.
.
I X.
Прежде, чем покончим
с этим периодом развития Мишны, мы должны коснуться еще одного или двух
пунктов. Мы разумеем здесь время, в которое возникло христианство.
Необходимо сказать здесь
нисколько слов об отношениях христианства к Талмуду - предмет,
о котором много толковали в последнее время.
Если бы ходячие воззрения на различие между иудейством и христианством
не были так запутаны, тогда вовсе не приходили бы в такое страшное изумление
от разительного сходства между догмой и параболой, между аллегорией и поговоркой
в Евангелии и Талмуде.
Новый Завет, который,
выражаясь словами благочестивого Лейтфута, составлен «среди
евреев, евреями и для евреев», не может и говорить
иначе, как языком того времени, как относительно формы, так - вообще -
и относительно содержания. Есть еще гораздо более существенные точки соприкосновения
между Новым Заветом и Талмудом, чем думали до сих
пор богословы; ибо выражения: «искупление», «освящение»,
«милость», «вера», «благо», «возрождение», «сын человеческий», «сын Божий»,
«царствие небесное», из которых
некоторые встречаются уже в Ветхом Завете, не
впервые явились с христианством, как
можно бы судить по их значению, а встречаются
на каждом шагу в талмудических творениях.
Не менее громки и сильны
протесты Талмуда против «служения одними устами», против
тех, которые хотели бы сделать «закон бременем
для народа», против «законов, висящих на одном волоске», против «священников
и фарисеев». Основные таинства христианства как
новой веры суть предметы совершенно особенные,
которых мы здесь, как совершенно не относящихся к нашей задаче, вовсе и
не коснемся. Но нравственное учение в Талмуде и христианстве, в общих его
чертах, совершенно тождественно. Знаменитое изречете: «Делай
другим то, чего ты желаешь, чтобы тебе другие
делали», против которого так решительно восставал Кант с философской точки
зрения, приводится президентом синедриона Гиллелем - при смерти которого
Иисусу Христу было всего только десять лет - не как что-нибудь новое,
а как древнее и давно известное изречение, «которое
заключает в себе весь закон». Величайшей ошибкой всегда было, во первых,
то, что отдельные личности или классы постоянно смешивали со всем народом,
и во-вторых, что иудейство времен Христа отождествляли с иудейством
времен Моисея, судей, или даже времен Авраама,
Исаака и Иакова. Иудейство времен
Иисуса Христа, (к которому именно, вследствие
влияния Талмуда, весьма подходить иудейство современное), также похоже
на иудейство, изображенное в Пятикнижии, как современная Англия на Англию
времен Вильгельма Руфуса, или как Греция времен Платона на Грецию времен
Аргонавтов. За христианством остается та великая заслуга, что оно чудесные,
драгоценные начала, взлелеянные в школах и «мирном обществе» ученых, перенесло,
так сказать, на рынок всего человечества. То «царствие небесное», о котором
говорит постоянно Талмуд от первой до последней страницы, христианство
сообщило всей пастве, даже прокаженным. Не наше дело здесь рассматривать
плоды, которые это принесло всему миру. Но нельзя достаточно часто и энергично
протестовать против того колоссального заблуждения, будто Бог любви вдруг
последовал за Богом мести. «Люби ближнего, как самого себя» - это предписание
Ветхого
Завета, как это сам Христос учил своих учеников.
«Закон», как мы уже видели и как мы еще увидим впоследствии, был развиваем
до самых крайних - может быть даже весьма тягостных - мелочей, но все это
только относительно внешних деяний и поступков. Но «вера сердца» - догмат,
на который особенно налегал апостол Павел - была нечто такое, что фарисеи
ставили гораздо выше этого закона. Есть что-то такое, говорили они, что
нельзя предписать никаким законом и что, однако, выше всех законов. «Все
- гласит одно их изречение, - в руках Божиих, кроме только самого богопочитания».
-
«Шестьсот тринадцать
велений - говорится в Талмуде - переданы были Моисею для народа. Царь Давид
все эти веления соединил в одиннадцать, в пятнадцатом псалме: «Господь,
кто
может пребывать в Твоем шалаше, жить на священной
горе Твоей? - тот, кто честно
поступает» и т. д.
«Пророк Исаия соединяет
их в шесть (гл. X X X I I I, 15): «Кто живет честно», и т. д.
«Пророк Миха выражает
их тремя (V I, 8): Чего требует от тебя Господ, кроме: держаться права,
творить любовь и благочестиво поступать пред Богом твоим?»
«Исаия в другом месте
(L V I, 1) свел их уже только к двум: «Охраняйте право и творите справедливость!»
«Амос (V, 4) выразил
их в одном велении: «Ищите Меня и живите».
«Из этого можно было
бы заключить, что Бога можно найти лишь в исполнении всего его закона,
поэтому Хавакук прибавляет: «Благочестивый живет в своей вере».
Что же касается самих
«фарисеев» или «сепаратистов», то нет более грубого или укоренившегося
заблуждения, будто они были только «сектой», ненавидимой Христом и апостолами.
Они вовсе не составляли собою «секты», точно также как не составляют собою
«секты» католики в Риме или протестанты в Англии. Они также вовсе не так
были ненавидимы Христом и апостолами, как это может казаться при первом
взгляде на некоторые, более общие места Нового Завета. Ибо «фарисеи» в
то время - вопреки уверению Иосифа Флавия -
имели значение народа, в отличие от «кислого
теста Ирода». О тех «высших классах» вольнодумных саддукеев, которые придавали
весьма важное значение жертвоприношениям и десятинам, достававшимся им
же, и которые в то же время подвергали большему или меньшему сомнению бессмертие
души, Новый Завет почти что не упоминает. Нам в самом деле кажется,
что эти нисколько неопределенные и неясные обвинения
против «книжников и фарисеев» были совершенно ложно поняты. Не может подлежат
никакому сомнению, что между настоящими фарисеями были именно самые патриотические,
самые благородные и самые передовые руководители прогрессивной партии.
Самое развитие закона было в их руках лишь средством охранять в полной
силе дух закона, в противоположность букве, внешней форме, предоставлять
времени его права и изменять временные постановления согласно своим потребностям
и своим воззрениям. Что в этом стаде было много паршивых овец, торговавших
высоким именем всей корпорации - на это неоднократно жалуется вся тогдашняя
литература. Талмуд, в гораздо более сильных и едких выражениях, чем Новый
Завет, порицает ту, так называемую, «язву фарисейства», тех «крашенных»,
«которые совершают такие преступления как Зимри и требуют вознаграждения
как Пинхас: тех, «которые хотя хорошо проповедуют, но уже никак не хорошо
поступают». Остроумно парадируя их логическую чинность, их аффектированные
щепетильные разделения и подразделения, Талмуд
делит и фарисеев на. семь классов, из которых один только достоин этого
имени. Эти классы суть: 1) те, которые исполняют волю Божью из-за земных
побуждений; 2) те, которые выступают маленькими шажками и постоянно приговаривают
«Подожди меня немного; мне нужно совершить еще одно доброе дело»; 3) те,
которые ударяют головой об стену, лишь бы не посмотреть на женщину; 4)
благочестивые по профессии; 5) те, которые заклинают своих знакомых указать
им еще несколько обязанностей, которые они могли бы исполнить; 6) те, которые
благочестивы потому, что боятся Бога. Настоящий же и истый фарисей
тот, «кто исполняет волю Отца небесного, потому что он любит Его».
Между этими, - большею
частью - «фарисейскими», учителями периода Мишны, имена которых, вместе
с отрывочными описаниями их жизни, дошли и до нас, находятся превосходнейшие
люди, у ног которых сидели первые христиане, изречения которых, сделавшиеся
ходячими в устах народа, ясно показывают, что они были одарены необыкновенной
мудростью, благочестием, добротою и высоким и благородным мужеством - мужеством
и благочестием, которое они слишком часто имели случай запечатлеть своею
жизнью.
<...........................................>
_____________________________________________________________________________________________
|