимоотношений.
Служа своей стране, цзюнъ-цзы поступает по справедливости. А то,
что правда не может победить, он знает давно». Далее {249}
приводятся слова самого Конфуция, который, рассказав о многих отшельниках,
замечает: «Я не таков. Я не говорю заранее "ты должен" или "ты не должен"».
Будучи далек от асоциальной позиции отшельников, Конфуций решает вопрос,
следует ли участвовать в управлении, в зависимости от того, служит ли при
данных условиях политическая деятельность воплощению в жизнь гуманности
и справедливости.
По-видимому, взгляды отшельников еще не были
связаны с термином «дао»,
впоследствии обозначившим эту школу древнекитайской мысли. Буквальное значение
«дао»
-
«дорога», «путь». Но уже с отдаленной древности это понятие стало употребляться
и в переносном смысле, в значении «пути человеческого». Именно в этом смысле
«дао»
часто встречается в «Лунь-юй». Философы-даосы придали термину еще один,
общефилософский смысл. В даосских трактатах он обозначает путь, которым
следует вселенная, и вместе с тем то невидимое и непостигаемое ни ощущениями,
ни интеллектом начало, в силу которого вселенная появилась и развивается.
В приписываемой Лао-цзы книге «Дао-дэ-цзин» («Классический канон пути и
достояния») говорится: «Есть нечто хаотическое, но завершенное, существовавшее
уже до рождения неба и земли, беззвучное и бесформенное. Неизменное и ни
от чего не зависящее, оно без устали вращается по кругу. Его можно считать
матерью Поднебесной. Имени его я не знаю, но называю его "дао"»
{250}.
Начало дао, как бы воплощающее в себе целостность мироздания, противопоставляется
даосами суетным людским делам и стремлениям. Целью того, кто осознал ничтожество
всего
мирского, должно быть слияние с дао с помощью мистического просветления.
Первым философом даосизма традиция считает
Лао-цзы, который, как сообщает Сыма Цянь, был архивариусом при чжоуском
дворе и во время встречи с Конфуцием наставлял последнего в мудрости. Однако,
как теперь установлено, чжоуский архивариус, встречавшийся с Конфуцием
и затем составивший по пути на запад книгу из 5000 иероглифов, - фигура
легендарная, а книга «Дао-дэ-цзин» относится ко времени около 300 г. до
н.э. Самым ранним даосским произведением многие ученые признают теперь
книгу «Чжуан-цзы», и это побуждает нас взять ее за основу при изложении
идей древнего даосизма. Существенную роль играет и то обстоятельство, что
трактат «Чжуан-цзы», содержащий развернутую аргументацию и притчи, поясняющие
большинство даосских тезисов, представляет несравненно более благоприятный
материал для анализа этих идей, нежели лаконичный «Дао-дэ-цзин».
>
______________________________________________________________________________________
|