.
.
V I I I.

     За восемьдесят лет до Р. X. школы процветали во всех концах Палестины - введено было обязательно обучение. Между тем, как до изгнания не встречается ни одного выражения для слова «школа», в это время, напротив того, целый десяток слов для этого выражения вошел во всеобщее употребление *.
     Важное значение, которое придавалось публичному обучению в жизни народа, яснее всего явствует из народных поговорок, каковы: «Иерусалим был разрушен, потому что пренебрегали обучением юношества» ; «мир поддерживается лишь дыханием школьных детей»; «нельзя мешать учению в школах, даже когда дело идет о восстановлении храма»; «ученый выше пророка»; «уважай своего наставника более нежели родного отца; последний произвел тебя в сей мир, первый же указывает тебе путь в мир грядущий»; «благо сыну, который учился у отца своего, он вдвое будет почитать его: как отца, и как наставника; и благо отцу, который может сам обучать своего сына».
     «Высшие школы» или «каллы» собирались только на несколько месяцев в году. Три недели до начала курса декан приготовлял учеников к слушанию лекций, которые имел читать ректор, и обязанность эта, с увеличением числа слушателей, сделалась постепенно столь трудной, что необходимо было иногда назначать семь деканов. Способ преподавания не был такой, какой существует в наших университетах: профессора не читали лекций, которые слушатели «могли уносить с собою ясно написанные на бумаге», как студент в гетевском «Фаусте». Здесь все было жизнь, движение, прения; на вопросы отвечали вопросами; ответы давались в притчах или сравнениях; задавшего вопрос заставляли самого разъяснить этот пункт посредством
аналогии - метод, весьма похожий на метод Сократа. В Новом Завете мы находим множество примеров этого метода преподавания.
     Самым высшим почетом в народе пользовались не «священники», о действительном положении которых еще до сих пор существуют весьма странные понятия, не «высшие сословия», а именно эти учителя закона, «мудрецы» и «ученики мудрецов». Есть что-то почти немецкое в этом глубоком почитании, которое питали к представителям науки и учености, как 
бы бедны и незначительны они ни были по своему происхождению и положению. Многие из лучших и известнейших ученых были только простыми ремесленниками. Они были строителями шалашей, башмачниками, будочниками, поварами. Один - сверженный за высокомерие - президент должен был передать свой сан кандидату, которого застал в мастерской почерневшим от дыма. Праздность и аскетизм презирались более всего. Благочестие и ученость тогда только пользовались настоящим уважением, когда соединены были с полезным физическим трудом. «К научным занятиям хорошо присоединить ремесло, тогда ты будешь свободен от греха». «Занимающийся своим делом не должен встать даже пред самым великим ученым». «Кто своим трудом зарабатывает хлеб свой, стоит выше того, кто боится Бога» - вот обыденные изречения того времени.
     Почетное положение, которое занимал труд, препятствовало с одной стороны слишком рабскому поклонению учености, а с другой стороны удерживало массу народа от всяких аскетических крайностей. А между тем в этом отношении постоянно угрожали опасности. Когда храм был разрушен, в народе многие стали воздерживаться от употребления мяса и вина. Один мудрец осыпал их за то упреками, на которые они возразили: «Когда-то жертвы наши пылали на алтаре Господа, теперь алтарь разрушен; когда-то возливали вино на жертвы, теперь и этого нет». - «Но вы ведь едите хлеб, а ведь и от хлеба уделялись дары?» - «Правда, ответили они, мы поэтому, вперед будем питаться только одними плодами». - «Но ведь первые плоды тоже приносились в жертву?» - «Мы будем питаться одними поздними плодами». - «Вы пьете воду и забываете, что и вода служила при жертвоприношениях?» - Тут они замолчали и не нашлись, что ответить. Мудрец же напомнил им, что тот, кто разрушил Иерусалим, возвещает и его восстановление; что настоящий траур заключается вовсе не в том, чтобы делать свое тело неспособным к труду; пусть лучше какой-нибудь знак у дома и у стола, даже в самые


торжественные минуты, напоминает повсюду и во всякое время об утерянном святилище.
     И так оно и осталось.
     Другой весьма характеристический рассказ есть сказание о том мудреце, который среди ярмарки встретил пророка Илию и спросил его, кто из этой толпы удостоится будущего блаженства? Пророк прежде всего указал на беспутного с виду человека - смотрителя тюрьмы, «потому что он хорошо обращается со своими заключенниками»; а потом на двух простых ремесленников, которые весело болтали и прохаживались в толпе. Мудрец бросился к ним и 
стал расспрашивать их об их образе жизни и об их благочестивых деяниях. Они, сконфуженные, ответили: «Мы простые, бедные работники и живем трудом своим. Все, что мы можем сказать 
о себе - это разве то, что мы всегда веселого нрава и со всеми обращаемся дружелюбно.
Когда встречаем человека в грустном настроении, то присоединяемся к нему, болтаем с ним 
и стараемся развлекать его, пока он, наконец, не забывает своего горя. А когда мы узнаем, что двое поссорились, то не отстаем от них, пока они снова не сделаются приятелями. Вот в чем заключается вся наша жизнь»...
_________________

* Некоторые из этих выражений были греческие; другие, взятые из безыскусственной народной речи, из арамейского, поэтически указывают на специальное размещение младших и старших учеников, как напр. «ряд», «виноградник», «где они сидели рядами, как лозы стоят в цвету»; еще другие имели такое неопределенное происхождение, что могли принадлежать и к тому и к другому языку. Так, выражение для высшей школы заставило этимологов сильно ломать
себе голову: это выражение - калла. Это или еврейское слово, которым обозначается «невеста» - хорошо известное аллегорическое название науки, за которой усердно должно ухаживать, которая не легко поддается и от которой легко отчуждаются; или это искажение греческого слова «схола» школа; - а может быть это буквально то же самое, что наше слово «университет», от еврейского - кол, все, universus. в современном значении - все обнимающее учреждение для всех отраслей знания. 

<...........................................>

_____________________________________________________________________________________________
п