.
.
X.
От этого беглого очерка
духовной атмосферы эпохи, в которую постепенно создавалась Мишна, обратимся
теперь к самой книге. Масса разных предписаний, постановлений. повелений,
приказаний и запрещений, древних и новых, перешедших но традиции, произведенных
из других правил или изданных для известного времени, по истечении восьми
столетий, возросла до таких колоссальных размеров, что с ними, в их разбросанном
и притом - не следует забывать - неписаном виде почти невозможно было справиться.
Три раза, в разные времена, сделаны были тремя первоклассными учеными попытки
систематизировать их и привести в порядок, и только третьему удалось сделать
это. Первая попытка сделана была Гиллелем I, в президентство которого родился
Иисус Христос. Этот Гиллель, называемый также вторым Эздрой, происходил
из Вавилона. Жажда знаний погнала его в Иерусалим. Он был до того беден
- рассказывает
предание - что когда у него раз не хватило ничтожной
суммы, которую нужно было заплатить за вход сторожу академии, он в сильно
морозную ночь влез на оконный карниз, чтобы прислушиваться к чтению. Как
он там лежал и внимательно слушал, члены его окоченели от холода и снег
покрыл его. Только когда в комнате сделалось темно, диспутанты заметили
неподвижную фигуру за окном. Его снова призвали в жизнь.
Мимоходом заметим, что
это случилось именно в субботу, а по Талмуду опасность уничтожает святость
субботы. Даже для самого малого грудного ребенка уничтожается святость
субботы, «ибо этот ребенок - прибавляет Талмуд - вместо этой одной, ради
его нарушенной субботы, будет соблюдать множество других».
Здесь мы не можем не
протестовать против того вульгарного - специально-английского -
воззрения, будто «еврейская суббота» - ничто иное, как строгий день покаяния.
Она именно - совершенно противное - «день радости и удовольствия», «праздничный
день», в который
одевают лучшую одежду, едят лучшую пищу и наслаждаются
вином, освещением, благовониями
и другими телесными благами. Высшее выражение
чувства самостоятельности и независимости
заключается в талмудическом изречении: «Живи
в субботу также, как в будни И избегай лучше зависимости от других». Но
все это собственно сюда не относится.
30 лет до Р. X. Гиллель
сделался президентом. Талмудические свидетельства полны рассказами о его
кротости, его благочестии и его доброте. Его изречения рисуют его яснее,
чем всякий биографический очерк: «Будь учеником Аарона, другом мира. восстановителем
его, другом всех людей и приводи их к закону». - «Не веруй в себя раньше
дня твоей смерти». - Не суди о своем ближнем, прежде чем ты сам был в его
положении». - «Кто не увеличивает своих познаний, тот уменьшает их». -
«Кто делает науку средством для наживы, тот погибает». Тотчас после лекций
он спешил домой. Однажды ученики спросили его о причине этой поспешности.
Он должен радеть о своем госте, ответил Гиллель. Когда они настоятельно
стали требовать, чтобы он наконец назвал имя своего гостя, он ответил,
что подразумевает лишь свою душу, «которая сегодня здесь, а завтра там».
Однажды язычник обратился к Шамаю, главе соперничавшей с гиллельской академией,
и иронически просил, чтобы он научил его всему закону в то время, когда
он будет стоять на одной ноге. Рассерженный учитель прогнал его. После
этого он обратился к Гиллелю, который принял его очень любезно и дал ему
тот знаменитый, с тех пор везде известный ответ: «Чего не хочешь, чтобы
тебе сделали, не делай того другому» - в этом заключается весь закон; все
остальное только комментарий на него. - Весьма характеристичен также ответ,
данный им одному из тех «остряков», которые надоедали ему своими глупыми
вопросами. «Сколько родов законов бывает?» спросил он у Гиллеля.
«Два - ответил последний - один писанный, а другой устный». На это остряк
заметил: «Я верую только в первый и не понимаю, почему я должен воровать
в последний». - «Садись - сказал Гиллель, и написав еврейской алфавит,
спросил его, указывая на первую букву алфавита: «Какая это буква?» «Это
- алеф».- «Хорошо, а следующая?» - «Бет». «Так. Но почему ты знаешь,
что это алеф, а это бет?» - «Это передали нам
наши предки?» - «Ну - сказал Гиллель, - если ты принимаешь на веру одно,
то должен принимать и другое».
Его уму, по-видимому,
впервые представилась во всем значении необходимость привести в порядок
и ясность всю эту огромную массу устных преданий. В то время было не менее
шестисот таких устных преданий, разбросанных в разных неопределенных отделах.
Гиллель попытался соединить всю эту массу в шесть частей; но он вскоре
умер, и начатое им дело оставлено было на целое столетие. Акиба, бедный
пастух, любовь которого к дочери богатейшего и самого гордого Иерусалимского
гражданина сделала его из грубого человека одним из замечательнейших ученых
своего времени «вторым Моисеем», взялся потом за это дело. Но и ему оно
не удалось. Его юридические занятия были прерваны римским палачом. Но день
его мученической смерти был, говорят, днем рождения того который окончил,
наконец, эту громадную работу - днем рождения Иегуды Святого, известного
преимущественно под названием «рабби». Около 200 г. по Р. X. была окончена
редакция всего свода законов (хотя все еще в неписаном виде), после страшных
усилий, не одной только школы, но всех, не при помощи одного только способа,
а при посредстве всевозможнейших способов собирания, сравнения и сокращения.
Когда свод законов был
написан, он уже во многих частях устарел. Еще задолго до разрушения храма,
Рим отнял «у Синедриона право творить уголовный суд. Поэтому, множество
узаконений о богослужении в храме, жертвоприношениях и т. д. имели только
идеальное значение. Аграрные законы могли быть применяемы большею частью
лишь в одной Палестине,
и только незначительная часть Народа осталась
верною оскверненной земле. Тем не менее,
весь кодекс охотно был принят многими палестинскими
и вавилонскими академиями как текст, но не как сборник старых и устаревших
законов, а как сборник таких законов, которые,
в то или другое время, с восстановлением еврейской
общественности, снова будут иметь
полную силу.
<...........................................>
_____________________________________________________________________________________________
|